Методы работы с иллюстрацией к лирическим произведениям на уроках ИЗО в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое обоснование эффективности методики ознакомления младших школьников искусству иллюстрации лирических произведений.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
2. На основании изученной литературы рассмотреть специфику иллюстрации и ее педагогические возможности младших школьников при изучении лирического произведения.
3. Выявить критерии и показатели уровней обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию.
4. Рассмотреть эффективность методики обучения младших школьников искусству иллюстрации лирических произведений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………………….6
1.1 Понятие и история искусства книжной иллюстрации…………………….6
1.2 Особенности восприятия книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10
1.3. Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………..13
II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22
2.1.Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22
2.2. Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации…………………………………………………………………….26
2.3 Конспекты уроков…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………45
Перечень использованной литературы ………………………………………..48

Файлы: 1 файл

ИЗО.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

- листы бумаги формата А-2,

- карандаши, краски, гуашь, клей, кисть и т.д.

-рисунки учащихся на тему «Осень»,

-компьютер, медиапроектор, слайды с зарисовками об осени,

-стенд с рисунками детей,

-осенние листья, гербарий,

-шаблоны,

-осенний букет из осенних листьев и поздних цветов

Подготовительная работа к уроку:

- деление класса на группы;

-    рисунки учащихся

Структура урока:

Ход урока 
1. Организационный момент: приветствие  
2. Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока.  
3. Основной этап урока:  
осень в литературе: прослушивание стихотворений

осень в изобразительном  искусстве: знакомство с творчеством  художников – пейзажистов, просмотр их работ 
осень в музыке: прослушивание музыки

4. Практическая часть урока: работа в мастерских.  
5. Рефлексия  
6. Домашнее задание

Ход урока:

1  Организационный момент

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу

Учитель: Здравствуйте! Прошу  вас сесть.

Слайд №2

Осень только взялась за работу,

Только вынула кисть и  резец,

Положила кой-где позолоту,

Кое-где уронила багрец

И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…

То зайдется от злости и  в клочья

Все порвет беспощадной рукой…

И внезапно, мучительной  ночью,

Обретет величавый покой.

И тогда уж, сорвав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!

2 Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока. Слайд№3

В этом стихотворении Маргарита  Алигер сравнивает осень с художницей, которая ищет все новые и новые  краски для своей осенней картины.

И тема нашего урока сегодня «Краски осени».

Слайд № 4

Цель урока: создание единого, коллективного представления об осени.

Помогут нам в творческом процессе прекрасные произведения об осени поэтов, художников и композиторов. Вместе с ними мы совершим осеннюю  прогулку, своеобразное путешествие  в Осень. Готовы?

3 Основной этап 

Осень в музыке

Учитель: Листья, как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста... Мелодия воздушна и легка. В ней шорохи опавшего листа.

Твоя осень-музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени-музыка твоего сердца!

Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в  музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие.

Осень в поэзии

Вокруг нас красивые осенние  листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный  день. Именно про такой осенний  день и написал своё стихотворение  «Листопад» русский поэт Иван Бунин:

Слайд № 5

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой  блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют, а  между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.

Слайд №6

Осень. Осень… Она кажется  многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый  дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.

Слайд №7

Этим временем года восхищались  многие поэты, художники, скульпторы, композиторы, и каждый по-своему показал её в  своих произведениях.

Слайд №8

Осень никогда не повторяется  – каждый год она приносит нам  что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Слайд №9

Слайд №10

Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина. И только осень действительно мила его сердцу:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса 

Люблю я пышное природы  увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Слайд №11

Поэту легко отдыхается в  эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется.

А вы, ребята, знаете стихи  об осени? (5 мастерских цепочкой читают)

Осень в живописи

Учитель: А можно ли проиллюстрировать природу? (Да).

Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж).

Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У  художников – краски, у поэтов –  слова.

Учитель: давайте посмотрим, как осень изображают художники.

Слайд № 12

Обычно осень — время  увядания природы —

вызывает чувство печали и тоски.

Но если на какой-то срок устанавливается

теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие

золотые цвета, то сама красота  осенней

природы вызывает чувство  бодрости,

жизнерадостное настроение.

Слайд №13

Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью  цвета являются картины великих  художников.

Слайд №14

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель  так называемого "пейзажа настроения".

Слайд №15

Художник умел очень тонко  передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

Слайд №16-23

 

Художники Поленов, Куинджи, Клод Моне понимали осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом.

Слайд №24-32

Осеннее настроение навеивают  и представленные перед вами натюрморты.

Слайд № 33-41

Беседа учителя с учащимися:

1. Внимательно посмотрите  на репродукции, какие основные  цвета в натюрмортах именно  и почему их выбирают художники?

2. Какими чувствами наполнены  картины? 

3. Какое настроение передают  авторы картин? (Ответы детей).

Учитель: “Что же дарит осень”?

