Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы − рассмотреть и выделить наиболее эффективные методы формирования умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.
Цель определила следующие задачи данной курсовой работы:
− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
− применение детских музыкальных инструментов на уроках музыки в начальной школе;
− определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Раздел I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования учащихся младшего школьного возраста
Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников по системе Карла Орфа.
Раздел III. Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе..........................................................................
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 2013.docx

— 59.39 Кб (Скачать файл)

Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребёнку музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование тесно связано со слушанием музыки, вокально – хоровым исполнением, импровизацией.

    К числу основных  видов инструментального музицирования  относятся:

− сольное, групповое и коллективное исполнение инструментальных образцов;

− исполнение аккомпанемента к разучиваемым и исполняемым песням;

− импровизация, сочинение инструментальных и вокально – инструментальных композиций.

      Под инструментальным  музицированием на уроках музыки  чаще всего подразумевают создание  шумовых оркестров, которые сопровождают  игру педагога на фортепиано  или баяне. Но шумовые оркестры  лишь одна из множества возможных  форм активного музицирования  с инструментами. Шумовой оркестр  – это игра, где есть место  для фантазии, возможны разные  варианты оркестровки, замены и  обмены ролями, а не исполнение  раз и навсегда одной единственной  выученной версии. По мнению Т. Э. Тютюнниковой, «элементарное музицирование  является той формой, которая  позволяет инрать многопланово, играть с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.п; играть друг с другом, разыгрывая  сюжеты песен; и играть вместе, создавая неповторимую атмосферу  общения в которой всем комфортно  и радостно» [30, с. 9].

       В исполнительской  деятельности навыки в первую  очередь связаны с владением  техникой. В процессе инструментального  музицирования Э.Б. Абдуллин выделяет  формирование навыков таких как  – навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, а также строя и  ансамбля в процессе коллективной  деятельности; навыки слухового  контроля и самоконтроля за  качеством звучания [27, с. 79].

        Музыкальные  умения, которые формируются в  процессе музицирования делятся  на группы, в зависимости от  вида музыкальной деятельности.

       Различия  в умениях, формируется в разных  видах музыкальной деятельности, заключаются главным образом  в том, что каждый вид деятельности  требует своих особых умений  координировать музыкально –  слуховые представления со специфическими  способами их воспроизведения: в  пении – это координация между  слухом и голосом, в игре на  музыкальных инструментах и в пластическом интонировании – координация между слухом и двигательным аппаратом. И в том и в другом случае такая координация регулируется тем идеальным представлением о звучании данного конкретного произведения, которое сложилось у учащегося.

        В  инструментальном музицировании, по  мнению Э.Б. Абдуллина выделяется  ряд умений, связанных с необходимостью  воплощения данного произведения  в собственном исполнении. Они  направлены на воспроизведение  и интерпретацию музыкального  произведения. При этом на первый  план выступают умения в форме  музыкально – слуховых представлений  о том, каким должно быть звучание  данного конкретного произведения  в определённом характере, жанре, стиле.

      В этой связи необходимо выделить ещё одну разновидность умений, связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений. К ним относятся умения:

− интуитивно, а затем и в определённой мере осознанно исполнить произведение в своей исполнительской трактовке;

− предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;

− сравнивать различные интерпретации и выбрать из них лучший вариант;

− оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

     Также в  инструментальном музицировании  формируются такие умения как:

− умение воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание произведения;

− охарактеризовывать своё внутреннее состояние, которое было в процессе исполнения, свои чувства, переживания и мысли;

− дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику исполняемого произведения, его образно – эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;

− выявлять общее и особенное между разучиваемым произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и жизненными истоками.

      Проанализировав  выше сказанное, мы приходим к  выводу, что умения и навыки  элементарного музицирования –  это определённые действия в  исполнительской музыкальной деятельности, которые помогают ребёнку ощутить  природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию  музыки и её воплощению в  собственной деятельности, это умения  творческого восприятия музыки  через игру на доступных музыкальных  инструментах.

      Аргументируя  значение умений и навыков  инструментального музицирования  в развитии младших школьников  целесообразно обратиться к анализу  возрастных особенностей детей.

      В содержании  и организации музыкальных занятий  с детьми младшего школьного  возраста (7 – 10 лет), считает Э.Б. Абдуллин, необходимо учитывать, что в этот  период происходит активный рост  всего организма. Г.С. Тарасов выделяет  следующие особенности младших  школьников, с которыми встречается  учитель на музыкальных занятиях:

− разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

− недостаточная вокально – слуховая (иногда двигательно – слуховая) координация;

− преобладание роли зрелищно – событийных впечатлений по отношению к слуху;

− потребность в смене эмоциональных состояний; своеобразная импульсивность, бесконтрольность эмоциональных состояний;

− склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с взрослыми, с персонажами произведений музыки);

− регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление «увидеть» за словом конкретное представление; предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей);

− интеллектуально – волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных «важных» причин;

− личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и т.д. [27, с.51].

    Поскольку в  младшем школьном возрасте дети  располагают значительными резервами  развития, с поступлением ребёнка  в школу под влиянием обучения  начинается перестройка всех  его познавательных процессов, приобретение  им качеств, свойственных взрослым  людям. Это связано с тем, что  дети включаются в новые для  них виды деятельности и системы  личностных отношений, требующие  от них новых психологических  качеств.

