Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность Задачи:
Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании

Содержание работы

Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
О российских программах дошкольного образования.
1.2 Федеральные государственные требования структуры общеобразовательной программы дошкольного образования .
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Описание модуля:

После указания всех пунктов структуры модуля следует  завязка сюжета (беседа педагога с  детьми) и описание занятий с указанием  целей, программных задач, материалов и оборудования, методов обучения, организации детей, а так же виды деятельности, методические рекомендации, ход самого занятия.

В конце занятия  или всего модуля можно дать дополнительный справочный материал.

Название модульного планирования связано с международным понятием «модуль», одно из значений которого функциональный узел, т.е. модульное планирование–это законченный блок информации.

В начале модуля происходит знакомство  детей с объектом через наблюдение, обследование, рассматривание, эстетическое восприятие. На данном этапе проходят экскурсии и наблюдения в природе, знакомство с образцами классического и изобразительного искусства, чтение художественной литературы и познавательного материала, игры на развитие мышления, восприятия, памяти и т. п. 
В основную часть модуля входят занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием; задания-упражнения, эстетические игры, экспериментирование с различными художественно-изобразительными материалами и т. п. 
Завершением модуля является выполнение, творческих заданий; оформление выставок, альбомов, композиций; фантазирование на предложенную тему и придумывание новых историй, организация спектаклей, театрализованных игр, праздников. 
Разработанное модульное планирование можно брать с любого возрастного этапа, т.к. общая картинка представлений формируется в течение всего года. Планирование модулей чередуется в соответствии с сезонными явлениями природы и социально-бытовым календарем, в сюжетной тематике выстраивается параллель с другими предметами образовательного цикла  «Мир профессий», «Транспорт», «Знакомые лица», «Далекие миры» и др.

 
Модульное планирование дает возможность выбора:

  • педагогу решать поставленную задачу в более удобной для него форме;
  • детям обеспечивает системность подачи материала с учетом дифференцированного подхода и резервности заданий.

В модульном  планировании даны ориентиры, но их можно  изменять. 
Значимое место в  работе по системе модульного планирования для достижения более высоких результатов занимают эффективные методы и приемы, и разнообразные формы организации работы с детьми.

Модульное планирование режимных моментов позволит удовлетворить  потребность дошкольников в разнообразной  деятельности, активизировать их интерес  к занятиям, интенсифицировать процесс развития воспитанников.

Грамотное чередование  в течение дня различных видов  деятельности и отдыха, пребывания в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания  способствуют полноценному развитию детей, укреплению их здоровья, восстановлению затраченной энергии.

Успешная работа воспитателя по всестороннему развитию ребенка во многом зависит от согласованности  и продуманности календарного плана  и использования разнообразной  внеучебной деятельности в каждом режимном отрезке в течение учебного года.

Планирование  работы дает возможность педагогу рационально  использовать время, правильно организовывать свой труд и педагогический процесс, равномерно распределять нагрузку по месяцам, устанавливать очередность  и сменяемость различных видов  деятельности. Все это позволяет обеспечить комфортное эмоциональное состояние детей как одно из условий их полноценного развития. При организации пребывания ребенка в детском саду недопустимо использовать занятия в качестве преобладающей формы обучения и воспитания. В течение дня необходимо обеспечить сбалансированное сочетание и чередование различных видов деятельности дошкольников: игры, наблюдения, беседы, опытно-экспериментальная деятельность, ознакомление с произведениями различных видов искусства, самостоятельная игровая и двигательная активность, нерегламентированная деятельность.

Дидактические принципы составления  плана:

- включение  в режим дня видов деятельности, способствующих профилактике различных  нарушений развития у детей  в период адаптации (мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива, знакомство с новыми помещениями детского сада и сотрудниками, многочисленные игры, работа в уголке уединения);

-  учет индивидуально-психологических  особенностей детей;

- повторение, закрепление  и применение заученного материала, освоенных знаний и умений;

- учет сезонности  и погодных условий;

- закономерности  чередования разнообразных видов  деятельности дошкольников (баланс  разных видов деятельности при  сохранении ведущей роли игры).

Непременными  условиями успешного, полноценного развития личности дошкольника является овладение им знаниями, умениями, навыками, практическими действиями, а также успешная социальная адаптация. Если задачи умственного развития, освоения элементарных математических представлений, овладения связной речью, сенсорными эталонами эффективнее решаются на фронтальных и подгрупповых занятиях, то формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных умений осуществляются, прежде всего, в рамках внеучебной деятельности.

Ребенок получает уникальную возможность применять  свои знания на практике, учится строить  взаимоотношения со сверстниками, контактировать и соподчинять свои действия с  интересами других. Таким образом, он углубляет, расширяет свои знания и представления об окружающем мире, предметах и явлениях, экспериментирует, делает простейшие выводы, упражняется в умении связно выражать свои мысли, накапливает впечатления, наблюдая за окружающим. Благодаря детской деятельности вне занятий, повседневному общению со сверстниками и педагогом обеспечивается процесс усвоения, уточнения, переработки, переосмысления и применения всей суммы имеющихся знаний дошкольника и, следовательно, их качественный рост.

Каждый ребенок  индивидуален, неповторим, а задачи воспитания и обучения, выдвигаемые программой, одни для всех. В этой связи огромное значение имеет внеучебная деятельность, многие виды которой предполагают подгрупповую или индивидуальную форму организации работы. Такой выбор обусловлен и тем, что все дети, как правило, приходят в ДОУ утром к определенному часу, а вечером уходят домой не одновременно. Персональные задания помогают решить задачи индивидуализации воспитания и направить педагогическое воздействие на достижение наилучших результатов.

Планирование игровой деятельности также тесно связано с индивидуальной работой с детьми. Правильное педагогическое руководство игрой дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на дошкольников, создавать условия для их развития, проявление организаторских качеств, инициативы, самостоятельности, творчества. Сама логика сюжетно-ролевых игр предполагает объединение детей в пары, маленькие подгруппы по половому признаку и интересам.

 

 

Особенности планирования внеучебной деятельности

Планирование  внеучебной работы в ДОУ должно базироваться на знании возрастных анатомо-физиологических и психических особенностей развития детей, закономерностей организации различных видов деятельности с учетом актуальных для современного образования подходов.

Условная половина периода бодрствования ребенка во время пребывания в ДОУ отводится для двигательно-активных и физкультурно-оздоровительных видов деятельности: подвижных, спортивных игр и упражнений, оздоровительных пробежек, коррекционно-оздоровительных игр, психогимнастики, хороводных, музыкальных и театрализованных игр и др. Важно своевременно переключать дошкольников с одного вида деятельности на другой, что не только предупреждает утомление, но и облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.

Отбор содержания и определение количества форм организации обучения в режиме дня должны осуществляться с учетом колебания работоспособности детей в течение дня и недели, их возрастных и индивидуальных особенностей.

 При составлении плана работы необходимо учитывать следующие правила.

Во-первых, важно обеспечить соблюдение длительности планируемых видов деятельности. Время, отведенное для задания, должно соответствовать программным требованиям для данного возраста.

Во-вторых, необходимо учитывать баланс мероприятий. Половину «рабочего» времени должны занимать виды деятельности, требующие повышенного умственного напряжения, а другую половину – мероприятия в рамках эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.

В-третьих, виды деятельности, требующие повышенной умственной нагрузки, в первый и последний дни недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в ни высокой работоспособности детей – в середине недели.

Успех обучения во многом зависит  от правильного распределения нагрузки в течение недели. Физиологами доказано, что в понедельник дети наименее собраны. Это связано с тем, что в выходные дни родителями, как правило, не поддерживается строгий распорядок дня. И в понедельник ребенок постепенно перестраивается, включается в выполнение режимных моментов. К пятнице у дошкольников накапливается утомление, поэтому планируются мероприятия, не требующие усиленной умственной работы. Таким образом, в понедельник и в пятницу количество организуемых педагогом видов деятельности должно быть минимальным.

Колебание работоспособности дошкольников в течение недели определяет также тактику планирования педагогом различных видов деятельности в разные дни. Так, в середине недели можно проводить мероприятия, требующие от детей максимальной сосредоточенности, повышенной познавательной активности и умственного напряжения. К ним относятся составление описательных рассказов, дидактические игры, обучающие беседы, рассматривание репродукций картин, эксперементально-опытная деятельность, индивидуальная работа по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, сенсорному воспитанию. В дни минимальной работоспособности рекомендуется планировать виды деятельности, не требующие от ребенка дополнительных усилий: индивидуальную изодеятельность, чтение художественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры.

Для профилактики утомления  дошкольников важно сбалансированное чередование видов деятельности с разной интенсивностью нагрузки в течение дня: утро, дневная прогулка, вечерняя прогулка, работа с детьми в группе в вечернее время.

В утренние часы, когда ребенок бодр и полон сил, предусматриваются наиболее трудоемкие занятия: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения, дежурство. По мере уставания воспитанников педагогу целесообразно переходить к сюжетно-ролевым и подвижным играм, чтению художественной литературы, пению,  а капелла и др.

Прогулка в ДОУ используется как средство не только оздоровления, но и обучения, воспитания. После серии учебных занятий дошкольник с радостью выбегает на улицу, где у него есть уникальная возможность получить новые яркие впечатления и знания, снять утомление и статическое напряжение, расширить представления об окружающей действительности, применить знания и умения, полученные на занятиях, и др.

На свежем воздухе  воспитатель, используя природные факторы и климатические возможности региона, может организовать мероприятия по закаливанию и оздоровлению детей.

Прогулку всегда следует начинать со спокойных видов  деятельности, для того чтобы организм ребенка успел приспособиться к  температурному перепаду. Дальнейшее планирование последовательности компонентов необходимо проводить с учетом предыдущей активности. Если дети вышли на прогулку после занятий по умственному развитию, целесообразно провести подвижные игры. А если прогулке предшествовали занятия по физической культуре, то воспитателю стоит организовать менее динамические виды деятельности, например наблюдение, экскурсию, осмотр участка, сюжетные игры малой подвижности.

Вне зависимости  от последовательности видов деятельности на прогулке ребенок получает возможность большую часть времени находиться в движении, удовлетворить повышенную потребность в двигательной активности, свойственную дошкольникам. Для того чтобы реализовать значительные потенциальные возможности нахождения на свежем воздухе для оздоровления и развития ребенка, педагог должен предусмотреть сменяемость различных видов двигательной активности: 1 – 2 подвижные игры ежедневно, спортивные игры и упражнения, физические упражнения на игровой основе, оздоровительные пробежки, самостоятельная и нерегламентированная двигательная деятельность детей.

Обязательным  компонентом прогулки являются также трудовые поручения (3 – 4 в неделю). При этом педагогу важно создавать игровую мотивацию, выбирать такие виды заданий, которые будут по силам дошкольникам данной возрастной группы. Ежедневно на прогулке организуются наблюдение за различными объектами живой и неживой природы, деятельностью людей, самонаблюдения.

После дневного сна силы ребенка восстанавливаются, однако необходимо учитывать, что процесс пробуждения индивидуален. Поэтому планируются мероприятия с постепенным увеличением нагрузки. В вечерние часы, в зависимости от дня недели, рекомендуется проводить 2 – 4 мероприятия. Пик нагрузки в это время должен приходиться на прогулку и постепенно снижаться к концу пребывания ребенка в детском саду.

Информация о работе Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении