Таким образом,
нравственность учителя, моральные нормы,
которыми он руководствуется в своей профессиональной
деятельности и жизни, его отношение к
своему педагогическому труду, к ученикам,
коллегам – всё это имеет первостепенное
значение для духовно – нравственного
развития и воспитания учащихся. Никакие
воспитательные программы не будут эффективны,
если педагог не являет собой всегда главный
для обучающихся пример нравственного
и гражданского личностного поведения.
Глава II Экспериментальные
исследования по влиянию морально-психологических
качеств педагога на успешность профессионального
общения
2.1. Методики выявления
морально-психологических качеств педагога
Экспериментальное исследование
по выявлению морально-психологических
качеств профессионального общения педагога
проводилось на базе МАОУ лицея № 17 города
Ставрополя.
В эксперименте принимало
участие 10 человек, в возрасте от 30-45 лет
(педагоги начальной школы).
Для реализации намеченной
цели и решения поставленных задач нами
было проведено экспериментальное исследование,
которое состояло из следующих этапов:
выявление морально-психологических качеств
профессионального общения педагога (констатирующий
этап), обработка результатов методик,
разработка тренингов для эффективного
профессионального общения педагога
На констатирующем этапе
для выявления морально-психологических
качеств педагога были проведены следующие
методики:
Методика
№1: Оценка уровня общительности (тест В.
Ф. Ряховского) (см. Приложение
№ 1).
Цель: тест дает возможность определить
уровень коммуникабельности человека.
Проведение исследования: вашему вниманию предлагаются
16 простых вопросов. Отвечайте быстро,
однозначно: «да», «нет», «иногда»
Обработка и интерпретация
результатов: — «да» — 2 очка; «иногда» —
1 очко; «нет» — 0 очков. Полученные очки
суммируются, и по классификатору определяется,
к какой категории относится испытуемый
(см. Приложение 1).
Методика № 2: Диагностика мотивационных ориентаций
в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов,
В. А. Уразаева) (см. Приложение № 2).
Цель: методика нацелена на определение
основных коммуникативных ориентаций
и их гармоничности в процессе формального
общения.
Инструкция. Вам необходимо выбрать один
из вариантов ответов на предложенные
в опроснике утверждения:
а) именно так;
б) почти так;
а) кажется, так;
г) может быть, так.
В процессе работы с методикой
старайтесь опираться на свой опыт общения
с партнерами по деловому общению (см.
Приложение №2).
Обработка и интерпретация
результатов
Диагностируемые коммуникативные
ориентации определяются с помощью ключа.
Ключ
Ориентация на принятие партнера:
2, 5, 9, 12,14, 18, 20;
Ориентация на адекватность
восприятия и понимание партнера: 1, 4, 6,
8,11,15, 19;
Ориентация на достижение компромисса:
3,7,10, 13, 16, 17, 21.
Диапазон каждой из шкал колеблется
от 7 до 28 баллов.
Количественная значимость
ответов (в баллах) определяется следующим
образом:
а) Именно так - 4 балла;
б) Почти так - 3 балла;
в) Кажется, так - 2 балла;
г) Может быть, так - 1 балл.
О степени выраженности каждой
из шкал можно судить на основании следующих
показателей:
21 и более - высокая;
8-20 - средняя;
7 и менее - низкая.
Общий суммарный показатель,
характеризующий абсолютную гармоничность
коммуникативных ориентации, равен 84 баллам.
Уровни общей гармоничности
коммуникативных ориентации могут быть
представлены в следующем виде:
64 и более - высокий уровень;
30-63 - средний уровень;
29 и менее - низкий уровень
Методика
№ 3. Диагностика эмоциональных барьеров
в межличностном общении (В. В. Бойко) (см. Приложение
№ 3).
Цель: тест направлен
на определение эмоциональных барьеров
в межличностном общении.
Инструкция. Опросник состоит из 25 вопросов,
читайте суждения и отвечайте «да» или
«нет».
Ключ обработки
Подведите итога самооценивания
с помощью предложенного ключа.
