Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Главные задачи:
- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у обучающихся интерес к изучению биологии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Содержание работы

Введение
Глава I. Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
1.1 Познавательный интерес, как способ формирования любви к предмету
1.2 Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний
1.3 Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала
1.4 Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления пройденного материала
Глава II. Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии
Глава III. Использование задач, игр и компьютерных технологий, как средство развития познавательного интереса к предмету
3.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии
3.2 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии
3.3 Компьютерные технологии, как средство активизации процесса обучения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Развитие когнитивных процессов на уроках биологии.docx

— 78.34 Кб (Скачать файл)

   Оглавление

Введение

Глава I. Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория

1.1 Познавательный интерес,  как способ формирования любви  к предмету

1.2 Приемы развития познавательного  интереса на этапе восприятия  знаний

1.3 Приемы развития познавательного  интереса на этапе осмысления  изучаемого материала

1.4 Приемы развития познавательного  интереса на этапе закрепления  пройденного материала

Глава II. Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии

Глава III. Использование задач, игр и компьютерных технологий, как средство развития познавательного интереса к предмету

3.1 Использование биологических  задач при развитии познавательного     интереса к биологии

3.2 Познавательные игры  как средство развития познавательного  интереса к биологии

3.3 Компьютерные технологии, как средство активизации процесса  обучения

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                  Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

                                           мерило его интеллектуального богатства, показатель его               кругозора и эрудиции. 

В.Сухомлинский

 

Актуальность  темы: Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей обучающихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность обучающегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучающихся.

Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей обучающихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии обучающегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей обучающегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил обучающихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у обучающихся веру в свои силы и способности.

Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей обучающихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей обучающегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления обучающихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

Поэтому, цель данной работы: показать, что интерес обучающегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы школы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.

Объект исследования - познавательная деятельность, ее природа, формы проявления.

Предмет исследования - система факторов и механизмов, влияющих на познавательную деятельность учащихся и обеспечивающих ее развитие.

Главные задачи:

- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;

- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у обучающихся интерес к изучению биологии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Методологической  основой исследования явились основополагающие принципы психологии: единство сознания и деятельности, принцип детерминизма и деятельностного подхода.

Для решения обозначенных задач использовались стандартные  и авторские методики и методические средства: наблюдение, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка данных (статистические данные).

Теоретическое значение курсовой работы, полученные результаты вносят определенный вклад в понимание психологических механизмов развития познавательных процессов личности, углубляют существующие представления о механизмах развития познавательных процессов как в учебной, так и в трудовой и других видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория

1.1 Познавательный интерес,  как способ формирования любви  к предмету 

«Ученик на уроке  устает не от деятельности, а от ее однообразия» 
К.Д. Ушинский

 

Познавательная  деятельность – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание  целей деятельности и тем самым  способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному  и глубокому отражению действительности. Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых  обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

Мотивы, побуждающие  к приобретению знаний, могут быть различными. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интересно. При формировании мотивации учитель ориентируется на перспективы, резервы развития с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических  процессов человека на объекты и  явления окружающего мира, при  которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью.

Познавательный  интерес как способ формирования любви к предмету:

-     Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожит нерешенные вопросы.

-     Стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроках вопросов, в дополнениях, в поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения;

-    Активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений;

-     Стремление поделиться с другими новой свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

Очень большое влияние  на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету. То есть деятельность педагога должна быть направлена на создание положительной мотивации: задача учителя - сформировать у слабоуспевающих и неуспевающих устойчивую мотивацию достижения успеха, размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку. Для создания положительного отношения к учению надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему; подробно обосновывать отметки, выделять критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку.

Итак, воспитание познавательного  интереса к предмету у школьников во многом зависят от личности учителя. Отметим качества, которыми должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету.

Ими являются:

1) Эрудиция учителя,  умение предъявлять к ученикам  необходимые требования и последовательно  усложнять познавательные задачи. Такие учителя обеспечивают в  классе интеллектуальный настрой,  приобщают учащихся к радости  познания;

2) Увлеченность  предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к  поиску различных решений познавательных  задач; 

3) Доброжелательное  отношение к учащимся, создающее  атмосферу полного доверия, участливости;

4) Педагогический  оптимизм – вера в ученика,  в его познавательные силы, умение  своевременно увидеть и поддержать  слабые, едва заметные ростки  познавательного интереса и тем  самым побуждать желание узнавать, учиться. 

Учитель может не обладать всеми указанными достоинствами. Но если учитель в совершенстве владеет  хотя бы одним из этих качеств, то он часто добивается значительных успехов  в обучении и развитии учащихся. Таким образом, для целенаправленного, планомерного развития мышления учащихся и одновременного формирования у  них мотивов учения учителя должны использовать различные приемы и способы развития познавательной деятельности.

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.

Выделим наиболее важные методы, для развития познавательной активности:

- больше коллективной деятельности;

- разнообразие системы урока;

- проведение бесед для выявления интересов учащихся;

- использование наглядных пособий и материалов;

- просмотр развивающих фильмов;

- организации экскурсий и викторин;

- внедрение новых технологий в процесс обучения;

- использование уже имеющегося педагогического опыта.

Если соблюдать  все перечисленные пункты, то можно  максимально увеличить уровень  познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе.

Для этого также  необходимо в области обучения придавать  большое значение глубокой и вдумчивой  работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора  учащихся, столь необходимого для  появления и укрепления их познавательных интересов.

 А также:

·  Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

·  Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

·  При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

·  Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:

·  Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

Рекомендуется:

·  Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

·  Использовать всестороннее воздействие средств искусства;

·  Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

·  Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

·  Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

·  Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других;

·  Рекомендовать дополнительную литературу.

В области  внеклассной работы предлагается:

- расширять и  углублять кругозор учащихся  в определенной, избранной ими  области;

- практиковать решение  научно – прикладных задач.  Поставленные во внеклассной  работе задачи могут быть решены  самыми различными формами, поэтому  рекомендуются те из них, которые  получили достаточную апробацию  в опыте школ:

·  Вечера вопросов и ответов;

·  Конкурсы смекалки;

Информация о работе Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии