Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность Задачи:
Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании

Содержание работы

Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
О российских программах дошкольного образования.
1.2 Федеральные государственные требования структуры общеобразовательной программы дошкольного образования .
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

УР БОУ СПО «Воткинский педагогический колледж

Им.П.И. Чайковского»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Модульный  принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении»

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса,33 группы дошкольного отделения ВПК специальности 050705 «специальное дошкольное образование» очной формы обучения

             Мартюшева К.А.

 

 

Научный руководитель: Белоногова Е.В

 

 

2012

 

Оглавление

Введение

Глава I  Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике

    1. О российских программах дошкольного образования.

1.2 Федеральные государственные требования структуры общеобразовательной программы дошкольного образования .

Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

2.1 Обновление дошкольного образования

2.2  Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного  периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи.

В «Типовой программе  воспитания и обучения в детском саду» (1984) учебно-воспитательный процесс делился на виды деятельности, напоминающие школьные предметы. Это был определенный процесс , но постепенно выявились и недостатки такой системы работы: обучение приобрело черты сходства со школьным .Этому способствовало построение занятий по типу уроков и копирование школьной модели поведения детей: желая ответить, они должны были поднимать руку, а при ответе вставать. Такая система работы в дошкольном образовательном учреждении  привела к закрепощению детей, к отказу от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры.

Такое положение  не соответствовало возрастным особенностям детей. Обучение и игра стали разобщаться. Начались настойчивые поиски путей  интеграции  всех видов деятельности в единый педагогический процесс .

Повсеместно стихийно появилась такая форма работы ,как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой  организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Позднее был  разработан так называемый модульный принцип педагогического процесса. Он дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении ,опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики .При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становиться модуль занятий , т.е логическая нить ,объединяющая группу занятий по разным видам деятельности . Идея модульного принципа была высказана директором НИИ дошкольного образования академиком Н.И Поддьянковым  еще в 1973 , но до настоящего времени не получила развития в теоретическом плане и не реализована  практически.

Отличительной особенностью модуля является наличие  сюжета ,который объединяет все занятия  в единое целое. Это может быть долговременная игра  или совместное интересное дело. Сюжет ведет детей к конкретной цели ,придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску.

В настоящее  время воспитательный образовательный  процесс в дошкольном образовательном  учреждении характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план  вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного ,по оценке специалистов уровня двигательной активности ,отрицательно влияющего на их эмоциональное и физическое благополучие.

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: «Образование должно быть не большим  по   объему , но емким».

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику  родного языка); в интересной, игровой форме обогащать словарь устной и письменной речи; развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

«ДОМИНИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НАКЛАДЫВАЕТ СВОЮ ПЕЧАТЬ НА ВСЕ СТОРОНЫ ДЕТСКОЙ ПСИХИКИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ, МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБНОСТНУЮ И ДОЛЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ СТРАТЕГИЮ И ТАКТИКУ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРА30ВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ» -   Н.Н. ПОДДЬЯКОВА

Важно отметить при этом,  что результаты научного поиска Н.Н.  Поддьякова не могут существовать в науке и практике сами по себе, отдельно.  При их внедрении в практику работы детских садов важно было сочетать их с открытиями других отечественных и зарубежных учёных С.Л. Рубинштейна, А.Я. Пономарёва, Л.А. Венгера, В.В. Столина, В.В. Давыдова, П.Г. Саморуковой, В.И. Логиновой и др. 

 

Проблема исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации педагогического процесса в системе дошкольного образования.

Объект исследования: эффективность модульного обучения в системе дошкольного образования

Предмет исследования: особенности применения модульного обучения  в системе дошкольного образования

Гипотеза: если в процесс воспитания и обучения дошкольников использовать модульный принцип, то это будет способствовать реализации современных требований к организации работы в дошкольном учреждении.

Статистическая гипотеза: Именно модульный принцип построения педагогического процесса:

  • позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок
  • выполнять образовательную программу не виде «прямого обучения» , а  в виде игры и с включением других адекватных для дошкольника видов деятельности
  • строить общение на личностно - ориентированной основе и связанными с ней педагогики сотрудничества и развития

Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность

Задачи:

  1. Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.
  2. Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
  3. Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
  4. Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании

Методы исследования:  Поставленные задачи целесообразно решать с помощью следующих методов: анализ научной литературы, описание содержания традиционных и форм обучения  в дошкольном образовании, исследование.

База  исследования. МДОУ г.Воткинск детский  сад № 11, старшая группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I .Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике

 

1.1 О  российских программах дошкольного  образования.

 

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.

Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения (основание: п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении), не нарушающие общей концептуальной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализации, социально-экономические, экологические, климатические условия, культурные, национальные и другие особенности своих регионов (область, край, республика). Воспитатели могут также использовать (адаптировать) лучший мировой педагогический опыт. Таким образом, в условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, вариативность) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения вышеупомянутого закона. Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ДОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации, в общеобразовательных учреждениях, которые посещают дети дошкольного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.

Анализ  современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ.

Вместе  с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

Общие требования к комплексным и парциальным программам дошкольного образования изложены в методическом письме Минобразования России от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации». Однако содержащиеся в этом документе требования не конкретизированы с учетом современных видов программ, которые определены в Законе РФ «Об образовании» (основные, дополнительные, примерные).

    1. Федеральные государственные требования структуры общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

В соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2 статья 9) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября  2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП).

       Одним из положений ФГТ является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».

В настоящее  время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

                              - учебный;

                              - предметно-средовой;

                              - комплексно-тематический.

Надо сказать, что ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, а сочетается с одним или двумя другими принципами или моделями построения образовательного процесса.

Учебный принцип (или модель) построения образовательного процесса является наиболее распространенным и традиционным для российского дошкольного образования.

Главное в ней – обучение – ведущий образовательный процесс дошкольников  (в прямом смысле  слова «ведущий» за собой воспитание и развитие). Соответственно учебная деятельность – особая и самостоятельная, а фактически и ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Специально  организованные занятия – основная форма обучения детей. В рамках учебной модели  воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и другим «предметам» В рамках конкретного занятия решаются образовательные задачи данного «предмета».

 

Безусловно, с  середины 20 века специально организованные занятия, проводимые в рамках учебной модели, претерпели  значительные изменения в части насыщения игровыми методами и приемами, включения  образовательных задач других «предметов» (интегрированные занятия), более свободной организации детей, менее «диктаторской» позиции взрослого и т.п.

Информация о работе Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении