Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические
подходы к проблеме морально-психологических
основ профессионального общения педагогов………………………….8-26
- Общие морально-психологические
основы профессионального общения……………………………………………………………………....8
- Специфика межличностных отношений в педагогическом коллективе…………………………………………………………………... 14
- Этика отношений в системе «педагог
— педагог»………………19
Глава II Экспериментальные
исследования по влиянию морально-психологических
качеств педагога на успешность профессионального
общения……………………………………………………………………27- 37
2.1. Методики выявления
морально-психологических качеств педагога……27
2.2 Результаты начального уровня
сформированности профессионального
общения педагога………………………………………………………………30
2.3. Тренинги определения
эффективного профессионально-педагогического
общения.………………………………………………………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………….....40
Приложение
Введение
В современной действительности
огромное внимание уделяется моральным,
психологическим основам педагогического
общения. Сегодня как никогда такие проблемы
становятся актуальны. Это связано с развитием
демократического общества в нашей стране,
при котором на первый план выходит человек
как личность, человек, требующий к себе
внимания и доброжелательного отношения.
То, насколько правильно учитель выберет
свой стиль работы, зависит его успешная
деятельность. Педагогический коллектив
- достаточно сложная социальная система,
в которой сотрудничают люди с самыми
различными индивидуальными чертами,
темпераментами, характерами. В ходе работы
неизбежно возникают сложные проблемы,
а порой и конфликты, из которых нужно
уметь достойно выходить. Для решения
этих задач педагогам необходимо знать
важнейшие принципы педагогической этики.
Поведение педагога в системах отношений
«педагог – учащийся», «педагог - педагогический
коллектив», «педагог – родители» становятся
предметом особого рассмотрения. Выбор
правильного варианта действия требует
от педагога не только знаний, но мудрости
и педагогического такта.
Подготовка к общению представляется
неотъемлемой частью профессиональной
подготовки широко образованного специалиста,
а способность к организации профессионального
общения в деятельности педагога - одним
из основных требований к профессионалу.
В структуре любой деятельности
человека общение выполняет ориентирующую
функцию, оно определяется как деятельность
по выведению системы объективных условий
успешного выполнения последующей профессиональной
деятельности человека [5].
Обращаясь к методологическим
положениям, на основе которых исследуется
феномен общения, следует отметить следующее:-
профессиональное общение является особым
видом деятельности; оно может осуществляться
только в процессе профессиональной деятельности,
будучи тождественно ей; профессиональное
общение всегда будет детерминировано
не только спецификой профессиональной
деятельности, ее целями, задачами, но
и психологическими особенностями личностей
его участников, социально-психологическими
параметрами того социального объединения
(коллектива, малой группы), которую они
представляют, а также состоянием современного
общества; принцип единства сознания и
деятельности применим к профессиональному
общению в том смысле, что оно влияет на
качество профессиональной деятельности
[4].
Анализ современных психолого-педагогических
исследований, посвященных изучению профессионального
общения, свидетельствует о том, что в
педагогической науке в настоящее время
нет общепринятого определения, толкования
сущности профессионального общения.
Оно понимается как средство профессиональной
деятельности многих современных профессий
(Грехнев В.С., Мудрик А.В., Тимофеев Ю.П.,
Цуканова Е.В.); как система приемов и методов,
обеспечивающих реализацию целей и задач
профессиональной деятельности (Щербов
А.Д.); как официальный контакт с обратной
связью (Власова Л.В., Сементовская В.К.);
как специфический вид деятельности (Андреева
Г.М., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф.); как коммуникативная
деятельность, характеризующаяся достаточно
высокой степенью формализации (Аткинсон
Дж., Жуков Ю.М., Зигерт В., Ланг Л., Олейник
О.А.). Не отрицая правомерности данных
определений профессионального общения,
мы в своем исследовании, вслед за Грехневым
В.С., Мудриком А.В., Тимофеевым Ю.П. и Цукановой
Е.В. рассматриваем профессиональное общение
как средство деятельности педагога.
