Морально-психологические основы профессионального общения педагогов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:09, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - раскрыть сущность морально-психологических основ профессионального общения педагога. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по проблеме исследования; 2) рассмотреть специфику межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе; 3) изучить этику отношений в системе «педагог - педагог»; 4) разработать тренинги по формированию культуры профессионального общения педагога.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Теоретические подходы к проблеме морально-психологических основ профессионального общения педагогов………………………….8-26 1.1. Общие морально-психологические основы профессионального общения……………………………………………………………………....8 1.2. Специфика межличностных отношений в педагогическом коллективе…………………………………………………………………... 14 1.3. Этика отношений в системе «педагог — педагог»………………19 Глава II Экспериментальные исследования по влиянию морально-психологических качеств педагога на успешность профессионального общения……………………………………………………………………27- 37 2.1. Методики выявления морально-психологических качеств педагога……27 2.2 Результаты начального уровня сформированности профессионального общения педагога………………………………………………………………30 2.3. Тренинги определения эффективного профессионально-педагогического общения.………………………………………………………………………….34 Заключение ……………………………………………………………………..38 Список литературы………………………………………………………….....40
По мнению И.Я. Писаренко, важнейшими
условиями развития творчества педагогов
являются морально-психологические. Творческая
работа коллектива возникает только в
условиях благоприятного морально - психологического
климата, развитого чувства гордости за
свое учреждение и свою профессию. Творческое
состояние коллектива исключает возникновение
негативных явлений. В благоприятных морально-психологических
условиях работы значительно легче заниматься
самообразованием, предвидеть возможные
конфликты в коллективе, предотвращать
их, а в случае возникновения - гасить.
Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям
своих коллег, поддерживать и культивировать
полезные инициативы друг друга, творческие
проявления. Каждой личности должно быть
присуще умение видеть в людях их лучшие
качества. Психологи отмечают, что в человеке
гораздо легче увидеть недостатки, чем
достоинства.
Критика недостатков педагогов
друг друга крайне отрицательно сказывается
на формировании благоприятных морально
- психологических условий в коллективе.
Позиция каждого педагога в работе учреждения
оказывает влияние на настроение всего
педагогического коллектива, определяет
взаимоотношения людей. Добрые отношения
обеспечивают оптимистический настрой,
способствуют развитию взаимопомощи в
работе, рождают потребность делиться
своими лучшими находками с коллегами.
Развитие личности немыслимо в атмосфере
равнодушия или неприязни друг к другу
[12].
Необходимость создания в коллективе
благоприятно микроклимата следует рассматривать
не только с позиций социальной психологии,
но и нравственных позиций, так как это
развивает чувство гордости за полноценную
работу учреждения и помогает понять всю
меру ответственности перед обществом
и родителями за воспитание личности будущего
гражданина в здоровых условиях.
Конфликты часто возникают
тогда, когда педагоги заняты рутинной
работой, или когда люди работают на пределе
своих возможностей. Психологический
аспект психического здоровья рассматривает
внутренний мир человека: его уверенность
и неуверенность в себе в своих силах,
понимание им своих способностей, интересов,
своего ношения к людям, окружающему миру,
к жизни как таковой. Во многом состояние
психического здоровья объясняется социальными
условиями жизни человека. Исходя из этого,
В.А. Горянина выделяет факторы, влияющие
на психическое здоровье, в частности
на возникновение невротических реакций:
это социально-культурные, социально-экономические
и социально-психологические факторы.
Социально-культурный характер
факторов обусловлен ускорением темпа
современной жизни, дефицитом времени,
недостаточными условиями для снятия
эмоционального напряжения и для расслабления.
Социально-психологические
факторы - дисгармония во взаимоотношениях,
конфликты, ссоры.
Все эти факторы в той или иной
степени влияют на эмоциональное состояние,
повышают тревожность, раздражительность.
И приводят к психологическому дискомфорту,
перенапряжению нервной системы, следствием
которых могут быть различные соматические
и функциональные заболевания [2].
Человек реализует себя как
личность в той степени, в которой сумеет
на протяжении своей жизни сохранить и
развить данную от природы уникальность.
Эта личность умеет прислушиваться к своему
внутреннему голосу, осознавать смысл
своего существования и взаимодействовать
с окружающими людьми. Психологическое
здоровье определяет потенциальные возможности
личности, формы проявления и меру ее творческой
активности.
Одним из показателей психического
здоровья является уровень эмоционального
выгорания. Это стояние физического, эмоционального
и умственного истощения, характерное
для профессионалов, работающих с людьми.
Факторы, влияющие на возникновение психического
выгорания, условия труда и его содержание,
возможность участия в принятии решений,
продолжительность рабочего дня, рабочие
перегрузки и т.д. Снижение психологического
здоровья педагогов может стать барьером
на пути творческой самореализации.
Синдром «выгорания» - серьезное
препятствие для развития в учреждении
инновационных процессов, проявления
творческой активности педагогов, поэтому
проведение своевременных профилактических
и реабилитационных мероприятий просто
необходимо.
Важным фактором, повышающим
устойчивость организма к стрессовым
воздействиям, является активное поисковое
поведение, направленное на изменение
ситуации или на изменение отношения человека
к ней.
Психическое и физическое состояние
человека больше зависит от того, как он
ведет себя в той или иной ситуации, нежели
от того, насколько последняя оказывает
на него влияние. Надо сопротивляться
обрушившимся на человека неприятностям.
Нельзя капитулировать перед неблагоприятными
жизненными обстоятельствами.
Показателем благоприятного
психологического климата в коллективе,
является степень его благоприятности.
Благоприятная психологическая обстановка
в коллективе способствует повышению
эффективности профессиональной деятельности
и улучшает психологическое здоровье
членов коллектива [11].
Таким образом, педагогическая
мораль представляет собой систему общих
и частных норм, правил и обычаев, находящихся
между собой в сложных взаимоотношениях.
Для того чтобы эффективно регулировать
поведение учителя, система требований
педагогической морали должна обладать
внутренней согласованностью, то есть
общие и частные нормы, правила и обычаи
должны составлять единое целое. Общая норма педагогической
морали является широким и содержательным
требованием, охватывает наиболее типичные
ситуации и представляет наиболее широкое
требование в отношении учителя к педагогическому
труду, учащимся и их родителям, коллегам,
что даёт общее направление его поведению.
Частная нравственно-педагогическая норма
обобщает более узкий круг отношений и
фактов поведения учителя и раскрывает
часть содержания и объёма требования,
заключённого в той или иной общей форме. Кроме этого в коллективе необходимо
учить не только моральные основы общения,
но и психологические.
Специфика межличностных
отношений в педагогическом коллективе
Межличностные отношения - это
система установок, ориентаций, ожиданий,
стереотипов и других диспозиций, через
которые люди воспринимают и оценивают
друг друга [21].
Межличностные отношения включают:
восприятие и понимание людьми друг друга;
межличностную привлекательность (притяжение
и симпатия); взаимодействие и поведение
(в частности, ролевое).
Среди компонентов межличностных
отношений авторы (Бодалев А. А., Коломинский
Я. Л., Челдышова Н.Б.)
выделяют следующие:
- когнитивный компонент - включает
в себя все познавательные психические
процессы: ощущения, восприятие, представление,
память, мышление, воображение. Благодаря
этому компоненту происходит познание
индивидуально-психологических особенностей
партнеров по совместной деятельности
и взаимопонимание между людьми. Характеристиками
взаимопонимания являются:
б) идентификация - отождествление
индивидом своей личности с личностью
другого индивида;
- эмоциональный компонент -
включает положительные или отрицательные
переживания, возникающие у человека при
межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой,
партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия - эмоциональный отклик
на переживания другого человека, который
может проявляться в виде сопереживания
(переживания тех чувств, которые испытывает
другой), сочувствия (личностного отношения
к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание,
сопровождаемое содействием);
- поведенческий компонент -
включает мимику, жестикуляцию, пантомимику,
речь и действия, выражающие отношения
данного человека к другим людям, к группе
в целом. Он играет ведущую роль в регулировании
взаимоотношений. Эффективность межличностных
отношений оценивается по состоянию удовлетворенности
- неудовлетворенности группы и ее членов
[17].
Психологический климат в коллективе
на прямую связан с межличностными отношениями,
которые в свою очередь оказывают влияние
на настроение, самочувствие, удовлетворенность
процессом совместной деятельности и
общения.
Социально-психологический
климат оказывает положительное или негативное
влияние на личность в силу сложившихся
в нем норм отношений между людьми. В педагогическом
коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь,
поддержка и уважение являются нормой
взаимоотношений, опытный или начинающий
учитель испытывают радость от совместного
труда, желание находиться в таком окружении.
Там же, где царят равнодушие, формализм
или давление, член коллектива ощущает
эмоциональную подавленность, отчужденность,
а может быть, испытывает и стрессовые
состояния, что ведет к снижению результатов
профессиональной деятельности, к возникновению
конфликтных ситуаций, к переходу в другой
коллектив.
А.Б. Орлов описывает семь основных
центрации, каждая из которых может доминировать
как в педагогической деятельности в целом,
так и в отдельных, конкретных педагогических
ситуациях и оказывать существенное влияние
на межличностные отношения в коллективе:
эгоистическая (центрация на интересах
своего "Я"); бюрократическая (центрация
на интересах администрации, руководителей);
конфликтная (центрация на интересах коллег);
авторитетная (центрация на интересах,
запросах родителей учащихся); познавательная
(центрация на требованиях средств обучения
и воспитания); альтруистическая (центрация
на интересах (потребностях) учащихся)
[19].
Межличностные отношения занимают
важное место в системе социальных связей
между людьми, и оказывают влияние на формировании
личности, с позиции накопления опыта
отношений с людьми, так же межличностные
отношения влияют на эффективность профессиональной
деятельности.
Именно от уровня развития межличностных
отношений зависит активная деятельность
человека, и отношение личности к коллективу
и его интересам, а так же это является
одним из факторов нравственного развития
личности. Положение личности в системе
внутригрупповых отношений определяется
уровнем сложившихся межличностных отношений
в данной группе. Причем одним из основных
факторов положения личности в системе
внутригрупповых координат является социометрический
статус который, представляет собой результат
многофакторного эмоционально - сплоченного
отношения членов группы к моральным,
деловым, личным и другим качествам данного
индивида [10].
Исходя из вышесказанного, можно
говорить о том, что межличностные отношения
являются важнейшим элементом структуры
коллектива и одним из основных признаков
сформированности коллектива в группе.
Об успешности функционирования группы
как коллектива можно судить по характеру
межличностных отношений. Поэтому межличностные
отношения являются фундаментом педагогического
коллектива. Сущностной характеристикой
педагогического коллектива является:
решение задач педагогического коллектива
внутри более широкой общности, учителя предметники обладают
ограниченными возможностями взаимодействия
между собой, эффективность деятельности
педагогического коллектива определяется преемственностью ступеней
обучения. В связи с этим спецификой межличностных
отношений в педагогическом коллективе
является высокий уровень толерантности,
по отношению к коллегам и ученикам, от
которого зависит эмоциональная сплоченность
педагогического коллектива степень доверия
коллег друг к другу, эмоциональная стабильность
корректность в общении и конструктивное
поведение в ситуации конфликта. Поскольку
межличностные отношения рассматриваются
как взаимосвязь между людьми, проявляющиеся
в виде взаимных влияний, оказываемых
людьми друг на друга в процессе совместной
деятельности и общения, то важнейшей характеристикой
межличностных отношений является эмоциональная
стабильность, лояльность, перцептивность,
которая влияет на морально-психологический
климат в коллективе, с которым себя идентифицирует
личность [5].
Критериями развития культуры
межличностных отношений педагогов являются
знания о развитии личности, нравственные
нормы и правила общения; наличие активной
положительной мотивации на сотрудничество
и диалог; осознанное осмысление процесса
формирования культуры межличностных
отношений, понимание перспектив владения
ею; эмпатийные и рефлексивные умения
(глубокое и точное понимание другого
человека, мысленное воссоздание его переживаний,
ощущение их как собственных, построение
отношений по принципам взаимного доверия
и альтруизма); готовность применять усвоенные
знания, навыки, умения в отношениях и
поведении педагогов.
В исследованиях межличностных
отношений важен еще и другой аспект проблемы.
В частности, исследованиями А.В. Киричука,
А.В. Петровского, М.Ф. Чернобаевой и другими
авторами установлено, что в коллективе
существует некоторая корреляционная
зависимость между ценностными ориентациями
личности и ее положением в группе. В результате
совместной деятельности и общения в коллективе
складываются групповые ценностные ориентации.
Они не являются простой суммой индивидуальных ценностных ориентаций,
а представляют собой качественно новое
образование, некоторое свойство коллектива.
При совпадении ценностных ориентаций
личности с групповыми, личность занимает
высокое статусное положение, легко входит
в коллектив. Если же ценностные ориентации
личности не совпадают с групповыми, между
личностью и коллективом возникают конфликтные
ситуации, в силу чего воспитательные функции
коллектива реализуются недостаточно
эффективно. В группе ценностные ориентации
приобретают значение норм поведения.
Например, общая ориентация группы, коллектива
на общественную активность или, наоборот,
ее отсутствие, постепенно усваивается каждым
членом коллектива и превращается в норму
его поведения, в жизненную необходимость,
в потребность [7].
Таким образом, можно говорить
о том, что ценностно-ориентационное единство
является показателем групповой сплоченности,
характеризующее внутригрупповые связи
и отношения, отражающие уровень и степень
совпадения мнений, оценок, установок
и позиций членов группы по отношению
к объектам (целям деятельности, лицам,
идеям, событиям и т.п. (наиболее значимым
для группы в целом).
Исходя из выше сказанного,
можно сделать вывод, что процесс формирования
культуры межличностных отношений будет
успешным при соблюдении следующих условий:
если будет сформирована мотивационно-ценностная
установка в коллективе педагогов на развитие
культуры межличностных отношений, сотрудничество
и диалог; если проявление межличностных
отношений, таких как: дружеские чувства,
доверие, толерантность, уважение по отношению
к коллегам, высокая требовательность
к себе и другим является ценностным в
данном коллективе; если при реализации
целенаправленной, систематической, специально
организованной деятельности по формированию
культуры межличностных отношений в педагогическом
коллективе школы будут учитываться возрастные,
индивидуальные и групповые особенности,
а также специфика профессиональной деятельности
коллектива.