Морально-психологические основы профессионального общения педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрыть сущность морально-психологических основ профессионального общения педагога.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть специфику межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе;
3) изучить этику отношений в системе «педагог - педагог»;
4) разработать тренинги по формированию культуры профессионального общения педагога.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме морально-психологических основ профессионального общения педагогов………………………….8-26
1.1. Общие морально-психологические основы профессионального общения……………………………………………………………………....8
1.2. Специфика межличностных отношений в педагогическом коллективе…………………………………………………………………... 14
1.3. Этика отношений в системе «педагог — педагог»………………19
Глава II Экспериментальные исследования по влиянию морально-психологических качеств педагога на успешность профессионального общения……………………………………………………………………27- 37
2.1. Методики выявления морально-психологических качеств педагога……27
2.2 Результаты начального уровня сформированности профессионального общения педагога………………………………………………………………30
2.3. Тренинги определения эффективного профессионально-педагогического общения.………………………………………………………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………….....40

Файлы: 1 файл

Мораль-психологические основы профессионального общения педагога.docx

— 119.23 Кб (Скачать файл)

- упражнения на действия в типичных педагогических ситуациях сообразно условиям педагогической деятельности.

1) Наблюдение за работой учителей. 

2) Тренировка педагогической наблюдательности

3) Выявление и решение педагогической задачи:

а) Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя.

б) Развитие умений оценить свои действия

в) Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении

г) Решение педагогических задач с целевыми установками. 

Эти упражнения развивают навыки неподготовленной коммуникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического общения.

д) Действия учителя в предлагаемых обстоятельствах. 

Занятия по действию в предлагаемых обстоятельствах предполагают, с одной стороны, выбор верной методики педагогического воздействия, а с другой — умение, используя тот или иной метод, найти верную систему коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы с учащимися.

е) Инсценированные педагогические задачи с вводными. Подобные упражнения способствуют развитию внутренней собранности, решительности, навыков проектирования и моделирования предстоящей деятельности, готовности к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство.

Таким образом, можно сказать, что важнейшим компонентом педагогического мастерства является правильный выбор методик. Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям «не как к средству, а только как к цели» (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером. Но среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть и общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагога технологией педагогического общения. Педагогическая деятельность вообще невозможна без общения, и анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении проблем обучения и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с учащимися. Какие бы классификации методов воспитания и обучения не предлагались, воздействие педагога на личность учащегося осуществляется только через его живое и непосредственное общение с воспитанниками. Технология, по мнению В.Д. Симоненко, «наука о мастерстве, искусстве».

Подготовка к общению представляется неотъемлемой частью профессиональной подготовки широко образованного специалиста, а способность к организации профессионального общения в деятельности педагога - одним из основных требований к профессионалу.  
В структуре любой деятельности человека общение выполняет ориентирующую функцию, оно определяется как деятельность по выведению системы объективных условий успешного выполнения последующей профессиональной деятельности человека [5]. 

Анализ современных психолого-педагогических исследований,  
посвященных изучению профессионального общения, свидетельствует о том, что в педагогической науке в настоящее время нет общепринятого определения, толкования сущности профессионального общения. Оно понимается как средство профессиональной деятельности многих современных профессий (Грехнев В.С., Мудрик А.В., Тимофеев Ю.П., Цуканова Е.В.); как система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач профессиональной деятельности (Щербов А.Д.); как официальный контакт с обратной связью (Власова Л.В., Сементовская В.К.); как коммуникативная деятельность, характеризующаяся достаточно высокой степенью формализации (Аткинсон Дж., Жуков Ю.М., Зигерт В., Ланг Л., Олейник О.А.).  Не отрицая правомерности данных определений профессионального общения, Грехневым В.С., Мудриком А.В., Тимофеевым Ю.П. и Цукановой Е.В. рассматриваем профессиональное общение как средство деятельности педагога.  Авторы исходят из того, что содержание и уровень профессионального общения человека предопределяется содержанием его профессиональной деятельности. Чем более содержательной по объему является деятельность, тем более многогранным, разнообразным выступает общение, то есть профессиональная деятельность предопределяет границы общения и способы общения. Способы профессионального общения оказывают существенное влияние на успешное разрешение любой профессиональной ситуации. 

Итак,  становится ясно, что профессиональное общение определяется условиями деятельности, типом решаемых задач, способами организации самой деятельности, индивидуальными характеристиками участников и отношениями между ними, а также имеет вынужденный характер и жестко регламентировано [4]. 

Профессиональное общение, также как и межличностное, содержит  
элемент отражения (познания) партнерами друг друга, взаимную оценку (отношение) и различные формы отношения человека с человеком.  
Вступающие в профессиональное общение люди неизбежно руководствуются определенными мотивами и стремятся достичь конкретных целей. 

Таким образом,  профессиональное общение может существовать только в профессиональной деятельности, имеющей общественный характер, конкретные цели и задачи. И учитывая, что только в живом общении со своими непосредственными коллегами, происходит становление профессионализма педагога (Е.Е. Сапогова), он поставлен в достаточно жесткие условия и подвергается значительному риску профессиональной деформации. 

Список литературы

  1. Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.В. Психология профессионального общения: Метод. пособие. - Волгоград: ВГПИ, 2009. - 30 с. 
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2009.
  3. Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог: Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф.-  Киров,2009.
  4. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М., 2010.
  5. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2009. - 146
  6. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности. – М.: Флинта, Наука, 2010.
  7. Исаев И.Ф. «Профессионально – педагогическая культура преподавателя» Москва, 2010г.
  8. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 2009.
  9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 2009.
  10. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – С. 249-295. (Гл. 9. Этика служебных взаимоотношений).
  11. Куницина Л.М., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.
  12. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010.
  13. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  14. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. / Левитан, Константин Михайлович. - М.: Наука, 2009. - 192 с.
  15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.-Нальчик, 2009.
  16. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  17. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 2009.
  18. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2010.
  19. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 2009.
  20. Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 2009.
  21. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ П86 Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 326 с.
  22. Реан А.А., Коломинский. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2009.
  23. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 2010.
  24. Сафьянов В.И. Этика общения. - М., 2009.
  25. Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие. - Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 2009. - 136 с. 
  26. Харченко Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении. – Челябинск, 2010.
  27. Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. - Мн., 2009.
  28. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 2009.
  29. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 2009
  30. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. – Казань, 2009
  31. Шеин С.А.  Диалог  как  основа  педагогического  общения.  //  Вопросы психологии. – 2009, – № 1, – с. 44-53.
  32. Юдина Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов. //Человек, №4, 2009.
  33. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебник для студ. средн. Проф. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  34. http://biblioclub.ru/
  35. http://lib4all.ru/
  36. http://psyjournals.ru/

 

 

 


Информация о работе Морально-психологические основы профессионального общения педагогов