Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность Задачи:
Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании
Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
О российских программах дошкольного образования.
1.2 Федеральные государственные требования структуры общеобразовательной программы дошкольного образования .
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Во время вечерней прогулки целесообразно повторять, расширять, углублять, систематизировать и использовать знания воспитанников, полученные на утренней прогулке, что должно найти отражение в составляемом плане. Если в утренние часы воспитатель планирует наблюдение за птицами, то в вечернее – стоит его повторить с целью уточнения и дополнения знаний детей. Кроме того, дошкольники учатся видеть изменения, происходящие с различными объектами в течение дня.
Работа с детьми в группе в вечернее время складывается в основном из видов деятельности, не требующих повышенной умственной активности. День ребенка насыщен разнообразными впечатлениями, и функциональные возможности организма к концу дня истощены. Задача педагога – обеспечить адаптивные условия, спокойное и уютное пребывание в группе, потому что дети ожидают долгожданной встречи с родителями. Эти часы отводятся для самостоятельных игр, нерегламентируемой деятельности и отдыха.
Технология модульного планирования
Для того чтобы
обеспечить преемственность видов
деятельности, сбалансировать чередование
специально организованных занятий
и нерегламентированной деятельности,
свободного времени и отдыха детей,
оптимальное сочетание
На основании представлений о возрастных закономерностях развития детей, правил распределения нагрузки в течение дня и недели, с учетом перечня предусмотренных типовой программой видов внеучебной деятельности и методических подходов к их организации создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю. При составлении плана на основе модуля, представленного в приложении 1, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня. На этой основе формируется технологическая карта, образец которой («примерное планирование работы с детьми старшего возраста в течение недели») представлен в приложении 2.
Таким образом, модульное планирование режимных моментов позволяет:
- своевременно осуществлять все виды деятельности;
- в течение
дня организовывать с детьми
разнообразную работу, способствующую
формированию необходимых
Педагогически обоснованное планирование мероприятий помогает удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности, поддерживает и активизирует их интерес к занятиям, играм, труду, интенсифицирует процесс развития.
Модульное планирование внеучебной нагрузки на неделю
Вид деятельности детей |
Форма работы |
Число повторений за неделю |
Утро. Работа в группе | ||
Самообслуживание |
Индивидуальная Микрогруппы |
1 |
Дежурство по трем направлениям: |
Индивидуальная Микрогруппы |
3 |
- в экологическом уголке; |
1 | |
- по столовой; |
1 | |
- на занятиях |
1 | |
Беседы: |
Фронтальная Подгрупповая |
4 – 5 |
- по ОБЖ; |
1 | |
- познавательные; |
1 – 2 | |
- нравственно-патриотические; |
1 | |
- гражданско-правовые |
1 | |
Формирование
культурно-гигиенических навыко |
Индивидуальная Микрогруппы |
1 |
Ознакомление с искусством |
Фронтальная Подгрупповая |
1 |
Детское экспериментирование |
Фронтальная Подгрупповая |
1 – 2 |
Проектная деятельность |
Фронтальная Подгрупповая |
1 |
Трудовые поручения (хозяйственно-бытовой труд) |
Индивидуальная Микрогруппы |
1 |
Работа в уголке природы |
Индивидуальная Микрогруппы |
1 |
Наблюдения в уголке природы |
Микрогруппы Подгрупповая |
3 |
Игры: |
12 – 15 | |
- сюжетно-ролевые; |
Микрогруппы Подгрупповая |
5 |
- дидактические; |
Фронтальная Подгрупповая |
3 – 4 |
- подвижные; |
Фронтальная Подгрупповая |
1 – 2 |
- коррекционно-развивающие; |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
- коррекционно-оздоровительные; |
Фронтальная Подгрупповая |
1 – 2 |
- настольно-печатные |
Индивидуальная Микрогруппы |
1 |
Самостоятельная игровая деятельность детей |
Фронтальная Подгрупповая |
1 – 2 |
Песенное творчество |
Фронтальная Подгрупповая |
1 |
Ручной труд |
Индивидуальная Микрогруппы |
1 |
Вид деятельности детей |
Форма работы |
Число повторений за неделю |
Утро. Прогулка | ||
Наблюдение за природой, погодой, животными, деятельностью людей |
Фронтальная Подгрупповая |
5 |
Игры: |
16 – 18 | |
- сюжетно-ролевые; |
Микрогруппы Подгрупповая |
3 |
- дидактические; |
Микрогруппы Подгрупповая |
5 |
- подвижные; |
Фронтальная Подгрупповая |
5 |
- с природным материалом (с песком, водой, снегом) |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 – 2 |
- коррекционно-развивающие; |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
- коррекционно-оздоровительные |
Фронтальная Подгрупповая |
1 – 2 |
Экспериментирование |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
Труд детей в природе |
Индивидуальная Микрогруппы |
3 – 4 |
Самостоятельная игровая деятельность детей |
Микрогруппы Подгрупповая |
3 – 4 |
Нерегламентированная двигательная деятельность |
Фронтальная Подгрупповая |
3 |
Оздоровительные пробежки |
Фронтальная Подгрупповая |
3 |
Вечер. Прогулка | ||
Наблюдение за природой, погодой, животными, деятельностью людей |
Фронтальная Подгрупповая |
5 |
Игры: |
10 | |
- сюжетно-ролевые; |
Микрогруппы Подгрупповая |
3 |
- подвижные; |
Фронтальная Подгрупповая |
5 |
- с природным материалом (с песком, водой, снегом) |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
- коррекционно-оздоровительные |
Фронтальная Подгрупповая |
1 |
