Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы − рассмотреть и выделить наиболее эффективные методы формирования умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.
Цель определила следующие задачи данной курсовой работы:
− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
− применение детских музыкальных инструментов на уроках музыки в начальной школе;
− определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Раздел I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования учащихся младшего школьного возраста
Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников по системе Карла Орфа.
Раздел III. Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе..........................................................................
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 2013.docx

— 59.39 Кб (Скачать файл)

      Основная  направленность  этого вида  музыкальной  деятельности  в начальной  школе  выражается  в том,  что школьники  учатся  выполнять  простой  ритмический  аккомпанемент   к  звучащей  музыке,  сопровождая на простых  инструментах по указанию учителя  мелодию произведения,  играть  выразительно  в соответствии  с  настроением.

       Детей, прежде всего, знакомят  с различными  видами  инструментов, исполняют  на них мелодию,  обращая внимание  тембровую окраску каждого инструмента (звенящая у металлофона, звонкая  у тарелочки, нежная у треугольника, звучная у аккордеона, гремящая  у барабана и т.д.).

       Перед  началом  исполнения  произведения  необходимо вместе с детьми  обсудить,  какие инструменты  понадобятся для игры.  Совместной  игре в детском оркестре  предшествуют  индивидуальные занятия  с  каждым  ребёнком отдельно  и  игра небольшими группами-по 3 человека. Сначала с ними  выучиваются  партии,  затем  проводятся сводные  репетиции всем составом  детского оркестра.

      Приёмы  игры зависят  от конструкции  каждого  инструмента. Н.А. Ветлугина  советует,  прежде всего,  установить  правильную  исходную  позу  и  расположение  инструмента  по  отношению к ребёнку.

       Металлофоны, цитры  лучше всего положить  на небольшие подставки, находящиеся  на уровне колен играющих.  Если подставок нет, инструменты  можно положить на колени. Бубен  и  барабан держат на уровне  пояса,  а треугольник подвешивают  на подставку,  или же ребёнок  держит его в левой руке.

       Очень  важно научить приёмам правильного  звукоизвлечения.  При игре на  металлофоне молоточек следует  держать так,  чтобы он лежал  на указательном пальце, а большой  палец придерживал его сверху.  Удар должен приходиться на  середину пластинки и, главное  быть лёгким.  Кисть при этом  должна быть свободной.  Если  же ребёнок будет держать молоточек  зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным» , неприятным.

       При  игре на цитре медиатор нужно  зажать между большим и указательным  пальцами.  Звук извлекается лёгким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не  задевать лишних струн.

       Кастаньеты  звучат очень громко, поэтому  их берут в правую руку и  слегка ударяют лепестками по  ладони левой. Звук при этом  несколько приглушается,  и ритмический  рисунок отчётливо слышен. При  игре на треугольнике надо  ударять палочкой посередине  горизонтальной его части. Звук  должен быть лёгким и упругим, и, если он продолжается долго, следует прижать треугольник  рукой − звук сразу прекратится.

        Бубен  издаёт различные по характеру  звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним  большим пальцем. Если к тому  же менять место удара-ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс), к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.

       Тарелки  учащиеся держат за ремни и  ударяют одной о другую скользящим  движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам, (подвесив  их) можно ударять палочкой, конец  которой мягкой материей в  несколько слоёв или ватой.

       Когда  учащиеся почувствуют различия  в качестве звучания, когда они  сами станут ориентироваться  в разнообразных приёмах игры, у них будет развиваться слуховой  контроль и умение исправлять  неточности в своём исполнении.

       В начале  обучения методические приёмы  педагога направляются к тому, чтобы вызвать у ребёнка интерес  к новому для него виду занятия.

      В характере  звучания каждого инструмента  можно найти аналогию, с каким  либо явлением природы − голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить в цитре.

       Металлофон  хорошо передаёт звуки падающих  капелек дождя. Сначала они падают  редко, потом звенят всё чаще, чаще дождь усиливается.

       На барабане  палочки выбивают дробь, словно  гром гремит.

       Смысл  подобных приёмов, по мнению Н.А. Ветлугиной − в ознакомлении с выразительными возможностями каждого инструмента.

      На этом  первоначальном этапе полезно  также подготавливать детей к  координированным совместным действиям, развивать столь важное для  игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные  ритмические «оркестры». Дети хлопают  в ладоши, притопывают ногой, постукивают  деревянными палочками, брусками. И  здесь приёмы звукоизвлечения  могут быть различными. Так, если  ударять одну о другую ладони  с полусогнутыми пальцами, то  звук получается гулкий и глуховатый; если же ударять плоскими ладонями, как в «тарелки», то звук отчётливый и звонкий.

      Деревянные, пластмассовые, металлические предметы  также позволяют извлекать звуки  различного характера. Дети с  интересом прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают  навыки совместных или поочерёдных  действий.

      Полезно  приобщать детей к восприятию  и выразительному исполнению  ритмических речитативных интонаций  голоса. На первых порах можно  показать их выразительность  в простых ритмических приговорках, речевых интонациях, речитативе. Как  известно, речитатив близок к  напевной декламации. В нём есть  естесственные для разговорной  речи интонации повышения и  понижения, ясно слышны акценты, паузы.

      Желательно  обращать внимание детей на  то, что в различных игровых  и жизненных ситуациях сложно  воспользоваться ритмическими приговорками  и музыкально-речевыми интонациями.

      Существует  несколько приёмов последовательно  подводящих детей к выразительному  исполнению.

      Педагог  предлагает детям угадать, кого  позвали − Таню или Андрюшу. Дети должны это узнать по ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или на металлофоне:

                   Та − ня                                           Ан – дрю − ша

       Дети  узнают, как назвали девочку-Таней или Танечкой:

                   Та − ня                                           Та – неч − кА

      От исполнения  ритмического рисунка дети переходят  к речетативу. Им предлагается  позвать друг друга, но по-разному: ласково, сердито, вопросительно, призывно. Дети придумывают выразительные интонации, приближаются у напевной речи. Это ещё не вокальные интонации с их точной высотой и напевным звучанием. Они произносятся говорком. То повышая, то, понижая интонацию, ребята одновременно ищут сходные, звучащие на музыкальных инструментах, сочиняя, таким образом, короткие попевки.

       Дальнейшее  обучение идёт в следующей  последовательности: сначала осваивается  игра на одном инструменте, потом  на другом и т.д. При этом  увеличивается объём навыков  исполнения: сначала ритмических  рисунков; затем мелодий, построенных  на узких интервалах; позже мелодий, включающих значительные отрезки  звукоряда и более широкие  интервалы.

     Разучивая  мелодию несложных пьес, песен, попевок, дети должны справиться с двумя  трудностями: воспроизвести ритмический  рисунок и мелодическую линию. Сначала, когда идёт освоение  приёмов правильного звукоизвлечения, педагог предлагает детям более  лёгкое задание-воспроизведение ритма, разучивание приёмов правильного звукоизвлечения, пьески с фортепианным сопровождением.

      После исполнения педагогом дети легко усваивают попевку и поют, прохлопывая ритм. Затем они могут аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.

      Усвоение более сложных технических приёмов постепенно даёт возможность усложнить репертуар. В попевках появляются поступенные ходы в пределах небольших звукорядов, расширяется интервалика.

      Фортепианное сопровождение, ярко и выразительно изложенное, представляет для детей всё больший интерес. Важно, чтобы дети прислушивались к средствам музыкальной выразительности и чувствовали настроение музыки. Каждое художественное произведение по − своему оригинально, своеобразно, и методы его освоения должны быть различны.

       Музыкальное восприятие детей активизируется, если после первого прослушивания какой-либо пьесы им зададут, например, такие вопросы: «На каких инструментах лучше исполнять эту пьесу?», «В какой части пьесы следует играть на других инструментах и, на каких именно?».

       Дети обычно легче выбирают инструменты, если пьеса достаточно ясна по-своему характеру, имеет чёткую музыкальную форму, построена на контрастных по характеру частях. Конечно, оркестровать пьесу дети не могут. Но важно использовать интересный приём, при котором они пробуют сочинять и выносят своё «решение» − какой инструмент должен звучать в той или иной части пьесы. Умелым, тактичным подходом можно своевременно повлиять на их предложения и направить их ответы.

      Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием репертуара. Важно, чтобы эти знания носили творческий характер.

      Упражнения, в которых предлагается воспроизвести (по слуху) знакомую мелодию, проиграть ритмическую попевку на разных по высоте звуках (транспонируя) , найти новый приём игры на инструменте, безусловно, развивают у детей самостоятельность и слуховые представления. Но важно создать также предпосылки и для собственных творческих проявлений ребят. Дать возможность выбирать инструменты для исполнения той или иной пьесы, побуждать их и к импровизации.

       Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно, но дети часто бывают беспомощными в своих поисках. Направляет эти поиски педагог, предлагая детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т.д. Но можно применить ещё интересный приём коллективного творчества на металлофонах, ксилофонах.  Если заклеить ноты «фа» и «си» (4 и 6 ступени) или снять пластинки этих звуков, чтобы дети на них не играли, то они могут импровизировать все одновременно. Играют дети на пяти звуках (до,ре,ми,соль,ля). Получаются очень интересные гармонические сочетания, постоянно и неожиданно меняющиеся, но всегда очень мелодичные. При этом дети  могут  играть  в  любом  ритме, иногда  же им предлагают заданный ритм, например четвертная и две восьмые. Значение этого приёма состоит не только в развитии гармонического слуха.  Дети  начинают  сами импровизировать, делать первые попытки в создании «своих сочинений».

      При обучении детей младшего школьного возраста игре на музыкальных инструментах  применяется  метод  создания  композиции (Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова). Он направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения. Так, знакомую всем песню «Вместе весело шагать» весь класс может одновременно исполнять в различных  вариантах.  Первый  куплет учащиеся  исполняют, сопровождая своё пение  хлопками  в  ладоши;  второй  куплет − аккомпанируют себе на шумовых инструментах; третий куплет − опять сопровождают своё пение хлопками в ладоши.  Проявлением творческого начала является также импровизация ритмического сопровождения к песне на ударных музыкальных инструментах. Просторны для детского воображения русские народные песни «Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько», «Как пошли наши подружки» и многие другие.

      Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействуя их творчеству, необходимо помнить, следующее:

         − ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;

       − учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

       − учитель помогает найти ученику приём исполнения.

         Методика обучения игре на инструментах  должна быть организованной и последовательной. Успешность этого обучения зависит от согласованности всех  форм  музыкальных занятий.  На  занятиях  учащиеся  получают известный объем знаний, умений и навыков, накапливают репертуар. Разученные песни и пьесы дети охотно, с большим удовольствием используют в своих играх, исполняют на праздниках, развлечениях.

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       

Анализ опыта зарубежного педагога  Карла Орфа который рассмотрен в книге Л.А. Баренбойма позволил выделить этапы формирования умений  и навыков инструментального музицирования: 1) речевые упражнения, 2) перенесение ритмических фигур на ударные инструменты, 3) введение звуковысотных инструментов, 4) введение импровизационных и творческих упражнений.

Инструментальное музицирование в музыкальном развитии младших школьников способствует развитию всех сторон музыкального слуха; стимулирует исполнительскую деятельность учащихся; способствует формированию у учащихся художественного вкуса и интересов; воспитывает интерес к игре в оркестре, способность различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания.

Информация о работе Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки