Методы работы с иллюстрацией к лирическим произведениям на уроках ИЗО в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое обоснование эффективности методики ознакомления младших школьников искусству иллюстрации лирических произведений.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
2. На основании изученной литературы рассмотреть специфику иллюстрации и ее педагогические возможности младших школьников при изучении лирического произведения.
3. Выявить критерии и показатели уровней обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию.
4. Рассмотреть эффективность методики обучения младших школьников искусству иллюстрации лирических произведений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………………….6
1.1 Понятие и история искусства книжной иллюстрации…………………….6
1.2 Особенности восприятия книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10
1.3. Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………..13
II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22
2.1.Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22
2.2. Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации…………………………………………………………………….26
2.3 Конспекты уроков…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………45
Перечень использованной литературы ………………………………………..48

Файлы: 1 файл

ИЗО.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

Технические ошибки связаны с отсутствием  навыков и не достаточной аккуратности исполнения.

Чтобы свести к минимуму разнообразные  ошибки учащихся, необходимо организовывать учебный процесс в форме единой системы. Только при условии успешного  усвоения учениками всех основных понятий  и приобретения ими нужных навыков  по всем разделам предмета можно успешно  обучать их технике и грамотному исполнению рисунка к литературному  произведению. Развитие технических  навыков играет очень важную роль в процесс обучения учащихся рисованию. Не обладая достаточными навыками, школьники испытывают большие трудности  в исполнении рисунков, из-за чего у  них может пропасть и интерес  к рисованию.

Выводы по первой главе:

Младшие школьники с большим  интересом иллюстрируют и произведения, которые заучиваются наизусть на уроках чтения, поскольку в основе иллюстративного рисования лежат  образы воссоздающего воображения. Они возникают в процессе чтения литературного произведения, поэтому  нужно читать произведение медленно, многократно и целенаправленно. Литературное чтение дает пищу для  детской фантазии, а иллюстрации  конкретизируют литературные образы. Это единство учебного материала  обогащает творческую работу детей  в изобразительной деятельности, помогает активизировать восприятие читаемого текста и облегчает запоминание его содержания [28;315].

Иллюстрирование литературных лирических произведений как часть тематического  рисования является важным разделом школьной программы по изобразительному искусству. Рисование иллюстраций  к  произведениям дает школьникам возможность внимательно вчитываться  в содержание текста, заставляет образно  и  ассоциативно мыслить.  В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и  двойное переживание содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально-чувственной  сферы, развитию способности творческого  самовыражения.

II. Методика обучения детей младшего  школьного возраста иллюстрированию

2.1. Выявление  уровней обучения младших школьников  искусству иллюстрации

Методика обучения младших  школьников искусству иллюстрации  как предмет исследования рассматривает  особенности работы педагога с учащимися.

Под словом методика понимается, прежде всего, совокупность рациональных (эффективных) методов и приемов  обучения и воспитания.

I. этап: Констатирующий эксперимент(выявление  уровней обучения младших школьников  иллюстрированию).

II. этап: Преобразующий эксперимент  (реализация методики обучения  младших школьников иллюстрированию).

III. этап: Контрольный эксперимент  (контрольный срез и анализ  результатов).

Констатирующий эксперимент имеет своей целью:

1. Выявление уровня знаний  и представлений учащихся о  творчестве художников-иллюстраторов:

а) знаний об особенностях творчества и фактах из биографии художников-иллюстраторов;

б) знаний о материалах и  инструментах, которые использует художник-иллюстратор.

2. Выявление уровня знаний  детей о средствах художественной  выразительности:

а) знаний об особенностях книжной  иллюстрации как вида изобразительного искусства (отличается от других видов  или нет);

б) каковы представления  об особенностях книжных иллюстраций (средства художественной выразительности)

3. Выявление знаний учащихся  о последовательности процесса  иллюстрирования и умений выполнять  иллюстрации.

4. Выявление уровня знаний  и представлений родителей об  особенностях искусства иллюстрации  (при помощи анкет).

Кроме того используются  методы: диагностика, беседы с детьми, анкетирование родителей, математическая обработка результатов.

Проблема разработки критериев  является наиболее дискуссионной. В  своих крайних формах, как считал Б. М. Неменский, «математизация» гуманитарных наук (в точности изображаемого искусства) может противоречить самой сути и принципам гуманитарного образования. Поэтому нельзя не учитывать и  субъективный элемент в самом  предмете исследования. По  исследованиям  Н.М.Зубаревой, А.А. Люблинской,  выделяются следующие критерии и показатели уровней обучения учащихся искусству иллюстрации.

Таблица №2 Критерии и показатели уровней обучения

Критерии

Показатели

1

Отзывчивость учащихся на красоту  искусства иллюстрации:

а) эмоциональность;

б) заинтересованность.

2

Содержательность знаний:

а) знания о творчестве художников-иллюстраторов;

б) знания о средствах художественной выразительности;

в) знания об инструментах и материалах, используемых художниками-иллюстраторами.

3

Осознанность значимости результатов  художественного творчества иллюстраторов:

а) глубокая;

б) неглубокая.


 

На основе данных критериев  и показателей  характеризуются  уровни обучения младших школьников искусству иллюстрации следующим образом:

Уровень

Описание 

Высокий уровень (В)

Учащийся проявляет эмоциональную  отзывчивость и заинтересованность при восприятии иллюстраций, глубоко  осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, владеет  знаниями о творчестве художника-иллюстратора, об инструментах и материалах, используемых ими, о средствах художественной выразительности иллюстраций. Ребенок дает правильные ответы на вопросы диагностики (см.далее), но, возможно, не отвечает или отвечает не верно на 1-2 из вопросов, выполняет отличную иллюстрацию.

Средний уровень (С)

Учащийся проявляет эмоциональную  отзывчивость и заинтересованность при восприятии иллюстраций, но, возможно, не глубоко осознает значимость результатов  творчества художников-иллюстраторов, владеет минимальными знаниями о  творчестве художника-иллюстратора, о  средствах художественной выразительности  иллюстраций, материалах и инструментах, которые используют художники; учащийся дает правильные ответы на большинство  вопросов, но, возможно, не отвечает или  отвечает не верно не более, чем на 3 вопроса, выполняет хорошую иллюстрацию.

Низкий уровень (Н)

Учащийся не проявляет  эмоциональную отзывчивость при  восприятии иллюстраций, не осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, не владеет знаниями, необходимыми в искусстве иллюстрации: не может ответить или отвечает неверно на 4 и более вопросов, выполняет плохую иллюстрацию.


 

2.2. Реализация  методики обучения младших школьников  искусству иллюстрации

Преобразующий эксперимент  осуществлялся в двух направлениях:

1. Ознакомление младших  школьников со средствами художественной  выразительности.

2. Ознакомление учащихся  со спецификой деятельности художника-иллюстратора.

1 направление имеет следующие задачи:

1) дополнение и систематизация  учащихся о средствах художественной  выразительности иллюстраций, о материалах и инструментах, которые используют художники-иллюстраторы;

2) формирование у детей  умения выделять средства художественной  выразительности;

3) воспитание эстетического  вкуса и эмоционального отношения  к творчеству художников-иллюстраторов.

В соответствии с программными требованиями необходимо  рассмотреть  следующие средства художественной выразительности: образная выразительность, формат, линия, пятно, ритм, контраст, симметрия  и ассимитрия, пропорции, тон, светотень, штрих, контур, силуэт, цвет(колорит), точка зрения в композиции.

Данное направление может  быть реализовано посредством бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество, а  также практических работ учащихся.

Кроме того используется и  метод «вариативности впечатления» - названное средство художественной выразительности связано с тем  или иным художественным образом, что способствует правильному пониманию младшими школьниками выразительных возможностей каждого средства.

Беседы необходимо сопровождать  демонстрацией наглядных материалов (иллюстраций), отбором.   

         Порядок подготовки выполнения учащимися рисунка к литературному произведению и последовательности процесса работы над композицией на заданную тему можно рекомендовать следующие:

  1. выбор сюжета;
  2. компоновка;
  3. наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения- целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др.
  4. наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома;
  5. выполнение эскиза ( в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции;
  6. выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции.

В конце необходимо организовать экспресс - выставку и обсуждение выполненных  работ.

При объяснении новой темы необходимо углублять знания учеников по основным разделам, связанным с грамотным  выполнением сюжетной композиции. Раскрывая  тему, обязательно следует обратить внимание учащихся на идейный смысл  литературного произведения, подвести ребят к тому, что основной их задачей в данной работе является передача характерных черт героев и  их окружения.

Называя в каждой теме несколько  сюжетов, уточняются моменты и эпизоды, которые хотят изобразить учащиеся, конкретизируется круг задач, стоящие  перед ними. Это облегчает работу учащихся, дает возможность им яснее  представить себе то, что они хотят  изобразить, удачнее составить композицию.

Важнейшим и более сложным этапом в работе школьников над иллюстрированием литературного произведения является компоновка изображаемых объектов. Процесс  компоновки представляет основу сюжетного  решения рисунка школьника. Выбрав сюжет, они должны продумать содержание рисунков, конкретизируя задачи.

Необходимо напомнить о том, что эскиз строится с общего наброска размещения всего изображаемого, в  тесной связи с идейным замыслом раскрытия содержания. Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке  должно быть главным, определить точку  зрения, с которой он будет рисовать все объекты. Когда ученики начнут прорисовку, строить и уточнять перспективу  и пропорции, необходимо постоянно  вести индивидуальную и фронтальную  работу с учащимися.

Цветовое решение эскиза должно быть замышлено учениками еще  до начала работы во взаимосвязи с  содержанием произведения. Когда  композиция намечена в общих чертах карандашом, нужно сделать небольшой  вспомогательный эскиз в цвете, наметив общее решение обобщенно, без лепки объемов предметов  и без деталей, однако передать их освещение, т. к. оно является одним  из главных элементов в цветовом решении иллюстрации. Исходя из тематической заданности, художник может передаваемое действие помещать в залитое ровным светом пространство или лучом света избирательно освещать нужные участки и группы. Падающие тени - дополнительный элемент для организации цельного цветового решения. При работе над освещенностью, обращаю внимание учащихся на силуэты композиции. Чтобы изображение легче читалось, следует темные объекты помещать на светлом фоне и наоборот.

К организованному распределению  светлых и темных пятен композиции надо отнестись с особым вниманием: они определяют декоративный строй, создают настроение - драматическое, напряженное или спокойно - уравновешенное. Светом можно выделить смысловой центр иллюстрации, В процессе объяснения можно показать специальные таблицы. Надо сделать, чтобы эскиз композиции в цвете давал решение сюжета, выявление замысла, композиционного центра, цельности и т. д. Только после решения поставленных задач в эскизе можно разрешать ученику приниматься за основной рисунок. В конце урока необходимо дать задание наблюдать и делать зарисовки отдельных фигур, людей, а также деревьев, домов и других объектов, намеченных в эскизах.

Информация о работе Методы работы с иллюстрацией к лирическим произведениям на уроках ИЗО в начальной школе