Обеспечению оптимального морально-психологического
климата в отношениях педагога с коллегами,
способствуют: ориентация на коллективные
моральные ценности и соблюдение принципов
и норм профессионального общения. Задача
состоит в том, чтобы сформулировать такие
требования профессиональных отношений,
которые соответствовали бы специфике
профессионального общения, но и не противоречили
общим нравственным принципам поведения
людей в обществе. Общий нравственный
принцип человеческого общения выражен
в категорическом императиве И. Канта:
«Поступай так, чтобы максима твоей воли
всегда могла иметь также и силу принципа
всеобщего законодательства».
В силу данного обстоятельства к числу
востребованных моральных ценностей как
ориентиров отношений между коллегами могут быть
отнесены: справедливость, честность, принципиальность, доверие,
преданность своей организации, ответственность
за ее успех, престиж и процветание. В педагогическом
коллективе высоко ценят профессионализм, точность, организованность,
исполнительность, надежность, творческий
подход к делу, умение в любой ситуации
проявлять корректность, тактичность,
уравновешенность. Общепринятым является строгий,
сдержанный стиль профессионального
общения педагога.
Научной базой для изучения проблем профессионального
общения педагога являются фундаментальные
работы российских ученых (Мишаткиной
Т.В., Чернокозова И.И., Писаренко В. И.
и др.). Вопросами изучения проблем морально-психологических основ
общения занимались Е.Н.Жуманкулова, Г.А.Караханова,
Г.М.Кертаева, Г.М.Коджаспирова, А.Е.Кудерина,
М.Ш.Кунанбаева, К.М.Левитан и др.
Кочигер Я С., Чампер В.И. Мамед-заде Р.,
Мишаткина Т.В. и др.
Цель исследования
- раскрыть сущность морально-психологических
основ профессионального общения педагога.
Объект исследования: профессиональное общение педагога.
Предмет исследования: условия проявления морально-психологических
качеств педагога в процессе профессионального
общения в коллективе.
Гипотеза: профессиональное общение педагога
будет проходить успешно, если создать
такие условия как:
- благоприятный морально-психологический
климат в коллективе;
- соблюдение принципов
внутренней культуры поведения – правил
отношения к труду, соблюдения дисциплины,
бережного отношения к общественному
имуществу, дружелюбия и чувства коллегиальности;
- установление доброжелательных
и доверительных отношений в коллективе,
творческий подход к делу и принципиальность
в оценке труда, сочетающиеся с высокой
требовательностью.
Для реализации поставленной цели, необходимо
решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу
по проблеме исследования;
- рассмотреть специфику межличностного взаимодействия
в педагогическом коллективе;
- изучить этику отношений в системе «педагог - педагог»;
- разработать тренинги по формированию
культуры профессионального общения педагога.
При написании курсовой работы
были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические - анализ философской,
психологической и педагогической литературы
по теме исследования.
- Эмпирические – педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, социометрия.
Статистические - количественный
и качественный анализ данных исследования.
Теоретическая значимость: выявлены сущностные характеристики
культуры профессионального общения,
которые включают в себя социальную компетентность,
активность, инициативность и ответственность. Теоретически обоснованы психолого-педагогические
условия профессионального общения педагога,
его межличностного взаимодействия. Результаты
исследования могут служить теоретической
базой для дальнейшего исследования проблем
профессионального общения педагога в
образовательных учреждениях.
Практическая значимость
исследования: разработаны тренинги
для эффективного профессионально-педагогического
общения в образовательных учреждениях.
Материалы курсовой работы можно использовать
для проведения специальных курсов для
педагогов.
Экспериментальной
базой является: Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение лицей №17 города Ставрополя.
Выборка исследования составила 10 человек
(учителя лицея).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы
и приложения.
Глава I. Теоретические
подходы к проблеме морально-психологических
основ профессионального общения педагога
- Общие морально-психологические
основы профессионального общения педагога
Этика – есть теоретическая дисциплина,
изучающая мораль (нравственность). Два
этих термина – мораль и нравственность
– синонимы. Нравственность выступает
одним из важнейших, тонких и противоречивых
компонентов регуляции отношений между
людьми. Она – фундаментальный элемент
культуры, хотя редко является «в чистом
виде».
Главной предпосылкой успешного выполнения
педагогом его профессиональных функций
является личная педагогическая культура.
Современные исследователи (В.Л. Бенин,
К.М. Левитан Н.В. Седова и др.) рассматривают
педагогическую культуру человека как
интеграцию, синтез природных и приобретенных
личностных свойств, обеспечивающих высокий
уровень деятельности учителя, воспитателя,
работника досуговой сферы - вообще педагога
в широком смысле слова. Важным основанием профессиональной
культуры педагога является педагогическая
этика (от греческого долг и учение) или
деонтология, определяющая нормативные
нравственные позиции, которыми необходимо
руководствоваться педагогу в процессе
общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Этические нормы и принципы
профессионального общения регулируют служебные
отношения между коллегами в каждом коллективе.
Они ориентированы на установление такого морально-психологического
климата, который способствовал бы наиболее эффективному и оптимальному
решению задач любого коллектива.
Основные нормы и принципы моральной
регуляции предполагают, что педагогический
коллектив, как и любой другой, должен
обладать рядом качеств. Это - слаженность
и сплоченность, обеспечивающие
взаимопомощь, поддержку, возможность
опереться на коллег не
только в деловых, но
и в личных проблемах; доброжелательность,
в атмосфере которой
педагог только и
может полностью проявить себя и как личность,
и как профессионал; чуткость и
тактичность, которые,
выражая внимание к человеку,
не переходили бы в назойливое, нетактичное
вмешательство в его личную жизнь; терпимость
к особенностям и недостаткам коллег,
умение принимать их такими, каковы они
есть, ценить их индивидуальность.
Формируются эти качества коллектива
на основе морально-психологической общности
людей, предполагающей: наличие
групповых интересов
и потребностей, объединяющих
членов педагогического коллектива не
только в служебное время, но и в неформальной
обстановке; ориентацию на общие нравственные
нормы и ценности — общечеловеческие,
гражданские, культурные
и другие, что помогает
предотвратить серьезные конфликты
и разногласия; сходство мнений в оценках
как профессиональных проблем, так и вопросов,
выходящих за рамки служебных интересов
(политика, культура, мода); присутствие
особого «мы-чувства»,
формирующего гордость
за принадлежность к профессии педагога,
за свою школу, институт, кафедру;
стремление поддержать их престиж, доказать
их (и свое) превосходство [10].
Повышение качества педагогической
и воспитательной деятельности учителя
предполагает создание условий, необходимых
для целенаправленного развития педагогической
этики педагога. В.А. Сухомлинский подчеркивал,
что учитель становится воспитателем,
лишь овладев тончайшим инструментом,
этикой. Этика – это «практическая философия
воспитания». Без знания теории морали
сегодня не может быть полноценной профессиональная
подготовка будущего специалиста-педагога.
По мнению В.П. Клычкова, М.Н.
Росенко, Ю.А. Сандулова и других ученых,
занимающихся научными разработками в
области философии и этики, в настоящее
время возрастает значение профессиональной
этики в регулировании различных видов
трудовой деятельности, что связано с
процессами демократизации общества,
а также со стремлением постоянно совершенствовать
профессиональные нормы применительно
к изменяющимся социально-экономическим
отношениям.
Особый вклад в разработку вопросов
педагогической этики внесли В.И. Андреев,
Д.А. Белухин, Р.Г. Мамед-заде, Т.В. Мишаткина,
В.И. Писаренко и, П.К. Холмогорцев, В.Н.
Чернокозова и И.И. Чернокозов. Они описывали,
что нравственное сознание педагога формируется,
по существу, также стихийно, как и любого
другого члена общества. Оно соответствует
времени. На сегодняшний день педагог
усваивает нормы морали и осознаёт цели
самовоспитания, саморазвития, самоосуществления
в гуманистической системе ценностей,
проходя обычные этапы социализации: семья,
дошкольные учреждения, школа, вуз. Развитие
профессиональной нравственности в высших
учебных заведениях и на курсах повышения
квалификации не обеспечивает постоянного
целенаправленного развития педагогической
этики учителя в достаточной мере. В то
же время содействие развитию педагогической
этики представляет собой важнейший резерв
повышения качества образования [15].