«Помехи» а установлении эмоциональных
контактов |
Номера вопросов и ответы по
ключу |
1 |
Неумение управлять эмоциями,
дозировать их. |
+1, -6, +11, +16, -21 |
2 |
Неадекватное проявление эмоций. |
-2, +7, +12, +17, +22 |
3 |
Негибкость, неразвитость, невыразительность
эмоций. |
+3, +8, +13, +18, -23 |
4 |
Доминирование негативных эмоций. |
+4, +9, +14, +19, +24 |
5 |
Нежелание сближаться с людьми
на эмоциональной основе. |
+5, +10, +15, +20, +25 |
2.2 Результаты начального
уровня сформированности профессионального
общения педагога.
Результаты методики № 1: Оценки уровня общительности
(тест В. Ф. Ряховского).
Таблица № 1
№ испытуемого |
Результаты |
Интерпретация |
1 |
16 |
нормальная коммуникабельность |
2 |
18 |
нормальная коммуникабельность |
3 |
13 |
высокий уровень общительности
(порой, быть может, даже сверх меры). |
4 |
11 |
высокий уровень общительности
(порой, быть может, даже сверх меры). |
5 |
16 |
нормальная коммуникабельность |
6 |
15 |
нормальная коммуникабельность |
7 |
18 |
нормальная коммуникабельность |
8 |
17 |
нормальная коммуникабельность |
9 |
15 |
нормальная коммуникабельность |
10 |
17 |
нормальная коммуникабельность |
Диаграмма № 1
По результатам методики В.
Ф. Ряховского выявлено, что у 80% (8 испытуемых)
наблюдается нормальная коммуникабельность,
то есть они любознательны, охотно слушают
интересного собеседника, достаточно
терпеливы в общении с другими, отстаивают
свою точку зрения без вспыльчивости.
Без неприятных переживаний идут на встречу
с новыми людьми. В то же время не любят
шумных компаний; экстравагантные выходки
и многословие вызывают у вас раздражение.
А у 20% (2 испытуемых) выявлен высокий уровень
общительности, то есть они любопытны,
разговорчивы, любят высказываться по
разным вопросам, что, бывает, вызывает
раздражение окружающих. Охотно знакомятся
с новыми людьми. Любят быть в центре внимания,
никому не отказывают в просьбах, хотя
не всегда могут их выполнить.
Результаты методики
№ 2: Диагностики мотивационных ориентаций
в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов,
В. А. Уразаева).
Таблица № 2
№ испытуемого |
Ориентация на принятие партнера |
Ориентация на адекватность
восприятия и понимание партнера |
Ориентация на достижение компромисса |
Уровни общей гармоничности
коммуникативных ориентаций |
1 |
17 |
22 |
14 |
53 |
2 |
19 |
28 |
19 |
66 |
3 |
23 |
21 |
26 |
70 |
4 |
25 |
27 |
24 |
76 |
5 |
23 |
28 |
27 |
78 |
6 |
26 |
28 |
26 |
80 |
7 |
22 |
25 |
28 |
75 |
8 |
21 |
17 |
25 |
63 |
9 |
23 |
19 |
25 |
67 |
10 |
22 |
25 |
26 |
73 |
Диаграмма № 2
По результатам методики И.
Д. Ладанова, В. А. Уразаевой выявлено,
что у 80% (8 испытуемых) наблюдается высокий
уровень абсолютной гармоничности коммуникативных
ориентаций, а у 20% (2 испытуемых) средний
уровень абсолютной гармоничности коммуникативных
ориентаций.
Результаты методики
№3: Диагностики эмоциональных барьеров
в межличностном общении (В. В. Бойко)
Таблица № 3
№ испытуемого |
Результаты
|
Интерпретация
|
1 |
4 |
эмоции обычно не мешают вам
общаться с коллегами |
2 |
7 |
у вас есть некоторые эмоциональные
проблемы в повседневном общении |
3 |
4 |
эмоции обычно не мешают вам
общаться с коллегами |
4 |
5 |
эмоции обычно не мешают вам
общаться с коллегами |
5 |
5 |
эмоции обычно не мешают вам
общаться с коллегами |
6 |
5 |
эмоции обычно не мешают вам
общаться с коллегами |
7 |
8 |
у вас есть некоторые эмоциональные
проблемы в повседневном общении |
8 |
3 |
эмоции обычно не мешают вам
общаться с коллегами |
9 |
6 |
у вас есть некоторые эмоциональные
проблемы в повседневном общении |
10 |
5 |
эмоции обычно не мешают вам
общаться с коллегами |
Диаграмма № 3
По результатам методики В.
В. Бойко выявлено, что у 70% (7 испытуемых)
педагогов эмоции обычно не мешают общаться
с коллегами, а у 30% (3 испытуемых) есть некоторые
эмоциональные проблемы в повседневном
общении.
Таким образом, большинство
испытуемых педагогов обладают нормальной
коммуникабельностью, охотно слушают
интересного собеседника, отстаивают
свою точку зрения без вспыльчивости,
но у некоторых педагогов есть некоторые
эмоциональные проблемы в повседневном
общении. Из выше обозначенного следует,
что педагог, владеющий культурой общения,
вызывает уважение коллег. А положительные
результаты вдохновляют, определяют чувство
комфортности, удовлетворенности своей
деятельностью.
2.3. Тренинги определения
эффективного профессионально-педагогического
общения
Организация профессионального
самовоспитания в области общения требует
соблюдения следующих условий:
- серьезного отношения к занятиям;
- постоянного критического
самоанализа;
- систематической индивидуальной
работы над собой;
- внимания к работе партнеров.
Постарайтесь заинтересовать этой работой
и своих коллег.
Система упражнений, направленных
на овладение основами профессионально-педагогического
общения, включает в себя два цикла (см.
Приложение №4):
1. Упражнения, направленные
на практическое овладение элементами педагогической
коммуникации, способствующие развитию
коммуникативных способностей, приобретению
навыков управления общением.
2. Упражнения по овладению всей
системой общения в заданной педагогической
ситуации.
Для того чтобы тренинг был
более продуктивен, полезно нескольким
учителям объединить свои усилия. Целесообразно
создать межшкольный кружок или семинар
по педагогическому общению для молодых
педагогов. В любом случае работать по
предложенной программе должен коллектив
учителей, желательно под руководством
опытного педагога.
Первый цикл включает следующие
упражнения:
1) Выработка умения органично
и последовательно действовать
в публичной обстановке.
2) Формирование мышечной
свободы в процессе педагогической
деятельности. (Упражнение начинается
с выявления зажатости).
3) Достижение эмоционального
благополучия в классе.
4) Развитие навыков произвольного
внимания, наблюдательности и сосредоточенности.
5) Развитие простейших навыков
общения.
6) Управление инициативой (по
А. А. Леонтьеву).
7) Техника интонирования.
8) Определение и уточнение системы
общения.
9) Развитие мимики, пантомимики.
10) Доречевое и речевое общение (осуществляется
на уроке).
11) Выявление индивидуальных
особенностей педагогического общения (поиск
стиля общения). Полезны упражнения на
определение стиля общения коллеги (по
А. А. Леонтьеву).
12) Изучение эмоциональных реакций
детей для конкретизации специфики педагогического
общения с ними.
13) Преодоление внушаемых характеристик по
предъявленным фотографиям (на основе
методики А. А. Бодалева).
14) Построение коммуникативных
задач урока.
15)Упражнения на короткий диалог.
16)Мобилизация творческого
самочувствия перед общением с классом.
Второй цикл тренинга - обучение
целостному процессу педагогического
общения.
В этой группе упражнений можно
выделить две большие подгруппы.
Действия в типичных ситуациях:
- упражнения на развитие умений
наблюдать, выделять главное и существенное,
вдумчиво подходить к оценке, анализу
и решению любого педагогического факта;