      Для ребёнка  этого возраста характерна непосредственность  проявления чувств, при этом наблюдается  отчётливое проявление и восприятие  полярных эмоций и непонимание  или неадекватное восприятие  и проявление эмоциональных оттенков. Часто внутреннее состояние и  переживания взрослых недоступны  для понимания младшего школьника  и тем более не могут вызвать  у него сопереживания, без которого  невозможен процесс его общения  с музыкой. Вместе с тем детям  этого возраста присуще яркое, образное воображение.

      Необходимо  иметь ввиду и то, что для  младших школьников характерна  моторная активность. Вот почему  так полезно включение в план  урока музыки инструментального музицирования, разных видов музыкально – пластической деятельности, драматизации и т.п.

      У учащихся  этого возраста наблюдается постепенная  переориентация с игрового способа  постижения мира, характерного для  дошкольников, на учебную деятельность. По мере обучения в школе  она становится определяющей  в его деятельности в целом.

       Характерно, что дети приходят в школу  с различной степенью подготовленности  к общению с учителем, со своими  сверстниками. Поэтому с одной  стороны учителю необходимо как  можно внимательнее отнестись  к особенностям поведения некоторых  детей, поощрять проявления музыкальных  способностей и особенно стремление  к творческой деятельности у  слабоодарённых в музыкальном  отношении детей. С другой стороны  следует постепенно, терпеливо воспитывать  умение действовать сообща, чему  способствуют коллективные формы  музицирования.

     Одной из  особенностей младших школьников  является небоьшой объём внимания, что обусловливает необходимость  частого переключения их с  одного вида деятельности на  другой. Поэтому возникает целесообразность  построения такого типа урока, в который включаются разнообразные  виды музыкальной деятельности, но с приоритетом практических: пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – пластической деятельности, инсценировки песен и т.п.

     Возрастные  психологические особенности, по  мнению Т. Тарасова, не только  проявляются, но формируются и  развиваются у учащихся в процессе  музыкальной деятельности. Эмоционально  – познавательная специфика этой  деятельности, её направленность  на формирование личности ребёнка  подчёркивает своеобразие развития  детей на уроках музыки. Главный  предмет музыкального воспитания  на всех сменяющих друг другаступенях  музыкального обучения одинаков  – формирование всё более духовно  – обогащённого отношения школьников  к музыке [28, с. 18].

Введение инструментального музицирования в процесс музыкальных занятий способствует:

  1. развитию всех без исключения сторон музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического и т.д.).Нужно заметить, что уделяя мало внимания развитию гармонического и полифонического слуха детей, педагоги обедняют свою музыкальную работу с ними. Активизация формирования музыкально – ритмического, звуковысотного, ладового, тембрового, гармонического и полифонического слуха может способствовать полноценному музыкальному развитию и, более того, облегчить путь педагога к достижению школьниками высокого уровня музыкальности. Есть еще один не мало важный компонент музыкальности ребёнка, который в большей мере влияет на общее музыкальное развитие – это формирование динамического слуха. Образно говоря, если точность звуковысотной, ритмической пульсации есть «сердце музыки», то динамическое богатство, нюансы – «душа музыки», что в целом является категорией высокой художественности.
  2. стимулирует исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе, и в свободное время (на праздниках, в семье, в часы отдыха);
  3. способствует формированию у учащихся эмоционального отклика, художественного вкуса и интересов. Необходимо заметить, что развитие характерных признаков эмоционального отклика и художественного вкуса у младших школьников идёт рука об руку с умением сопереживать, умением видеть и понимать эмоциональное состояние как учителя, так и сверстников эмоционально воспринимающих музыку.
  4. воспитывает интерес к игре в оркестре; способность различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания.

По сравнению с другими видами музыкальной деятельности, считает Э.Б. Абдуллин, инструментальное музицирование даёт возможность детям экспериментировать с достаточно разнообразным кругом музыкальных интонаций, в том числе с широкими скачками, сопоставлением регистров, с одной и той же интонацией в различном тембровом выражении и т.д. В процессе инструментального музицирования появляется возможность проследить зависимость характера звука его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов [27, с. 102].

   Особое значение  оно приобретает в работе с  нечисто интонирующими детьми, когда  инструментальное музицирование  является единственной возможностью  самовыражения ребёнка в исполнительской  деятельности. Однако и для детей  с хорошо развитим музыкальным (звуковысотным в том числе) слухом  этот вид деятельности содействует  активизации их музыкального  развития, поскольку у ребёнка  в процессе музицирования естесственно  устанавливается связь между  исполняемыми звуками и его  музыкально – слуховыми представлениями  о них. При этом учитель ставит, как специальную задачу преобразовывать  инструментальный звук, исполняемый  ребёнком на инструменте, в звук  вокальный. Для установления слуховой  и певческой координации, умения  воспринимать и учиться координировать  сочетание инструментального и  вокального звучания имеет значение  и игра на инструменте одновременно  с пением.

   Инструментальное музицирование помогает учащимся овладеть различными исполнительскими средствами выразительности, в том числе такими исполнительскими штрихами, как сфорцандо, маркато и т.д., использование которых в певческой деятельности возможно лишь на относительно поздних этапах обучения.

      Игра на  музыкальных инструментах создаёт  благоприятные условия для освоения  учащимися нотной, в том числе  партитурной записи. И это имеет  особое значение: в процессе певческой  деятельности, хорового пения освоение  многоголосного исполнения представляет значительно большую, по сравнению с инструментальным музицированием, трудность.

    Таким образом, процесс формирования навыков и умений инструментального музицирования – многоплановое явление, включающее в себя широкий спектр определённых действий в исполнительской музыкальной деятельности, которые помогают ощутить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и её воплощению в собственной деятельности, это умения и навыки творческого восприятия музыки через игру на доступных музыкальных инструментах.

Информация о работе Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки