Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Главные задачи:
- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у обучающихся интерес к изучению биологии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Содержание работы

Введение
Глава I. Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
1.1 Познавательный интерес, как способ формирования любви к предмету
1.2 Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний
1.3 Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала
1.4 Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления пройденного материала
Глава II. Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии
Глава III. Использование задач, игр и компьютерных технологий, как средство развития познавательного интереса к предмету
3.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии
3.2 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии
3.3 Компьютерные технологии, как средство активизации процесса обучения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Развитие когнитивных процессов на уроках биологии.docx

— 78.34 Кб (Скачать файл)

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных  мероприятиях [38].

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

При выборе тех или иных методов  обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически  овладеть знаниями, то естественно, что  познавательная деятельность учащегося  не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение [39].

Наряду с методами, существуют принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Их выбор, так же как и  выбор методов обучения должен определяться с учетом особенностей учебного процесса.

1. Принцип проблемности является основополагающим.

Суть его состоит в том, чтобы  путем последовательно усложняющихся  задач или вопросов создать в  мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой  ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать  новые знания с помощью преподавателя  и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом  опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления. Cамое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся. Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания [20].

2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Практический курс всегда являлся  составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного  принципа заключается в том, чтобы  организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру  максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного  обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому  осмыслению.

3. Принцип взаимообучения является не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения [21].

4. Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности  включала в себя элементы анализа  и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.

5. Принцип индивидуализации является важным для любого учебного процесса важным.

Для обучения этот принцип имеет  исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических  особенностей:

- состав аудитории (комплектование групп),

- адаптация к учебному процессу,

- способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие  формы и методы обучения, которые  по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса [12].

6. Принцип самообучения.

Данный принцип позволяет индивидуализировать  учебно-познавательную деятельность каждого  учащегося на основе их личного активного  стремления к пополнению и совершенствованию  собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

7. Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии  стимулов. Поэтому в числе принципов  активизации особое место отводится  мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить [43].

Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые  побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как  мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся [14].

 

На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие - подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что не включение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность.

Таким образом, основными методами, способствующими развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии, являются:

  • метод дискуссии;
  • метод самостоятельной работы учащихся;
  • метод познавательного проблемного изложения;
  • эвристический или частично-поисковый метод;
  • исследовательский метод обучения;
  • метод творческих работ;
  • практический метод;
  • лабораторный метод;
  • наглядные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование задач, игр и компьютерных технологий, как средство развития познавательного интереса к предмету

3.1 Использование биологических  задач при развитии познавательного     интереса к биологии

Коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли,

есть задача - есть поиск ее решения.

Утверждение

 

Постановка задач в процессе обучения повышает активность обучающихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

В практике работы школы используются следующие типы задач:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Пример:

Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.

б) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

Пример:

Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи. 
Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие года наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?

в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

Пример:

 

Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. 
Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.

г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Пример:

Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды.

- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.

- Какие из них кажутся наиболее вероятными?

д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

Пример:

Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. 
Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.

- Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?

- Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?

е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Пример:

Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?

ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.

Пример:

Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.

Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены.

з) Задачи, содержащие новую для обучающихся информацию.

Пример:

Задача 1. Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела. 
Амплитуда изменения температуры - 56°! Когда зверек летит, температура бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?

Следовательно, биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У обучающихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.

 

3.2 Познавательные игры  как средство развития познавательного интереса к биологии

 В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития

В.А. Сухомлинский.

 

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а обучающимся необходимо испытывать потребность в ней.

• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

- Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

- Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:

1) обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

2) ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

3) мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.

I. Игры - упражнения.

Информация о работе Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии