Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность Задачи:
Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании
Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
О российских программах дошкольного образования.
1.2 Федеральные государственные требования структуры общеобразовательной программы дошкольного образования .
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Этот вывод подтвердился изучением работ авторов, посвятивших свои изыскания модульному обучению, таких, как С. Я. Батышев, И. И. Ильясов, Д. Ш. Матросю И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцавичене и др.
В названных
трудах освещены подходы к проектированию модульных
образовательных систем. В них обозначены
общие и конкретные принципы конструирования
модульных проектов для общеобразовательной
и специально-профессиональной
Данная технология была применена в контексте разработки модели реализации национально-регионального компонента (далее НРК) в дошкольном образовании.
Под модульной технологией понимается такое структурирование содержания образования и педагогического процесса по его реализации, которое представляет собой единую систему. Образовательный модуль включает в себя содержание НРК, целеполагание, задачи, методы, способы и средства, контроль над процессом обучения и учебно-методический комплекс по реализации модели.
Анализ показал, что принципиальные отличия модульной технологии от других педагогических технологий заключаются в следующих положениях:
1. Содержание обучения в данной системе представляется в виде самостоятельного модуля, одновременно являющегося и банком информации, и методическим руководством по её усвоению.
2. Образовательный
модуль обеспечивает
3. Сама суть модульной технологии требует соблюдения субъектных взаимоотношений между педагогом и ребёнком. В связи с этим перед педагогом стоит задача — мотивирование, координация и управление образовательно-воспитательным процессом.
Изучение конкретных разработок технологии модульного обучения показало, что процесс конструирования образовательного модуля заключается в тщательном отборе учебного материала, достаточного для реализации педагогических задач. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать, а также рационально уплотнять содержательную часть педагогического процесса в необходимых пределах. В основе дидактической системы модульной технологии положены следующие принципы: блочность (порционность) в подходе к определению целей и содержания обучения; структурирование отобранного материалов отдельные компоненты; придание динамичности (посредством целеполагания, вычленения отдельных элементов); гибкость и универсальность модульных блоков; логичность, последовательность элементов содержания обучения. Обучающий модуль содержит в себе полный и достаточный комплект рекомендаций для достижения целей и задач обучения и воспитания.
Заключение
В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности.
Основным приоритетом
сегодня выступает личностно-ор
Работу можно условно разделить на три направления:
Первый раздел
предполагает решение следующих
задач: помочь ребёнку осознать свои
характерные особенности и
Нам необходимо постоянно поддерживать каждого ребёнка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребёнку поверить в свои силы.
Уверенность в себе является важным качеством личности человека. Оно позволяет иметь и отстаивать собственно мнение, доверять себе и своим чувствам. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.
Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка.
Воспитание базируется на положительных примерах в поведение взрослых. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо не только учитывать это самим, но и уделять внимание работе с родителями.
Поэтому перед педагогами стоит особая задача – заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада. Сделать их союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с результатами. В группах присутствуют разные формы определения активности родителей.
В своей работе следует избегать таких неэффективных способов педагогического воздействия, как долгие наставления и нравоучения, которые часто дают обратный эффект.
Целесообразно заранее продумывать позитивные способы воздействия, которые должны вытеснять прямые запреты и нарекания.
Инновационная
технология модульный принцип обучения
помогает в организации учебно-
Таким образом,
реализация демократическим
Список используемой литературы
Приложение
«Нам
на улице не страшно»
Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием модульного принципа.
Автор: Петрова Галина Викторовна, старший воспитатель МДОУ N29, г.Старый Оскол Белгородской области.
Пояснительная записка
Актуальность
создания модульного курса «Нам на улице
не страшно» обусловлена:
- резким ростом автомобилизации;
-лидирующим местом травм, полученных
в результате дорожно-транспортных происшествий
в общем списке;
- отсутствием у дошкольников осознанной
необходимости выполнения правил дорожного
движения.
Анализ существующих программ
обучения детей дошкольного возраста
с правилами дорожного движения показал,
что они являются составной частью общей
программы воспитания детей. Все занятия
по обучению правилам дорожного движения
напоминают школьную модель обучения,
а игра, как основной вид деятельности
дошкольного возраста теряет свою значимость
и важность. Отказ от главного принципа
дошкольной педагогики – обучение в процессе
игры ведет к потере устойчивого интереса
к занятиям, инициативы, любознательности
и самостоятельности дошкольников.
Данные анализа свидетельствуют о необходимости
разработки и внедрения системы занятий,
которая сделает обучение дошкольников
правилам дорожного движения более интересным,
позволит реализовать принцип обучения
в игре и поднимет уровень знаний детьми
правил дорожного движения.
Модульный
курс по обучению дошкольников
правилам дорожного движения основывается
на принципах:
-обучение в процессе игры, как главного
принципа дошкольной педагогики;
-модульный принцип построения образовательной
программы, позволяющий использовать
ее как часть программы по основам безопасности
детей дошкольного возраста, направленной
на развитие у детей осознанного выполнения
правил дорожного движения;
- последовательности - любая ступень в
обучении ребенка правилам дорожного
движения опирается на уже усвоенное в
предыдущем модуле.
Цель модуля:
формирование у детей дошкольного возраста
навыков безопасного поведения на улице
через систему организации педагогической
деятельности на модульной основе.
Достижению этой цели служит решение задач по изучению
правил дорожного движения:
- создание условий для сознательного
изучения детьми правил дорожного движения
через интеграцию разнообразных видов
деятельности (игровой, познавательной,
продуктивной);
- повышение устойчивого интереса к занятиям
по изучению правил дорожного движения;
- закрепление знаний у детей по дорожной
тематике, формирование полезных навыков
и привычек безопасного поведения на улице.
Модульный курс реализуется
в рамках изучения программы по ознакомлению
дошкольников с окружающим миром
и программы «Основы безопасности детей
дошкольного возраста» (под редакцией
Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной).
Структура модуля представлена системой
обучающих занятий и развивающих мероприятий
по формированию у детей навыков безопасного
поведения на улицах города на основе
реализации модульного принципа.
При определении количества
часов, отведенных на модуль, учитывались
возрастные психологические особенности
детей и задачи обучения дошкольников
правилам дорожного движения на каждом
возрастном этапе. Занятия, включенные
в модуль, вписываются в сетку часов по
каждому виду деятельности и являются
составной частью педагогического процесса
и не увеличивают общую нагрузку детей.
Игровая деятельность, беседы, экскурсии,
обучающие игры с задачей решения проблемных
ситуаций осуществляются в свободное
время.
Каждый модуль имеет свои цели,
задачи, завязку и сюжет, вокруг которого
объединяются занятия по дорожной безопасности
по видам деятельности (познавательной,
игровой, продуктивной). Он дает определенную
сумму знаний по ПДД, необходимую именно
в данной возрастной группе. Содержание
модуля включает: во второй
младшей группе умение различать виды
транспорта, знакомство с понятиями улица,
дорога, тротуар, светофор; в средней
группе – знакомство с правилами перехода
через улицу (пешеходный переход), правилами
поведения в автобусе, закрепление знаний
о видах транспорта; в старшей
группе – расширение знаний о безопасном
поведении в транспорте, при езде на велосипеде,
о дорожных знаках; в подготовительной
группе – закрепление знаний детей
о дорожных знаках, видах перекрестков,
участниках дорожного движения, безопасном
движении по улице. В основе реализации
модульного курса использовался принцип
эмоционального восприятия, который позволил
сделать педагогический процесс более
интересным для дошкольников и реализовать
принцип обучения в игре.
Сюжеты модулей послужили объединяющим
стержнем для всех занятий, они позволили
сделать цель обучения правилам дорожного
движения понятной для детей. В модуль
вошли следующие сюжеты: «Приключения
автомобильчика» - долгосрочная игра во
второй младшей группе, «Светофорчик в
гостях у ребят» - герой игры Светофорчик
ставит перед детьми проблемные ситуации,
«Автомобильчик и Светофорчик открывают
музей «Дорожная азбука» - совместная
деятельность педагогов и детей по созданию
музея правил дорожного движения, «Школа
зеленого огонька» - переписка с инспектором
ГИБДД.
Направление, в котором реализуется
модуль – это взаимодействие педагогов
и детей в процессе организации работы
по обучению правилам дорожного движения.
Совместная деятельность с детьми
включает 4 блока:
Обучение дошкольников ПДД на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между собой и с педагогом, что ведет к становлению личностно-ориентированной модели обучения.
Учебный план модуля (48)
Блоки |
2 младшая |
средняя |
старшая |
подготовительная |
Транспорт |
2 |
3 |
5 |
4 |
Дорога и ее части |
2 |
3 |
2 |
4 |
Светофор |
1 |
2 |
5 |
2 |
Дорожные знаки |
3 |
8 |
4 | |
Количество |
5 |
10 |
20 |
13 |
Содержание модуля реализуется по плану
Вид деятельности |
2 младшая |
средняя |
старшая |
подготовительная |
Занятие |
2 |
4 |
8 |
5 |
Игровая деятельность |
1 |
2 |
3 |
2 |
Деятельность вне занятий |
1 |
3 |
8 |
5 |
Итоговое развлечение |
1 |
1 |
1 |
1 |
Общее количество |
5 |
10 |
20 |
13 |
Длительность |
15 мин |
20 мин |
25 мин |
30 мин |