Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Главные задачи:
- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у обучающихся интерес к изучению биологии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Содержание работы

Введение
Глава I. Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
1.1 Познавательный интерес, как способ формирования любви к предмету
1.2 Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний
1.3 Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала
1.4 Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления пройденного материала
Глава II. Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии
Глава III. Использование задач, игр и компьютерных технологий, как средство развития познавательного интереса к предмету
3.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии
3.2 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии
3.3 Компьютерные технологии, как средство активизации процесса обучения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Развитие когнитивных процессов на уроках биологии.docx

— 78.34 Кб (Скачать файл)

·  Диспуты;

·  Вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников;

·  Исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него;

·  Познавательные игры, игры – путешествия.

В школе важно  создать атмосферу интереса к  знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении.

Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и  при всех обстоятельствах имеет  большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю очень  важно не только его распознать, но и управлять им. 

 

 

1.2 Приемы развития познавательного  интереса на этапе восприятия  знаний

 

Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе  восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются: 
1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.

 Приведем примеры таких заданий: Орхидеи растут не только в джунглях Амазонки. Они есть и в наших северных лесах. Например, цветущий сиреневыми цветами ятрышник или ароматная любка двулистная. Однако и в тропиках, и в умеренной полосе, и даже в ботаническом саду жизнь этих чудесных и загадочных растений тяжела. Дело в том, что, во-первых, многие орхидеи не размножаются вегетативно. Деление корневищ, укореняющиеся побеги, деление куста - это не для них. У орхидей с подземными клубнями каждый год после цветения образуются новые клубни, но старые перестают работать, и больше особей не становится. Во-вторых, они плохо размножаются семенами. Им нужно не просто обнаружить пригодное тихое и влажное место, но и найти спутника жизни, без которого не может выжить ни одна орхидея, грибница. И не всякого, а строго определенного вида. И если такая встреча не состоится, семечко гибнет. Сожительство с грибами - потребность всех орхидей, они получают от грибов необходимые растениям питательные вещества, а взамен подкармливают их сахарами. Некоторые из них зашли на этом пути еще дальше: отказались от фотосинтеза и все питательные вещества отбирают у грибов.

Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное  воздействие, наступившая тишина, которая  свидетельствует о поглощенности  от только что услышанного. Сведения о северных орхидеях удивляют и восхищают  ребят.

2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. 
Например, «Куриная слепота» - русский народ дал этому цветку меткое название. Люди больные куриной слепотой не видят в сумерках, и лютик едкий уже перед сумерками закрывается, отсюда и название.

«Мать и мачеха»- возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.

Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.

3) Прием значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для обучающихся.

Приведем такой пример: Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2014 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?

Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии, образующееся в организме при их использовании?

Данный прием заставляет обучающихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов с использованием приема значимости материала актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников.

Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности обучающихся.

Отсюда можно сделать следующий вывод. Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у обучающихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда обучающиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.

 

1.3 Приемы развития познавательного  интереса на этапе осмысления  изучаемого материала

 

Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:

1) Постановка проблемного  вопроса, создание проблемной  ситуации и др.:

На уроке в 7 классах можно задать  следующий вопрос:

• Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок  мяса? Ответ поясните.

В результате использования  проблемного вопроса в ходе изучения учебного материала установлено, что вопрос способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

 2) Исследовательский прием.

На основе проведенных  обучающимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод, например:

• Неподалеку от водоёма, населенного  многими видами животных, в том  числе и земноводными, находится  завод, не имеющий на трубах очистительных  фильтров. В водоёме стала наблюдаться  массовая гибель земноводных. Анализ проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ для живых  организмов. Почему погибли земноводные?

 3) Эвристический прием.

Учитель, опираясь в своем  вопросе на имеющиеся у обучающихся  знания, помогает им с помощью наводящих  вопросов найти правильный ответ.

• Назовите основные отличительные  черты кольчатых червей по сравнению  с другими типами червей.

• Почему их появление на Земле стало ещё одним эволюционным шагом к прогрессу.

4) Прием научного спора.

На уроке учитель создает  ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям обучающихся доказывать и обосновывать свои суждения.

• Будьте судьей в споре:

1-й ученик: «Раковина является  хорошим защитным приспособлением  для моллюска, а поэтому, несмотря  на древность своего происхождения,  они являются одним из самых  многочисленных типов беспозвоночных  животных».

2-й ученик: «Несмотря на  наличие раковин, как защитных  приспособлений, численность моллюсков  в водоёмах заметно снижается.»  19 видов этих животных занесены в «Красную книгу».

3-й ученик: «Я считаю, что  причиной сокращения числа моллюсков  является употребление в пищу  многими животными и человеком».

 4-й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоём».

- Кто прав в споре?

Столкновение различных  точек зрения, в которых нужно  разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует  активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки  зрения. Это - стимул для преодоления  трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для  исследовательской активности.

Следовательно, постановка на уроке перед обучающимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии.

 

1.4 Приемы развития познавательного  интереса на этапе закрепления  пройденного материала

 

Учебная работа по закреплению  и более глубокому осмыслению знаний заключается в том, что  после изложения нового материала  и формулирования выводов и обобщений (понятий) учитель ведет обучающихся к новым фактам и примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением, которое в психологии называется переносом знаний. Суть его заключается в том, что в процессе учебной работы обучающимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а требует внесения определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического напряжения.

Н.А. Мечинсткая [15] указывала на то, что обучающиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. Только разумно поставленная система тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет добиваться глубоких и прочных знаний.

На этапе осмысления и  закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:

1) Использование натуральных  объектов в заданиях для обучающихся.

Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют задания.

2) Прием моделирования.

В качестве примера можно  привести следующее задание:

• Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих  на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все  возможные пищевые цепи.

3) Составление схем, таблиц.

Развитию познавательного  интереса способствует использование  на уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами:

Пример.

Заполните таблицу:

Лягушка - земноводное животное.

Укажите, какие особенности  лягушки указывают на то, что она  земноводное животное.

На основании изученного материала составьте таблицу:

 

Черты приспособленности  к водной среде

Черты приспособленности  к наземной среде

   

 

Основные признаки классов.

Признаки

Класс однодольчатые

Класс двудольчатые

     

 

4) Использование символов  для выполнения заданий.

При выполнении учебных заданий  обучающимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие  тот или иной объект изучения.

Таким образом, процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий. На основе полученных результатов были сделаны выводы о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление обучающихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше.

Использование натуральных  объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в  целом характерно для развития познавательного  интереса.

 

Информация о работе Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии