Морально-психологические основы профессионального общения педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрыть сущность морально-психологических основ профессионального общения педагога.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть специфику межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе;
3) изучить этику отношений в системе «педагог - педагог»;
4) разработать тренинги по формированию культуры профессионального общения педагога.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме морально-психологических основ профессионального общения педагогов………………………….8-26
1.1. Общие морально-психологические основы профессионального общения……………………………………………………………………....8
1.2. Специфика межличностных отношений в педагогическом коллективе…………………………………………………………………... 14
1.3. Этика отношений в системе «педагог — педагог»………………19
Глава II Экспериментальные исследования по влиянию морально-психологических качеств педагога на успешность профессионального общения……………………………………………………………………27- 37
2.1. Методики выявления морально-психологических качеств педагога……27
2.2 Результаты начального уровня сформированности профессионального общения педагога………………………………………………………………30
2.3. Тренинги определения эффективного профессионально-педагогического общения.………………………………………………………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………….....40

Файлы: 1 файл

Мораль-психологические основы профессионального общения педагога.docx

— 119.23 Кб (Скачать файл)

По мнению И.Я. Писаренко, важнейшими условиями развития творчества педагогов являются морально-психологические. Творческая работа коллектива возникает только в условиях благоприятного морально - психологического климата, развитого чувства гордости за свое учреждение и свою профессию. Творческое состояние коллектива исключает возникновение негативных явлений. В благоприятных морально-психологических условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их, а в случае возникновения - гасить. Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные инициативы друг друга, творческие проявления. Каждой личности должно быть присуще умение видеть в людях их лучшие качества. Психологи отмечают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства.

Критика недостатков педагогов друг друга крайне отрицательно сказывается на формировании благоприятных морально - психологических условий в коллективе. Позиция каждого педагога в работе учреждения оказывает влияние на настроение всего педагогического коллектива, определяет взаимоотношения людей. Добрые отношения обеспечивают оптимистический настрой, способствуют развитию взаимопомощи в работе, рождают потребность делиться своими лучшими находками с коллегами. Развитие личности немыслимо в атмосфере равнодушия или неприязни друг к другу [12].

Необходимость создания в коллективе благоприятно микроклимата следует рассматривать не только с позиций социальной психологии, но и нравственных позиций, так как это развивает чувство гордости за полноценную работу учреждения и помогает понять всю меру ответственности перед обществом и родителями за воспитание личности будущего гражданина в здоровых условиях.

Конфликты часто возникают тогда, когда педагоги заняты рутинной работой, или когда люди работают на пределе своих возможностей. Психологический аспект психического здоровья рассматривает внутренний мир человека: его уверенность и неуверенность в себе в своих силах, понимание им своих способностей, интересов, своего ношения к людям, окружающему миру, к жизни как таковой. Во многом состояние психического здоровья объясняется социальными условиями жизни человека. Исходя из этого, В.А. Горянина выделяет факторы, влияющие на психическое здоровье, в частности на возникновение невротических реакций: это социально-культурные, социально-экономические и социально-психологические факторы.

  1. Социально-культурный характер факторов обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления.

  1. Социально-экономические факторы - неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями, материальным обеспечением.

  1. Социально-психологические факторы - дисгармония во взаимоотношениях, конфликты, ссоры.

Все эти факторы в той или иной степени влияют на эмоциональное состояние, повышают тревожность, раздражительность. И приводят к психологическому дискомфорту, перенапряжению нервной системы, следствием которых могут быть различные соматические и функциональные заболевания [2].

Человек реализует себя как личность в той степени, в которой сумеет на протяжении своей жизни сохранить и развить данную от природы уникальность. Эта личность умеет прислушиваться к своему внутреннему голосу, осознавать смысл своего существования и взаимодействовать с окружающими людьми. Психологическое здоровье определяет потенциальные возможности личности, формы проявления и меру ее творческой активности.

Одним из показателей психического здоровья является уровень эмоционального выгорания. Это стояние физического, эмоционального и умственного истощения, характерное для профессионалов, работающих с людьми. Факторы, влияющие на возникновение психического выгорания, условия труда и его содержание, возможность участия в принятии решений, продолжительность рабочего дня, рабочие перегрузки и т.д. Снижение психологического здоровья педагогов может стать барьером на пути творческой самореализации.

Синдром «выгорания» - серьезное препятствие для развития в учреждении инновационных процессов, проявления творческой активности педагогов, поэтому проведение своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий просто необходимо.

Важным фактором, повышающим устойчивость организма к стрессовым воздействиям, является активное поисковое поведение, направленное на изменение ситуации или на изменение отношения человека к ней.

Психическое и физическое состояние человека больше зависит от того, как он ведет себя в той или иной ситуации, нежели от того, насколько последняя оказывает на него влияние. Надо сопротивляться обрушившимся на человека неприятностям. Нельзя капитулировать перед неблагоприятными жизненными обстоятельствами.

Показателем благоприятного психологического климата в коллективе, является степень его благоприятности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе способствует повышению эффективности профессиональной деятельности и улучшает психологическое здоровье членов коллектива [11].

Таким образом, педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое. Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме. Кроме этого в коллективе необходимо учить не только моральные основы общения, но и психологические.

 

 

 

    1. Специфика межличностных отношений в педагогическом коллективе

Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [21].

Межличностные отношения включают: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностную привлекательность (притяжение и симпатия); взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Среди компонентов межличностных отношений авторы (Бодалев А. А., Коломинский Я. Л., Челдышова Н.Б.) выделяют следующие:

- когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

- эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

- поведенческий компонент - включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности - неудовлетворенности группы и ее членов [17].

Психологический климат в коллективе на прямую связан с межличностными отношениями, которые в свою очередь оказывают влияние на настроение, самочувствие, удовлетворенность процессом совместной деятельности и общения.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.

А.Б. Орлов описывает семь основных центрации, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в отдельных, конкретных педагогических ситуациях и оказывать существенное влияние на межличностные отношения в коллективе: эгоистическая (центрация на интересах своего "Я"); бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей); конфликтная (центрация на интересах коллег); авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся); познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания); альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся) [19].

Межличностные отношения занимают важное место в системе социальных связей между людьми, и оказывают влияние на формировании личности, с позиции накопления опыта отношений с людьми, так же межличностные отношения влияют на эффективность профессиональной деятельности.

Именно от уровня развития межличностных отношений зависит активная деятельность человека, и отношение личности к коллективу и его интересам, а так же это является одним из факторов нравственного развития личности. Положение личности в системе внутригрупповых отношений определяется уровнем сложившихся межличностных отношений в данной группе. Причем одним из основных факторов положения личности в системе внутригрупповых координат является социометрический статус который, представляет собой результат многофакторного эмоционально - сплоченного отношения членов группы к моральным, деловым, личным и другим качествам данного индивида [10].

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что межличностные отношения являются важнейшим элементом структуры коллектива и одним из основных признаков сформированности коллектива в группе. Об успешности функционирования группы как коллектива  можно судить по характеру межличностных отношений. Поэтому межличностные отношения являются фундаментом педагогического коллектива. Сущностной характеристикой педагогического коллектива является: решение задач педагогического коллектива внутри более широкой общности, учителя предметники обладают ограниченными возможностями взаимодействия между собой, эффективность деятельности педагогического коллектива определяется преемственностью ступеней обучения. В связи с этим спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе является высокий уровень толерантности, по отношению к коллегам и ученикам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива степень доверия коллег друг к другу, эмоциональная стабильность корректность в общении и конструктивное поведение в ситуации конфликта. Поскольку межличностные отношения  рассматриваются как взаимосвязь между людьми, проявляющиеся в виде взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения, то важнейшей характеристикой межличностных отношений является эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность,  которая влияет на морально-психологический климат в коллективе, с которым себя идентифицирует личность [5].

Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о развитии личности, нравственные нормы и правила общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и альтруизма); готовность применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов. 

В исследованиях межличностных отношений важен еще и другой аспект проблемы. В частности, исследованиями А.В. Киричука, А.В. Петровского, М.Ф. Чернобаевой и другими авторами установлено, что в коллективе существует некоторая корреляционная зависимость между ценностными ориентациями личности и ее положением в группе. В результате совместной деятельности и общения в коллективе складываются групповые ценностные ориентации. Они не являются простой суммой индивидуальных ценностных ориентаций, а представляют собой качественно новое образование, некоторое свойство коллектива. При совпадении ценностных ориентаций личности с групповыми, личность занимает высокое статусное положение, легко входит в коллектив. Если же ценностные ориентации личности не совпадают с групповыми, между личностью и коллективом возникают конфликтные ситуации, в силу чего воспитательные функции коллектива реализуются недостаточно эффективно. В группе ценностные ориентации приобретают значение норм поведения. Например, общая ориентация группы, коллектива на общественную активность или, наоборот, ее отсутствие, постепенно усваивается каждым членом коллектива и превращается в норму его поведения, в жизненную необходимость, в потребность [7].

Таким образом, можно говорить о том, что ценностно-ориентационное единство является показателем групповой сплоченности, характеризующее внутригрупповые связи и отношения, отражающие уровень и степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям и т.п. (наиболее значимым для группы в целом).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что  процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий: если будет сформирована мотивационно-ценностная установка в коллективе педагогов на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог; если проявление межличностных отношений, таких как: дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе; если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.

Информация о работе Морально-психологические основы профессионального общения педагогов