Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 07:14, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование эффективности методики ознакомления младших школьников искусству иллюстрации лирических произведений.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
2. На основании изученной литературы рассмотреть специфику иллюстрации и ее педагогические возможности младших школьников при изучении лирического произведения.
3. Выявить критерии и показатели уровней обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию.
4. Рассмотреть эффективность методики обучения младших школьников искусству иллюстрации лирических произведений.
Введение…………………………………………………………………………..2
I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………………….6
1.1 Понятие и история искусства книжной иллюстрации…………………….6
1.2 Особенности восприятия книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10
1.3. Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………..13
II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22
2.1.Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22
2.2. Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации…………………………………………………………………….26
2.3 Конспекты уроков…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………45
Перечень использованной литературы ………………………………………..48
1.2 Особенности восприятия детьми
книжных иллюстраций.
Художественная
иллюстрация - важнейший элемент книги
для детей, во многом определяющий ее художественную
ценность, характер эмоционального воздействия,
возможности использования ее в процессе
эстетического воспитания читателей.
Книжная иллюстрация помогает ребенку
в познании мира, освоении нравственных
ценностей, эстетических идеалов, углубляет
восприятие литературного произведения..
Иллюстрация способствует пониманию ребенком
литературного текста, формирует представление
об его теме, идее, персонажах, содержит
в себе оценку событий и героев литературного
действия. Иллюстрация помогает детям
войти в литературный мир, почувствовать
его, познакомиться и подружиться с населяющими
его персонажами, полюбить их.
Так как жизненный опыт ребенка
невелик, ему сложнее воссоздать в своем
воображении то, о чем повествует писатель.
Ему необходимо увидеть, поверить.
Иллюстрация – рисунок,
образно раскрывающий литературный текст,
подчиненный содержанию и стилю литературного
произведения, одновременно украшающий
книгу, обогащая ее декоративный строй.
Основным художественным средством искусства
иллюстрации для младших школьников является
образное реалистическое раскрытие идей
литературы и явлений жизни, смысла всего,
что окружает. Оно опирается на образность
детского мышления.
Рассматривание книжных
Знакомство детей с книжной иллюстрацией
развивает эстетические чувства, формирует
художественный вкус, дает простор воображению
и собственному творчеству детей. Значение
иллюстрации в эстетическом развитии
читателя-ребенка основано на том, что
иллюстрация одновременно является произведением
графического искусства, имеющим самостоятельную
художественную ценность, и ключом к раскрытию
и пониманию идейно-художественного своеобразия
самого литературного произведения. Таким
образом, влияние иллюстрации на эстетические
чувства осуществляется двумя взаимосвязанными
путями, что значительно увеличивает силу
ее эмоционально-эстетического воздействия.
Эстетическая функция иллюстрации обусловлена
ее ценностью как самостоятельного произведения
искусства и является основополагающей.
Иллюстрация, прежде всего, произведение
изобразительного искусства, а затем литературы.
Лишь то произведение искусства иллюстрации
может быть признано полноценным, в котором
литературная образность определяет,
но не подавляет присущую изобразительному
искусству систему образов. В тесной связи
с раскрытием идейного смысла литературного
произведения находится характеристика
образов героев - задача, которую решает
художник-иллюстратор. К средствам образной
характеристики относятся: графическое
изображение героя, передача психологического
состояния героя через мимику, позу, жест,
а также с помощью пейзажа, интерьера и
даже цвета. Все эти художественные характеристики
направлены на раскрытие идейно-образного
содержания литературного произведения.
Язык - важнейшее выразительное средство.
Поэтому важно научить чувствовать
язык искусства, соответствие между стилем
иллюстрации и стилем литературного произведения.
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает эстетическую восприимчивость, выражающуюся, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждает те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, обогащает и развивает его зрительное восприятие.
Дополняя и углубляя содержание книги, книжная иллюстрация выполняет следующие важные функции:
- информативную;
- воспитательную;
- изобразительную;
- декоративную;
Говоря об иллюстрации нужно иметь в виду не просто рисунок в книге, сопровождающий авторский текст, а подлинную иллюстрацию, ту, что призвана интерпретировать и развивать тему произведения.(47, с.169)
Таким образом, иллюстрация как особая, самостоятельная область искусства является мощным средством воздействия на развитие личности младшего школьника и играет большую роль в его эстетическом и нравственном воспитании.
1.3 Формы и методы работы
Н. Н. Ростовцев под методом обучения понимает «способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость . Это самое популярное определение метода обучения.
Другое определение можно найти у Б. М. Неменского, который отождествляет методы конкретной программы и формы обучения. Он говорит: «методы программы — это форма проявления ее содержания в процессе обучения1
Более общее, современное определение метода обучения предлагает, например, В. В. Краевский: «Метод обучения — это конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования»2.
Современная дидактика определяет следующие основные методы обучения:
Каждый из общедидактических методов обучения определяет педагогическую сущность приемов, форм обучения и их систем. Конкретное соотношение элементов современного содержания образования и методов обучения показано в таблице 1.
Помимо общедидактических методов каждая конкретная программа по изобразительному искусству определяет свои специфические методы обучения. Довольно часто эти методы тесно переплетены с формами художественно-творческой деятельности и объединены схожими названиями.
Например, В. С. Кузин называет такие методы преподавания изобразительного искусства как беседа, объяснение, анализ натурной постановки и произведений изобразительного искусства, поэтапное выполнение рисунка (планирование общего хода работы), фронтальная демонстрация наглядных пособий и приемов работы над заданием, индивидуальный показ и исправление ошибок и др.(5).
Б. М. Неменский считает, что методы тесно связаны не только с формами, но и принципами преподавания изобразительного искусства. «Взаимосвязь между принципами, методами и конкретным построением содержания программы не однолинейна. Они слиты в педагогическом процессе и нелегко отделимы друг от друга». Целостность программы обеспечивают определённые методы, через которые реализуются соответствующие принципы. Тем не менее, в данной концепции можно выделить, например, следующие методы обучения изобразительному искусству:
Таблица 1.Методы обучения как
средство передачи содержания предмета
«изобразительное искусство»
Элементы содержания образования |
Виды, элементы усвоения |
Методы |
Знания
|
Осознанное
|
Информационно-рецептивный |
Способы |
Репродуцирование
|
Репродуктивный |
деятельности |
проблемных задач |
Проблемное |
Эвристический (частично-поисковый) | ||
Исследовательский | ||
Опыт отношений |
Переживание
|
Реализация связи мотивами учащихся |
- метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;
По мнению Т. Я. Шпикаловой каждая встреча ученика с художественной вещью должна быть необычной. И самый опасный враг такой встречи — установка учителя на однообразный план беседы. Народное искусство — это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это — мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание рождает стремление учителя «оживить» вещи, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь... И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы. Поэтому Т. Я. Шпикалова на уроках изобразительного искусства рекомендует использовать как можно больше примеров, в которых погружение учащихся в традиционную культуру сопровождается сказкой или игрой. В данной концепции особое внимание уделяется таким методам как игры, конкурсы, изовикторины, «путешествия» с помощью демонстрации наглядных пособий, «вживание» с помощью ассоциаций и театральной драматургии, свободное общение и живой диалог с детьми4
Наглядный метод - Он оказывает
более эффективное действие, чем словесное
объяснение. Следует сопровождать
показом книги литературного произведения
по теме урока. Желательно, чтобы иллюстратором
был художник, о творчестве которого будет
идти речь в ознакомительной беседе, а
для сравнения творческих подходов к иллюстрированию
произведения можно продемонстрировать
оформление книги другого художника.
Практический метод формирует
навыки и умения школьника работать над
заданием. Он использует полученные знания
о приемах работы с текстом на уроках литературы,
делает анализ образа, дает сравнительные
характеристики героям произведения.
Давно замечено, что дети любят рассматривать лица героев, определять его характер и настроение. Поэтому, многие иллюстраторы изображают большие портреты героев, особенно если писатель их ярко и четко обрисовал. Работа эта не простая, но как учебное задание на уроке при иллюстрировании литературного произведения более приемлема с точки зрения оценки рисунка. За все рисунки, выполненные учащимися, педагог, как правило, должен ставить им оценку. Этот момент во всем процессе обучения и воспитания имеет огромное значение в смысле конкретного разъяснения учащимся тех целей задач, которые ставит перед ними учитель. Поэтому необходима правильная организация системы оценивания работ учащихся. Должен быть определенный критерий рисунков. Что же является основным в оценке рисунков учащихся? Прежде всего, всегда надо иметь в виду цели и задачи, поставленные на каждом этапе обучения учебной программы. Кроме того, учитель преследует определенные цели и задачи на каждом уроке, и оценка должна отражать, насколько успешно эти задачи были выполнены.
Педагог должен учитывать применение в рисунках знаний, полученных учащимися раньше. Оценка рисунков всегда происходит по нескольким направлениям, кроме тех отдельных случаев, где перед учащимися ставятся узкие задачи, не затрагивающие другие стороны дела. В сюжетном карандашном рисунке учитывается перспективное, пропорционально - конструктивное, тональное и композиционное построение, выразительность рисунка, а также передача содержания отрывка, и пр. Если работа выполнена в цвете, то ко всем перечисленным задачам прибавляется оценка цветового решения. Здесь учитель сообразуется с программными установками для данного класса. Учитель должен также видеть индивидуальные особенности каждого ученика и принимать их во внимание при оценке рисунка. Это ведет к дифференцированию процесса обучения и стимулирует повышение качества работ учащихся. При оценке необходимо обращать внимание и на общее эстетическое впечатление от работы.
Уроки обучения школьников иллюстрированию
литературных произведений могут проводиться
по-разному, с использованием современных
технологий. Не редко учитель обращает
внимание учащихся лишь на выполнение
трех основных задач графической
грамоты: перспективу, пропорциональное
построение и цветовое решение. Недооценка
возможностей композиционного построения
сюжета резко снижает качество работы.
Практика показывает, что, чем подробней
разъясняется тема и сюжеты, тем
лучше будут рисунки
В процессе практической работы, учащиеся могут допустить логические, конструктивные, композиционные и технические ошибки. Логические ошибки заключаются в неверном перспективном построении изображаемых объектов - ученик не знает законов линейной перспективы. Так называемые конструктивные ошибки в рисунках возникают из-за незнания учениками сущности построения того или иного предмета, механизма и т. д. Причиной этих ошибок является недостаточность знаний о предметах реального мира.
Композиционные ошибки вызываются
недостаточным умением