Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Главные задачи:
- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у обучающихся интерес к изучению биологии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Содержание работы

Введение
Глава I. Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
1.1 Познавательный интерес, как способ формирования любви к предмету
1.2 Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний
1.3 Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала
1.4 Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления пройденного материала
Глава II. Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии
Глава III. Использование задач, игр и компьютерных технологий, как средство развития познавательного интереса к предмету
3.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии
3.2 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии
3.3 Компьютерные технологии, как средство активизации процесса обучения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Развитие когнитивных процессов на уроках биологии.docx

— 78.34 Кб (Скачать файл)

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний обучающихся, во внеклассной работе.

Пример: «Пятый лишний». Обчающимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

II. Игра-поиск.

Обучающимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

III. Игры - соревнование.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных 
конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

IV. Сюжетно-ролевые игры.

Их особенность в том, что обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Обчающиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений обучающихся.

V. Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре обучающиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для обучающихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра-путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний обучающихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Пример игры - путешествия.

Условия игры:

1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы.

2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов.

Станция 1 «Муравейник»

Вопросы:

1) Могут ли муравьи предсказывать погоду?

2) Что такое мирликология?

3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах?

Станция 2 «Айболит»

Вопросы:

1) Какие насекомые могут быть лекарями?

2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?

3) Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется?

Станция 3 «Природоохранная»

Вопросы:

1) Как можно защитить муравьев?

2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?

3) Как защ «даются членистоногие?

Станция 4 «Летающие цветы»

Вопросы:

1) Какое значение имеет окраска бабочек?

2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?

3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?

4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку?

Станция 5 «Жуки»

Вопросы:

1) Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему?

2) Какие жуки пахнут розами?

3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки?

4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками? 
Почему?

Большинство учителей считают игру важным средством для развития познавательного интереса обучающихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, являются отсутствие методических разработок, неумение организовать обучающихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

 

3.3 Компьютерные технологии, как средство активизации процесса  обучения

На уроках биологии и во внеурочное можно использовать электронные учебники, созданные на платформе «1С: Образование», такие как:

  • «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» 6 класс;
  • «Биология: Животные» 7 класс;
  • «Биология: Человек» 8 класс;
  • «Основы общей биологии» 9 класс;
  • энциклопедия Кирилла и Мефодия и др.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Использование ИКТ на уроках биологии позволит:

- повысить качество обучения предмету;

-отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;

- выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия обучающихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память обучающихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить образовательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого «сценария» посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. Интернет позволяет реализовать три «сценария»:

  • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями.
  • во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение.
  • в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.

Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах.

Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов.

Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний обучающихся и их мотивацию к обучению.

Следует отметить   значение Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учитель биологии полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов, или поисковые системы. На серверах известных фирм производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания биологии. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебными материалами одновременно нескольким обучающимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе.

Электронный учебник по биологии на сервере «Открытый колледж». Содержание учебника приведено на сайте Биология сервера «Открытый колледж» ООО «Физикон» — www.college.ru/biologi/.

На сайте школы университета штата Вирджиния (США) можно найти «Виртуальную лягушку». Эта оригинальная моделирующая программа создана в 1994 году. Web-сайт позволяет препарировать на экране виртуальную лягушку. Основное меню программы размещено по адресу -www.curry.edschool.Virginia.EDU/go/frog/menu.html.

Газета «Биология» — приложение к газете «Первое сентября»- имеет электронную версию на сайте сервера «Первое сентября» — www.1september.ru/ru/bio.htm

Другие адреса:

  • www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html — ресурсы по биологии
  • http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml — база данных по биологии
  • http://prcnit.ssu.runnet.ru/abiturient/win/liceum/bio_cap.htm — анатомия
  • http://mega.km.ru/animals/ -всё о домашних животных.

 

 Использование ИКТ в обучении биологии обеспечивает:

  • активизацию познавательной деятельности обучающихся;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии в современном  обществе.

Познавательная активность школьника  выражается в стремлении учиться, преодолевая  трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных  волевых усилий и энергии в  умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным  образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она  динамически развивается, может  прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи  и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя  и стиль его общения с учащимися  на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных  уроках познавательная активность резко  меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и  как учит, как он умеет активизировать класс.

 Рассмотрев выше изложенные  приемы и методы можно сделать вывод, что существует множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты.

Информация о работе Методы, способствующие развитию критического мышления учащихся, как средство активизации процесса обучения на уроках биологии