Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:51, курсовая работа
Цель курсовой работы − рассмотреть и выделить наиболее эффективные методы формирования умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.
Цель определила следующие задачи данной курсовой работы:
− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
− применение детских музыкальных инструментов на уроках музыки в начальной школе;
− определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста
Введение…………………………………………………………………………
Раздел I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования учащихся младшего школьного возраста
Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников по системе Карла Орфа.
Раздел III. Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе..........................................................................
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..
Основная
направленность этого вида музыкальной
деятельности в начальной школе
выражается в том, что школьники
учатся выполнять простой ритмический
аккомпанемент к звучащей
музыке, сопровождая на простых
инструментах по указанию
Детей,
прежде всего, знакомят с различными
видами инструментов, исполняют
на них мелодию, обращая внимание
тембровую окраску каждого
Перед началом исполнения произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Совместной игре в детском оркестре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребёнком отдельно и игра небольшими группами-по 3 человека. Сначала с ними выучиваются партии, затем проводятся сводные репетиции всем составом детского оркестра.
Приёмы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Н.А. Ветлугина советует, прежде всего, установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребёнку.
Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Бубен и барабан держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребёнок держит его в левой руке.
Очень
важно научить приёмам
При
игре на цитре медиатор нужно
зажать между большим и
Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют лепестками по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчётливо слышен. При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть лёгким и упругим, и, если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой − звук сразу прекратится.
Бубен
издаёт различные по характеру
звуки в зависимости от того,
ударяют по его перепонке
Тарелки
учащиеся держат за ремни и
ударяют одной о другую
Когда
учащиеся почувствуют различия
в качестве звучания, когда они
сами станут ориентироваться
в разнообразных приёмах игры,
у них будет развиваться
В начале
обучения методические приёмы
педагога направляются к тому,
чтобы вызвать у ребёнка
В характере звучания каждого инструмента можно найти аналогию, с каким либо явлением природы − голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить в цитре.
Металлофон
хорошо передаёт звуки
На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит.
Смысл подобных приёмов, по мнению Н.А. Ветлугиной − в ознакомлении с выразительными возможностями каждого инструмента.
На этом
первоначальном этапе полезно
также подготавливать детей к
координированным совместным
Деревянные,
пластмассовые, металлические предметы
также позволяют извлекать
Полезно
приобщать детей к восприятию
и выразительному исполнению
ритмических речитативных
Желательно
обращать внимание детей на
то, что в различных игровых
и жизненных ситуациях сложно
воспользоваться ритмическими
Существует
несколько приёмов
Педагог предлагает детям угадать, кого позвали − Таню или Андрюшу. Дети должны это узнать по ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или на металлофоне:
Та − ня
Дети узнают, как назвали девочку-Таней или Танечкой:
Та − ня
От исполнения
ритмического рисунка дети
Дальнейшее
обучение идёт в следующей
последовательности: сначала осваивается
игра на одном инструменте, потом
на другом и т.д. При этом
увеличивается объём навыков
исполнения: сначала ритмических
рисунков; затем мелодий, построенных
на узких интервалах; позже мелодий,
включающих значительные
Разучивая
мелодию несложных пьес, песен, попевок,
дети должны справиться с
После исполнения педагогом дет
Усвоение более сложных техниче
Фортепианное сопровождение, ярко и выразительно изложенное
Музыкальное восприятие детей а
Дети обычно легче выбирают инс
Обучение игре на музыкальных и
Упражнения, в которых предлагается воспрои
Детское музыкальное творчество
При обучении детей младшего шк
Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействуя их творчеству, необходимо помнить, следующее:
− ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
− учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
− учитель помогает найти ученику приём исполнения.
Методика обучения игре на инст
Анализ опыта зарубежного педагога Карла Орфа который рассмотрен в книге Л.А. Баренбойма позволил выделить этапы формирования умений и навыков инструментального музицирования: 1) речевые упражнения, 2) перенесение ритмических фигур на ударные инструменты, 3) введение звуковысотных инструментов, 4) введение импровизационных и творческих упражнений.
Инструментальное музицирование в музыкальном развитии младших школьников способствует развитию всех сторон музыкального слуха; стимулирует исполнительскую деятельность учащихся; способствует формированию у учащихся художественного вкуса и интересов; воспитывает интерес к игре в оркестре, способность различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания.