Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:51, курсовая работа
Цель курсовой работы − рассмотреть и выделить наиболее эффективные методы формирования умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.
Цель определила следующие задачи данной курсовой работы:
− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
− применение детских музыкальных инструментов на уроках музыки в начальной школе;
− определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста
Введение…………………………………………………………………………
Раздел I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования учащихся младшего школьного возраста
Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников по системе Карла Орфа.
Раздел III. Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе..........................................................................
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..
Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребёнку музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование тесно связано со слушанием музыки, вокально – хоровым исполнением, импровизацией.
К числу основных
видов инструментального
− сольное, групповое и коллективное исполнение инструментальных образцов;
− исполнение аккомпанемента к разучиваемым и исполняемым песням;
− импровизация, сочинение инструментальных и вокально – инструментальных композиций.
Под инструментальным
музицированием на уроках
В исполнительской
деятельности навыки в первую
очередь связаны с владением
техникой. В процессе инструментального
музицирования Э.Б. Абдуллин выделяет
формирование навыков таких
Музыкальные
умения, которые формируются в
процессе музицирования
Различия
в умениях, формируется в разных
видах музыкальной
В
инструментальном
В этой связи необходимо выделить ещё одну разновидность умений, связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений. К ним относятся умения:
− интуитивно, а затем и в определённой мере осознанно исполнить произведение в своей исполнительской трактовке;
− предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
− сравнивать различные интерпретации и выбрать из них лучший вариант;
− оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.
Также в
инструментальном
− умение воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание произведения;
− охарактеризовывать своё внутреннее состояние, которое было в процессе исполнения, свои чувства, переживания и мысли;
− дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику исполняемого произведения, его образно – эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
− выявлять общее и особенное между разучиваемым произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
Проанализировав
выше сказанное, мы приходим к
выводу, что умения и навыки
элементарного музицирования –
это определённые действия в
исполнительской музыкальной
Аргументируя
значение умений и навыков
инструментального
В содержании
и организации музыкальных
− разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;
− недостаточная вокально – слуховая (иногда двигательно – слуховая) координация;
− преобладание роли зрелищно – событийных впечатлений по отношению к слуху;
− потребность в смене эмоциональных состояний; своеобразная импульсивность, бесконтрольность эмоциональных состояний;
− склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с взрослыми, с персонажами произведений музыки);
− регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление «увидеть» за словом конкретное представление; предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей);
− интеллектуально – волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных «важных» причин;
− личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и т.д. [27, с.51].
Поскольку в
младшем школьном возрасте
Для ребёнка
этого возраста характерна
Необходимо иметь ввиду и то, что для младших школьников характерна моторная активность. Вот почему так полезно включение в план урока музыки инструментального музицирования, разных видов музыкально – пластической деятельности, драматизации и т.п.
У учащихся
этого возраста наблюдается
Характерно,
что дети приходят в школу
с различной степенью
Одной из
особенностей младших
Возрастные
психологические особенности, по
мнению Т. Тарасова, не только
проявляются, но формируются и
развиваются у учащихся в
Введение инструментального музицирования в процесс музыкальных занятий способствует:
По сравнению с другими видами музыкальной деятельности, считает Э.Б. Абдуллин, инструментальное музицирование даёт возможность детям экспериментировать с достаточно разнообразным кругом музыкальных интонаций, в том числе с широкими скачками, сопоставлением регистров, с одной и той же интонацией в различном тембровом выражении и т.д. В процессе инструментального музицирования появляется возможность проследить зависимость характера звука его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов [27, с. 102].
Особое значение
оно приобретает в работе с
нечисто интонирующими детьми, когда
инструментальное
Инструментальное музицирование помогает учащимся овладеть различными исполнительскими средствами выразительности, в том числе такими исполнительскими штрихами, как сфорцандо, маркато и т.д., использование которых в певческой деятельности возможно лишь на относительно поздних этапах обучения.
Игра на
музыкальных инструментах
Таким образом, процесс формирования навыков и умений инструментального музицирования – многоплановое явление, включающее в себя широкий спектр определённых действий в исполнительской музыкальной деятельности, которые помогают ощутить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и её воплощению в собственной деятельности, это умения и навыки творческого восприятия музыки через игру на доступных музыкальных инструментах.