Самостоятельная игровая деятельность детей |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
Нерегламентированная двигательная деятельность |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
Оздоровительные пробежки |
Фронтальная Подгрупповая |
1 – 2 |
Вечер. Работа в группе | ||
Беседы по этике и культуре поведения |
Фронтальная Подгрупповая |
1 |
Индивидуальная работа с детьми по разным направлениям |
Индивидуальная |
3 – 4 |
Слушание музыкальных произведений |
Фронтальная Подгрупповая |
1 |
Игры: |
9 | |
- сюжетно-ролевые; |
Микрогруппы Подгрупповая |
3 |
- дидактические; |
Микрогруппы Подгрупповая |
3 |
- со строительным материалом; |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
- музыкально-хороводные; |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
- театрализованные |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
Ознакомление с художественной литературой |
Фронтальная Подгрупповая |
1 |
Работа в книжном уголке |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
Работа в уголке музыкального воспитания |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
Работа в уголке физического воспитания |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
Работа в уголке сенсорного развития |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
Работа в уголке уединения |
Микрогруппы Подгрупповая |
1 |
Технологическая карта «Примерное планирование работы
с детьми старшего дошкольного возраста в течение недели»
День недели |
Место в режиме дня |
Вид деятельности |
Понедельник |
Утро |
Познавательная беседа. Сюжетно-ролевые игры. Коррекционно-развивающая игра. Наблюдение в уголке природы. |
Утренняя прогулка |
Наблюдение. Трудовые поручения. Дидактические игры. Подвижные игры. Спортивные упражнения. Сюжетно-ролевая игра. | |
Вечерняя прогулка |
Наблюдение. Подвижная игра. Игровые физические упражнения. Самостоятельная двигательная деятельность. | |
Работа с детьми в группе |
Ознакомление с художественной литературой. Сюжетно-ролевая игра. Работа в уголке природы. Артикуляционная гимнастика. | |
Вторник |
Утро |
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Ознакомление с искусством. Беседа (патриотическая, нравственная, гражданско-правовая). Сюжетно-ролевая игра. Настольно-печатные игры. Ручной труд. |
Утренняя прогулка |
Наблюдение. Трудовые поручения. Экспериментирование. Спортивная игра. Оздоровительная пробежка. Сюжетно-ролевая игра. | |
Вечерняя прогулка |
Музыкально-хороводная игра. Наблюдение. Подвижная игра. Игровые физические упражнения. | |
Работа с детьми в группе |
Сюжетно-ролевая игра. Работа в сенсорном уголке. Дидактические игры. Индивидуальная работа. Слушание музыкальных произведений | |
Среда |
Утро |
Дежурство по занятиям. ОБЖ (беседы). Экспериментирование. Наблюдение в уголке природы. Сюжетно-ролевая игра. Работа с детской книгой (иллюстрации, ознакомление с детским писателем). Самостоятельная игровая деятельность. |
Утренняя прогулка |
Наблюдение. Трудовые поручения. Подвижные игры. Спортивная игра. Сюжетно-ролевая игра. Дидактические игры. Игровые физические упражнения. | |
Вечерняя прогулка |
Наблюдение. Подвижная игра. Нерегламентированная двигательная деятельность. Игровые физические упражнения. | |
Работа с детьми в группе |
Беседа о культуре поведения. Работа в физкультурном уголке. Индивидуальная работа с детьми. Театрализованные игры. Ознакомление с художественной литературой. | |
Четверг |
Утро |
Проектная деятельность. Строительные игры. Хозяйственно-бытовой труд. Дежурство в уголке природы. Работа в уголке книги. Сюжетно-ролевая игра. |
Утренняя прогулка |
Наблюдение. Трудовые поручения. Подвижная игра. Оздоровительная пробежка. Сюжетно-ролевая игра. Игровые физические упражнения. | |
Вечерняя прогулка |
Наблюдение. Спортивная игра. Подвижная игра. Работа над звуковой культурой речи. | |
Работа с детьми в группе |
Сюжетно-ролевая игра. Беседа по ознакомлению с окружающим. Самостоятельная игровая деятельность. Работа в уголке уединения. | |
Пятница |
Утро |
Сюжетно-ролевая игра. Коррекционно-оздоровительная игра. Индивидуальная работа. Песенное творчество. Наблюдение в уголке природы. |
Утренняя прогулка |
Игры с песком, снегом, снежные постройки, игры-шутки, игры-развлечения. Наблюдение. Подвижная игра. Сюжетно-ролевая игра. Спортивные упражнения. | |
Вечерняя прогулка |
Оздоровительная пробежка. Дидактическая игра. Игровые физические упражнения. Сюжетно-ролевая игра. | |
Работа с детьми в группе |
Сюжетно-ролевая игра. Самостоятельная игровая деятельность. Работа в музыкальном уголке. Вечера развлечений. |
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные
процессы на современном этапе развития
общества затрагивают в первую очередь
систему дошкольного
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
На современном
этапе развития России происходят изменения
в образовательных процессах: содержание
образования усложняется, акцентируя
внимание педагогов дошкольного образова
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
На современном этапе модернизации отечественного образования жизненно необходимо внедрение новых педагогических технологий, при использовании которых возможно оптимальное решение образовательных задач. Между тем все еще не разработаны теоретические основы проектирования инновационных технологий обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях поликультурного и поли этнического пространства. Тем не менее, наиболее вариативные пути совершенствования образовательно-воспитательного процесса в ДОУ содержатся, в модульном подходе к обучению и воспитанию дошкольников.