Мотивация и стимулирование в системе управления персоналом в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:37, аттестационная работа

Описание работы

В своей работе я выдвинула гипотезу о том, что благодаря мотивации персонала и стимулированию деятельности работников ДОУ. Повышается не только желание работать, но и появляется стимул к повышению производительности труда.
Актуальность работы заключается в том, что она посвящена реальным проблемам мотивации персонала в ДОУ «Кораблик», которое является объектом исследования в работе. В рассматриваемой организации наблюдается напряженный социально-психологический климат, поэтому полученные данные будут иметь практическое применение.
Целью работы является разработка методов по улучшению системы мотивации работников ДОУ «Кораблик».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда…………………......4
Сущность и содержание категории «мотивация труда»…………….4
Теории мотивации, их суть и значение……………………………….9
Глава 2. Мотивация работников в дошкольном учреждении………….17
2.1 Анкетирование………………………………………………………...18
2.2 Результат диагностики работников ДОУ……………………………20
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………28
Приложения…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

диплом на сдачу второй.docx

— 85.94 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГАУ ДПО «ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ»

 

Кафедра управления качеством

 

 

                                      ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Мотивация и стимулирование в системе управления персоналом в ДОУ

 

 

 

 

           Выполнил: Смирнова Наталья Сергеевна,

 выпускник курсов профессиональной

 переподготовки по  направлению « Управление персоналом»

 

       Научный руководитель: Безрукова Яна Владимировна,

кандидат технических  наук

 

 

 

 

 

                                             Усть-Кут 2013г.

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда…………………......4

    1. Сущность и содержание категории «мотивация труда»…………….4
    2. Теории мотивации, их суть и значение……………………………….9

Глава 2. Мотивация работников в дошкольном учреждении………….17

2.1 Анкетирование………………………………………………………...18

2.2 Результат диагностики  работников ДОУ……………………………20

Заключение………………………………………………………………….27

Список литературы…………………………………………………………28

Приложения…………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

 

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает  непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства  персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации  и информатизации производства, в  результате повышения уровня образования  и социальных ожиданий сотрудников  значение мотивации еще более  возросло, усложнилось содержание этого  рода управленческой деятельности.

Сегодня для эффективной  деятельности организации требуются  ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля сложно. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников - задача мотивационного менеджмента.

В своей работе я выдвинула  гипотезу о том, что благодаря  мотивации персонала и стимулированию деятельности работников ДОУ. Повышается не только желание работать, но и появляется  стимул к повышению производительности труда.

Актуальность работы заключается  в том, что она посвящена реальным проблемам мотивации персонала  в ДОУ «Кораблик», которое является объектом исследования в работе. В рассматриваемой организации наблюдается напряженный социально-психологический климат, поэтому полученные данные будут иметь практическое применение.

Целью работы является разработка методов по улучшению системы  мотивации работников ДОУ «Кораблик».

Для достижения указанной  цели поставлены и решены следующие  задачи:

  • изучены и проанализированы теоретические аспекты мотивации труда;
  • проведен анализ показателей деятельности ДОУ «Кораблик»;
  • проанализировано современное состояние системы мотивации труда персонала ДОУ;
  • выявлены преимущества и недостатки сложившейся системы мотивации труда;
  • разработаны методы по улучшению системы мотивации труда работников исследуемой организации.

Предметом исследования является мотивация труда работников на предприятии.

Объектом исследования является персонал ДОУ «Кораблик».

Источниками информации послужили  специальная, учебная и справочная литература, диагностические материалы  коллектива ДОУ.

В работе использованы следующие  методы исследования: анкетирование  по А.Ф.Фидлеру, по   Т. Элерсу, по Лепешовой Е.М.

1.Теоретические аспекты  мотивации труда

1.1 Сущность и содержание  категории «мотивация труда»

 

Одна из главных задач  для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных  способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Четкого и общепризнанного определения  понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения.

Мотивация - стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие  на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей .

Одну и ту же работу человек  может делать, затрачивая различные  усилия. Он может работать в полную силу, а может и в полсилы. Также  он может стремиться брать работу "полегче", а может браться за сложную и тяжелую работу, может выбирать решение попроще, а может искать и браться за сложное решение. Все это отражает, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, на сколько он мотивирован на затраты больших усилий при выполнении своей работы.

Человек может по-разному  стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть безразлично качество его труда, другой может стремиться сделать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению  квалификации, совершенствованию своих  способностей в работе.

Настойчивость продолжать и  развивать начатое дело - важная характеристика деятельности, так как  часто встречаются люди, которые  быстро теряют интерес к начатому делу. И если даже они имели хорошие  результаты деятельности в начале, то потеря интереса и отсутствие настойчивости  может привести к тому, что они  сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости также негативно  сказывается на доведении дела до конца. Работник может выдвигать  прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации  упущенными возможностями.

Добросовестность, означающая ответственное выполнение работы,  что с учетом всех необходимых  требований и регулирующих норм, для  многих видов работ является важнейшим  условием их успешного выполнения. Человек может иметь хорошие  квалификацию и знания, быть способным  и созидательным, много работать. Но при этом он может относиться к своим обязанностям спустя рукава, безответственно. И это может  сводить на нет все положительные  результаты его деятельности. Руководство  организации должно хорошо представлять себе это и стараться строить  систему мотивирования таким  образом, чтобы она развивала  у сотрудников такую важную характеристику их поведения, как добросовестность.

Мотив (от франц. mоtiv - побуждение) выступает как, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находиться "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей является достаточно сложным делом. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Однако имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и руководитель призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте.

Поведение человека, как  правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой  они находятся в конкретном отношении  друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная  структура индивида является основой  претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется  определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том  числе сознательно, в зависимости  от воспитания человека, образования  и других факторов. Изучить эту  структуру - это задача руководителя.

Зарубежные ученые часто  придают понятию "мотив" несколько  иное значение, чем российские: мотивация - структура, система мотивов деятельности и поведения субъекта, мотив-побуждение себя и других к деятельности. При  этом на Западе различают внутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта - потребностями, интересами, ценностями) и внешнюю  мотивацию (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения, договора об обмене результата деятельности работника  на блага, психологического воздействия  для формирования тех же целей, что  и у предпринимателя). Внешнюю  мотивацию целесообразно назвать  мотивированием, а лучше - стимулированием.

Стимул - внешнее побуждение к деятельности, связанное с воздействием внешних по отношению к личности факторов и субъектов. Стимулом в  Древнем Риме назывался тонкий заостренный  металлический шест для управления лошадьми, запряженными в колесницу. Западные ученые, как правило, не применяют  слово "стимул": обычно для обозначения  внешнего воздействия используется термин "внешняя мотивация".

Цель - это желаемый продукт  деятельности; структуру деятельности составляют действия и операции, способы  осуществления действий; средства - это те инструменты, которыми пользуется человек.

Потребности - это то, что  возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для  разных людей, но в то же время имеет  определенное индивидуальное проявление у каждого человека.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека.

Мотив находится “внутри" человека, имеет “персональный" характер, зависит от множества внешних  и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним  мотивов.

В настоящее время популярностью  пользуется типология мотивационных  теорий, приводимая в книге М.X. Мескона и др. "Основы менеджмента". Согласно подходу, используемому авторами книги, мотивационные теории разбиваются на две группы: содержательные, объясняющие поведение человека мотивами, содержательной основой которых являются те или иные потребности человека, и процессуальные, которые устанавливают тот или иной набор факторов, взаимодействующих между собой в психологическом процессе формирования мотивов поведения.

Мотивы и их диспозиция не являются постоянными величинами, а зависят от многих факторов - биологических, социальных, в том числе статусно-ролевых, ситуационных.

Итак, в самом общем  виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению  определенных действий. Эти силы находятся  вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно  совершать некоторые поступки. При  этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать  на одинаковые воздействия со стороны  одинаковых сил.

Принимая во внимание сказанное, можно дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних  движущих сил, которые побуждают  человека к деятельности, задают границы  и формы деятельности и придают  этой деятельности направленность, ориентированную  на достижение определенных целей. Влияние  мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может  меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Основные задачи мотивации  персонала:

    • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
    • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам общения в коллективе;
    • формирование у каждого руководителя демократических подходов
    • к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач  необходим анализ:

    • процесса мотивации в организации;
    • индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними;
    • изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при работе в педагогическом коллективе.

Для того чтобы всесторонне  раскрыть понятие мотивации, в работе рассмотрены основные аспекты этого  явления:

    • что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного воздействия;
    • каково соотношение внутренних и внешних сил;
    • как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а  их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени  их воздействия на поведение человека.

Мотивационная структура  человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Информация о работе Мотивация и стимулирование в системе управления персоналом в ДОУ