Методы работы с иллюстрацией к лирическим произведениям на уроках ИЗО в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое обоснование эффективности методики ознакомления младших школьников искусству иллюстрации лирических произведений.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
2. На основании изученной литературы рассмотреть специфику иллюстрации и ее педагогические возможности младших школьников при изучении лирического произведения.
3. Выявить критерии и показатели уровней обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию.
4. Рассмотреть эффективность методики обучения младших школьников искусству иллюстрации лирических произведений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………………….6
1.1 Понятие и история искусства книжной иллюстрации…………………….6
1.2 Особенности восприятия книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10
1.3. Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………..13
II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22
2.1.Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22
2.2. Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации…………………………………………………………………….26
2.3 Конспекты уроков…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………45
Перечень использованной литературы ………………………………………..48

Файлы: 1 файл

ИЗО.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

На втором уроке учащиеся преступают к выполнению основного рисунка, используя в качестве подсобного материала выполненный на пришлом  уроке эскиз и наброски отдельных  объектов с натуры или из исторических источников. Во время работы над  основным рисунком, просматриваются  сделанные наброски и делаются нужные замечания, Если ученики допустили  общую ошибку, рисую на доске рисунок и сопровождаю его объяснением. Особое внимание нужно обратить на методику урока, когда ученики, имея удачные композиционные замыслы, затрудняются в конкретизации форм, в изображении тех или иных объектов. Здесь необходимо прервать работу и показать им на классной доске, выполнив быстрые рисунки, конструктивное построение объектов. Когда не выходит фигура человека, пусть позирует товарищ, у которого рисунок идет более успешно. Не менее важен момент завершения работы над композицией. Уточняя и конкретизируя форму отдельных предметов, ученик может потерять цельность рисунка, появится пестрота, тональная дисгармония. В этом случае, я использую дидактический материал о цветовом решении здания или репродукции и иллюстрации художников.

Если в конце урока работа не закончена, то предложить по его  желанию, завершить ее дома. В конце урока организовать, обсуждение работ и делать это систематически, так как это одно из средств обучения учащихся рисованию. При обсуждении обязательно выделяю хорошие и средние работы. В плохих работах отмечаю что-то хорошее, чтобы ученик не потерял веру в достижение положительных результатов и интереса к рисованию.

При анализе работ дать ученикам возможность высказать свои мнения. По их ответам можно судить о степени  усвоения данной темы и закрепления  в памяти правил и законов композиции.

Наряду с общим объяснением  всему классу проводить индивидуальную работу с каждым учеником, в том  числе и с одаренными детьми.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует  их интерес к предмету образовательной  области «Искусство» и является необходимым условием формирования личности ученика.

Так как литературное произведение дает общую тему, но при этом не диктует  ее жестко. Здесь найдется место  любителям свободной темы и для  учеников, которые не могут придумать, что изобразить. Ученик находит нужную ему степень свободы,  при работе над иллюстрацией. Кроме, того рисуя  иллюстрацию, ученики делятся впечатлениями  от прочитанного. Получается, что рисуя, ученики реализуют потребность  в общении. Работа над иллюстрацией к лирическому произведению требует  от младших школьников  знаний, умений, времени, эмоциональных переживаний. Прежде всего необходимо « проживание»  текста, очевидна связь с уроком художественного слова, ведь материалом является литературное произведение. Эту связь можно сделать прочнее, если изучение литературного произведения и изо проводить в параллели. Уроки изо помогают подкрепить интерес к тексту произведения, так как учащиеся при рисовании повторно изучают и осмысливают текс, сюжет произведения. Предмет изо, в свою очередь, получает для иллюстрации произведения некоторые тонкости и особенности которые, возможно остались бы незаметны для юных художников, не изучая они литературного произведения. Так  ученики  третьего класса при работе над иллюстрацией  к « Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина погрузились в мир Древней Руси с ее обрядами, природой, все то было востребовано учениками, прочувствовав с текстом « Песни..», а затем передано в рисунках. Эта работа принесла ученикам, удовлетворение и обогатила их духовно, расширила кругозор читателя.  Следующим этапом  является  сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Творческая индивидуальная работа каждого подчиняется  общей цели  создания цикла иллюстраций, объединенных общей техникой, стилистикой исполнения, форматом. Только при соблюдении этих условий может получиться целостный образ произведения. Коллективная в начале это работа проходит этап индивидуального создания иллюстраций и снова объединяется в конце. Здесь соблюдается принцип от общего к частому и от частного к общему.

1.Обсуждение произведения, выбор темы для иллюстрации,  выбор техники исполнения. Поиск  стилистики будущих работ. Это  совместная работа ученика и  учителя. Хорошо если на этом  этапе подключается учитель художественного  слова. Заканчивается разбором  тем индивидуального исполнения. Задача учителя помочь в выборе . чтобы тема соответствовала  возможностям ученика. При   этом подчинялась общему замыслу.

2. Индивидуальная работа. Сначала ведутся  поиски композиционные, тональные, цветовые, вспомогательный  материал, дополнительные рисунки.  После этого приходит время  исполнение самой иллюстрации.  Здесь необходимо соотнести работу  каждого с общим замыслом, помогать  индивидуальные работы в стилистическом  и техническом единстве.

3.Общий просмотр, устраняются  недочеты. Идет объединение работ  в единый цикл – образ произведения.  

2.3 План- конспект уроков.

Поскольку план-конспект урока ИЗО  составляется каждым учителем с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому план-конспект урока ИЗО должен помочь учителю структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит  из основных разделов, характерных  для всех план-конспектов. План-конспект урока ИЗО содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект урока ИЗО может входить также подробное описание того, что ученики должны делать на уроке ИЗО по ходу урока. Зачастую план-конспект урока ИЗО не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока ИЗО отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. План-конспект урока ИЗО не допускает тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО  должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все  основные элементы. При этом рекомендуется  добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта. План-конспект урока ИЗО должен иметь продуманную структуру изложения материала.

План-конспект урока ИЗО

Тема урока ИЗО: "Люблю я  Русь, за осень золотую. Рисование  на заданную тему."

Цели урока:

- обратить внимание детей на  особенности признаков осени  в природе, на красоту форм  и окраски растений;

- развивать у детей умения  писать кистью, пользуясь разными  приемами: широкими и плавными  мазками и линиями, концом кисти,  примакиванием кисти к бумаге  и мелкими мазками; 

- прививать навыки пространственного  расположения рисунка в месте;

- учить заполнять цветом весь  рисунок.

Оборудование для урока ИЗО:

Для учителя:

- репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":

- иллюстрации художника А. Белюкина  на стихи А.Пушкина в книге  "Уж небо осенью дышало":

- Грамзапись "Октябрь" из детского  альбома П. Чайковского "Времена  года"

- Большой лист бумаги и все  необходимое для демонстрации  последовательности выполнения  работы красками.

Для учащихся:

- Белая и цветная бумага (голубая,  светло серая, желтоватая или  бледно зеленая);

- Краски;

- Кисти и все необходимое  для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися  за деревьями в школьном саду.

Ход урока ИЗО.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к  уроку учащимся

Учитель говорит, что на уроке они  будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить  свои наблюдения за природой, деревьями  в школьном саду во время прогулки.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения произошли  осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

- Наступила осень, и природа  вокруг нас изменилась. Деревья,  кусты и травы стоят в осеннем  наряде.

- Листва на деревьях осенью  очень разнообразна по цвету.  Она имеет зеленые, красные,  желтые и другие оттенки. Листьев  на деревьях становится все  меньше. Они падают, кружатся на  ветру, ложатся красивым ковром  на землю.

- Мы наблюдаем за деревьями  различных пород. Они отличаются  друг от друга по форме, цвету  стволов и листьев. Ветки у  них тоже располагаются не  одинаково. Но у всех деревьев  стволы толще внизу и тоньше  к верху, ветки располагаются  вокруг ствола, на больших ветках  и маленьких веточках располагаются  листья. Основание передних деревьев  мы видим ниже, чем основания  дальних, основания деревьев расположены  на земле, а за деревьями  видно небо.

- Работа с иллюстративным материалом.

Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

- Нравится ли эта картина?

- Объясните почему?

- Как вы думаете, почему художник  так назвал свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых  отражена эта красота.

- Назовите деревья, которые вы  видите на картинке?

- Укажите, какие деревья на  переднем плане и объясните,  как они изображены на картине.

- Почему мы сразу видим, какие  деревья ближе расположены к  нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре  иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения  к природе осенью.

Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются  передать их в рисунке кистью и  красками.

Учащиеся выполняют рисунок  во весь лист, положив его по горизонтали.

5. Показ и объяснение учителя.

Учитель предлагает обозначить землю  вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести  эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит  ее цвет.

- Затем учитель показывает, как  с помощью цвета обозначить  землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.

- После просыхания фона дети  пишут деревья (сразу кистью  без предварительного прорисовывания  карандашом.)

Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие  это деревья и что одни из них  расположены ближе, другие дальше.

- Сначала легкими линиями намечаем  стволы деревьев. Делаем это быстрыми  движениями снизу вверх, не  забывая при этом, что внизу  стволы шире, а кверху уже.

- Потом рисуем ветки. Располагаем  их не симметрично, как это  обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые  ветки загораживали другие, как  это наблюдается в природе.

- Цвет стволов пишем широкими  мазками кисти.

- Потом легкими плавными линиями  намечаем ветки, веточки и листву  на деревьях. При этом используем  еще один работы - метод примакивания  кисти к бумаге.

- И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком  кисти. Для работы используем  разные краски, как в чистом  виде, так и смешанные между  собой.

После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал  детям использовать свои личные впечатления.

6. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной  работе

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки  тихой музыки дети выполняют свои рисунки.

8. Выставка рисунков.

Проводится выставка работ и  их анализ.

9. Итог урока. Чему учились  на уроке?

- Что вам больше всего понравилось  на уроке ИЗО?

- О чем вы расскажите дома?

 

Тема урока: «КРАСКИ ОСЕНИ»

Вид урока: урок формирования предметных умений и навыков.

Тип урока: урок- творчества.

Цель урока: создание коллективной работы, в которой воплотились представления об осени, обучение работе в коллективе.

Задачи урока:

- сформировать умение компоновки на листе бумаги композицию;

- развивать творческие способности учащихся, наблюдательность;

- воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Методы:

1. На усвоение знаний:

--простота и доступность изложения материала;

- включение диалога «учитель – ученик»

2. На прочность знаний:

- применение наглядных пособий;

-применение ИКТ

3. На повышение интереса к предмету:

- использование нетрадиционных форм урока;

- включение в ход урока музыкального сопровождения, метод создания художественных «композиций»

Оборудование:

Материал :

-поэтический: стихи Пушкина А.С. «Осень», И.А. Бунина «Листопад». 
художественный: слайд-фильм «Золотая осень», слайдовая презентация «Осень в произведениях великих художников». музыкальный: Чайковский П.И. цикл пьес Времена года Осенняя песнь «Октябрь», А.Вивальди "Времена года" (композиция "Осень").

Информация о работе Методы работы с иллюстрацией к лирическим произведениям на уроках ИЗО в начальной школе