Слайд №42

Ходит осень в нашем  парке, 
Дарит осень всем подарки 
Бусы красные – рябине 
Фартук розовый – осине 
Зонтик желтый – тополям.

Учитель: А нам осень подарила красивый букет! Наверное, один из последних подарков осени нам всем… Посмотрите на него очень внимательно, ибо сейчас в группах вы будете делать совместную творческую работу «Осенний букет».

Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение и наблюдательность.

4 Практическая работа  учащихся и индивидуальная работа  учителя

Сегодня мы будем работать в группах - каждая группа- творческая мастерская. В ней вы творите вместе, создаете коллективное произведение «Осенний букет». Каждая мастерская выполняет задание в определенной технике.

1- мастерская выполняет  в технике «Набрызги»

2-«Эстамп» и «Монотипия»

3- элементы графики

4-«Аппликации»

5-«Коллаж»

Слайд №43

Техника набрызги

Слайд №44

Эстамп 

Слайд № 45

Монотипия

Слайд №46

Монотипия

Слайд №47

Живопись и графика

Аппликации 

Слайд №48-54

Коллаж 

Слайд №55-57

Заключительная часть  урока

Учитель:

Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила  строки из стихотворения М.Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисует такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести!

И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили  немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Каждая мастерская выполнила работу в разной технике, и каждая настолько хороша и необычна, что, действительно, трудно от них отвести взгляд! Вы настоящие  художники Осени.

(выставка работ).

5 Рефлексия:

Учитель: А вам нравятся эти работы?

В чем, на ваш взгляд, особенности  каждой осенней картины? (ответы)

А мне на память о сегодняшнем  уроке оставьте свои впечатления  в виде волшебного дерева. Оранжевый  лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист —  мне немного грустно. Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю  палитру. Вот оказывается, ребята, какой  могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

Спасибо за внимание и за работу.

6 Домашнее задание: принести цветные газеты, журналы, клей (коллаж).

 

Выводы по второй главе.

 

 При работе над иллюстрацией  к лирическим произведениям на  уроках ИЗО в начальной школе  , необходимо  поддерживаться следующих  методов и приемов:

1. учитываются возрастные  особенности младших школьников, а также уровни их знаний  и представлений об искусстве  иллюстрации;

2. работа организуется  с учетом ниже перечисленных  звеньев:

а) знакомство учащихся с  творчеством ведущих иллюстраторов  детской книги;

б) стимулирование детей  к высказыванию впечатлений, полученных от восприятия иллюстраций художников, к анализу средств художественной выразительности увиденных рисунков;

в) создание у младших  школьников эмоциональной заинтересованности в выполнении собственных иллюстраций;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

Методика обучения школьников иллюстрированию литературных произведений требует от педагога живого, эмоционального, творческого подхода к делу. Даже тогда, когда найден удачный педагогический прием, его нужно разнообразить. Методика как искусство преподавания состоит в том, чтобы вовремя оказать помощь ученику, объяснить материал просто и понятно, наладить с ним психологический контакт

Иллюстрация – визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и т.п.), поясняющие или дополняющие какой-либо текст. Это визуальное средство обучения, поясняющее или дополняющее какой-либо текст

Иллюстрирование литературных лирических произведений как часть  тематического рисования является важным разделом школьной программы  по изобразительному искусству. Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:

  • вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
  • национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
  • стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,

стремление учителя к  педагогическому творчеству и совершенствованию  учебного процесса и др.

Рисование иллюстраций к  литературным произведениям дает  младшим школьникам возможность  внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и  ассоциативно мыслить.  В процессе рисования  иллюстраций ученик испытывает эмоциональное  воздействие и  двойное переживание  содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально-чувственной  сферы, развитию способности творческого самовыражения. Важным компонентом развития творчества детей является композиционное мышление.

Каждый учитель изобразительного искусства стремится развивать  у ребенка художественно –  образное мышление, воображение и  фантазию

К особенностям знаний и представлений  учащихся об искусстве иллюстрации  можно отнести: дети, как правило, отличают иллюстрированные произведения от произведений других видов искусств, не называя их авторов. В целом  чувствуют настроение автора иллюстраций, отражаемое в их сюжетах. Детям доступны некоторые средства художественной выразительности иллюстраций, но в  словарном запасе младших школьников практически отсутствуют названия ведущих средств художественной выразительности и представления  о них. Дети редко имеют представления  об особенностях творчества художников-иллюстраторов. Что существенно сказывается  на практических умениях школьников в изображении иллюстраций. Называя в каждой теме несколько сюжетов, уточняются моменты и эпизоды, которые хотят изобразить учащиеся, конкретизируется круг задач, стоящие перед ними. Это облегчает работу учащихся, дает возможность им яснее представить себе то, что они хотят изобразить, удачнее составить композицию.

Информация о работе Методы работы с иллюстрацией к лирическим произведениям на уроках ИЗО в начальной школе