Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:37, аттестационная работа
В своей работе я выдвинула гипотезу о том, что благодаря мотивации персонала и стимулированию деятельности работников ДОУ. Повышается не только желание работать, но и появляется стимул к повышению производительности труда.
Актуальность работы заключается в том, что она посвящена реальным проблемам мотивации персонала в ДОУ «Кораблик», которое является объектом исследования в работе. В рассматриваемой организации наблюдается напряженный социально-психологический климат, поэтому полученные данные будут иметь практическое применение.
Целью работы является разработка методов по улучшению системы мотивации работников ДОУ «Кораблик».
Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда…………………......4
Сущность и содержание категории «мотивация труда»…………….4
Теории мотивации, их суть и значение……………………………….9
Глава 2. Мотивация работников в дошкольном учреждении………….17
2.1 Анкетирование………………………………………………………...18
2.2 Результат диагностики работников ДОУ……………………………20
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………28
Приложения…………………………………………………………………31
Доски почёта – по итогам деятельности, значимых в жизни ДОУ мероприятиях. Этот вид стимулирования приемлем как для младшего обслуживающего персонала, так и для педагогических работников. Доска почёта не должна иметь статичный характер, регулярно обновляться (раз в год). Она должна предусматривать номинации, в которых могут участвовать разные категории сотрудников.
Подарки от учреждения – подарки к профессиональным праздникам, событиям в личной и профессиональной жизни. Особенно стоит уделять большое значение подарком с символикой образовательного учреждения, это позволяет создать у персонала ощущение сопричастности, идентичности с образовательным учреждением, развитие профессиональной лояльности и чувства «мы». Для этого необходимо разработать эмблему образовательного учреждения. Профессиональная лояльность обеспечивает мотивацию к деятельности, создаёт условия для профессиональной гордости образовательным учреждением, в котором он работает.
Другое средство нематериального
стимулирования – мотивирующая среда
учреждения. Оно в большей степени
подходит для мотивирования труда
педагогов. Для того чтобы организация
труда педагогов стала
Грамотно организованная среда
учреждения способствует развитию профессиональной
мобильности педагога. Подготовка воспитанников
к участию в различных
В настоящее время в условиях
внедрения инновационных
Для человека свойственна естественная склонность ставить цели и стремиться к их достижению. Однако для профессиональной деятельности постановка целей даёт высокую отдачу только в том случае, если личность понимает и принимает конкретную цель. Цикличность педагогической деятельности позволяет ставить цели, которые регламентированы по времени, измеримы и технологически обоснованы. Мотивационный потенциал целей усиливается готовностью педагога принимать цель как собственную, а не навязанную кем-то извне, а также готовностью прилагать определённые усилия для её достижения.
Оценка и контроль должны стимулировать
персонал не просто к достижению требуемых
рабочих результатов и к
Критериями оценки педагога могут быть: подготовка воспитанников к участию в конкурсах, спортивных мероприятиях, качество образования, количество и уровень публикаций, участие в конференциях и конкурсах, презентация деятельности, учебно-методическая работа. Критериями оценки младшего воспитателя могут быть: безопасность образовательной среды, участие в воспитательной деятельности.
Обучение и развитие персонала,
являясь средством
Организационная культура и климат, который складывается в организации, оказывает непосредственное влияние на трудовую мотивацию персонала. Организационная культура может быть сильным катализатором, а в ситуации неудач – большим тормозом в деле реализации стратегических планов руководства. Организационная культура представлена ценностями, системой отношений, нормами и правилами поведения, языком требованиями к внешнему виду и одежде, традициями, церемониями.
Овладение навыками самомотивации способствует развитию у персонала черт характера, ведущих к успеху; повышению личного и рабочего потенциала; преодолению внутреннего консерватизма и нерешительности; преодолению внутреннего консерватизма, боязни перемен; сокращению количества стрессов в жизни человека.
К приёмам самомотивации относятся «психологическое поглаживание» (комплимент самому себе), развитие саногенного мышления, позитивного восприятия действительности, установка на достижение успехов, уверенность в значимости и необходимости профессиональной деятельности.
Таким образом, для мотивации персонала возможно использование разные способы и средства мотивации. Эффективная система мотивации должна включать и материальные, и не материальные стимулы, с учётом специфики деятельности персонала, социально-экономических реалий и личностных характеристик.
На основании вышесказанного, можно объединить предлагаемые приёмы мотивирования персонала в таблицу.
Система мотивации в дошкольном образовательном учреждении
Потребности и мотивы |
Приёмы мотивирования |
Административные методы | |
Страх
перед увольнением. |
Издание
приказов и распоряжений . |
Экономические методы | |
Обеспечение
своего существования. |
Разработка
системы материального Предоставление социального Предоставление возможности Предоставление возможности Предоставление возможности
|
Социально-психологические | |
Мотивы безопасности и комфорта |
Наличие профсоюзной организации, коллективного договора, должностных инструкций. Своевременное предоставление информации о мероприятиях в ДОУ. Предоставление методического
дня специалистам ДОУ. |
Мотивы принадлежности, общения |
Повышение
статуса образовательного учреждения. |
Мотивы признания, самоуважения |
Обобщение
опыта работы, сообщение о нем
в различных средствах массовой
информации. Рекомендация на присвоение
званий, наград муниципального, регионального,
федерального уровней. |
Мотивы самореализации |
Делегирование
полномочий. Привлечение к участию в инновационной
деятельности . Включение в коллективную деятельность (творческие группы, команды разработчиков проектов). |
3. Заключение.
Исследуя проблему мотивации персонала
в условиях ДОУ, я пришла к выводу
что, для управления процессом мотивации
требуется продуманная система,
которая включает в себя элементы
материального и
Эта система должна состоять из знаний
специфики трудовой деятельности персонала,
основываться на сформированных представлениях
о теоретических и практических
аспектах в области менеджмента.
Изучая материалы исследования, я
сделала вывод, что мотивация
персонала зависит от внешних
и внутренних факторов, в том числе
и от социального положения
России еще предстоит выбрать наиболее подходящую для нее модель мотивационного управления, не просто копируя ее, а перерабатывая на основе отечественного опыта теории и практики управления. Этот выбор должен определить путь развития нашей страны на долгие годы вперед, так как Россия - страна, находящаяся на стыке Запада и Востока и вобравшая в себя ценности как восточного, так и западного мира.
Закон об образовании Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1
Трудовой кодекс Российской Федерации:
комментарий к последним
Национальная доктрина образования Российской Федерации: [принята постановлением Правительства Российской Федерации 4 октября 2000 г. - № 751. –М.: - 10 с.
Аширов, А.Д Управление персоналом. / А.Д.Аширов. – М.: Проспект, 2005. – 448 с.
Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. / Л.Е.Басовский – М.: ИНФРА-М, 2003. – 216 с.
Бергер, Д Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда /Д.Бергер, Л.Бергер; пер. А.Верди. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 761 с.
Вачугов, Д.Д. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, Н. А. Кислякова; под ред. Д. Д. Вачугова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2007. – 192 с.
Гаудж, П. Исследование мотивации персонала / П.Гаудж; пер. М.А.Свиридюк. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2008. – 272 с.
Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П.Егоршин. – М.: Инфра-М, 2008. – 2008. – 464 с.
Журавлёв, П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие / П.В.Журавлёв. – М.: Экзамен, 2004. – 448 с.
Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И.Кабушкин. – 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.
Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / А.Я.Кибанов, И.А.Баткаева, Е.А.Митрофанов, М.В.Ловчева. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 524 с.
Коваленко, Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов / Н.В. Коваленко // Завуч. – 2008. - № 8. – С. 32-34
Лепешова, Е.М. Мотивирование педагогов ОУ / Е.М.Лепешова // Справочник заместителя директора школы. - 2010. - № 5 – С. 79-84
Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом / Ю.А.Лукаш. – М.: Финпресс, 2007. – 208 с.
Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. А.М.Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 480 с.
Мескон, М. Основы менеджмента / М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. – пер. с английского, общая редакция Л.И.Евенко. – М.: Дело, 1997. – 439 с.
Одегов, Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности: Учебное пособие для вузов / Ю.Г.Одегов, Л.В.Карташева. – М.: Экзамен, 2002. – 256 с.
Поташник, М.М. Нет условий – нет роста / М.М.Поташник // Народное образование. – 2009. – С. 124-130
Потёмкин, В.К. Управление персоналом: учебник для вузов / В.К. Потёмкин. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н.В.Самоукина. – М.: Вершина, 2008. – 224 с.
Семёнов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К.Семёнов, В.И.Набоков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. –556 с.
Сыманюк, Э.Э. Нематериальная мотивация педагогов / Э.Э.Сыманюк, И.В.Девятовская // Народное образование. – 2009. - № 7. – С. 94-99.
Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия: учебно-практическое пособие. / В.В.Травин, В.А.Дятлов. — 5-е изд. — М.: Дело. 2003. — 272 с.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с.
Фетискин, Н.П., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.- C.190-191
Фурсова, С.Ю. Развитие потребности в достижении успеха / С.Ю. Фурсова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2010 - № 3. – С. 71-75.
Цыпкин, Ю.А. Менеджмент: учебник для вузов / Ю.А.Цыпкин, А.Н.Люкшинов, Н.Д.Эриашвили; под ред. Ю.А.Цыпкина. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001. – 439 с.
Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала /С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с.
Шлендр, П.Э. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»
Шпалинский, В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие / В.В.Шпалинский. – 2-е изд.- М.: УРАО, 2003. – 184 с.
Ссылки на интернет – ресурсы
http://infomanagement.ru/ - Менеджмент – лекции, статьи, литература
http://www.rb-edu.ru/library/
menobr.ru/about.aspx – Менеджер образования – портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений
www.consultant.ru. – Правовой сайт (законы, правовые акты)
http://www.hr-portal.ru/pages/
Анкета «Оценка психологической атмосферы в коллективе»
Инструкция: Уважаемые педагоги! В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «+», тем более выражен этот признак в вашем коллективе.
Показатель |
Выраженность (в баллах) |
Показатель | |||||||
| 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Дружелюбие |
Враждебность | ||||||||
Согласие |
Несогласие | ||||||||
Удовлетворённость |
Неудовлетворённость | ||||||||
Продуктивность |
Непродуктивность | ||||||||
Теплота |
Холодность | ||||||||
Сотрудничество |
Несогласованность | ||||||||
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность | ||||||||
Увлечённость |
Равнодушие | ||||||||
Занимательность |
Скука | ||||||||
Успешность |
Безуспешность |
Спасибо за участие!
Обработка результатов:
Ответ по каждому из пунктов оценивается слева направо в диапазоне от «1» до «8» баллов. Чем левее расположен знак «+», тем ниже балл и тем благоприятнее, по мнению отвечающего, психологическая атмосфера в коллективе. Итоговый показатель колеблется в пределах от «10» (наиболее положительная оценка) до «80» (наиболее отрицательная). На основании индивидуальных профилей создаётся средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
Информация о работе Мотивация и стимулирование в системе управления персоналом в ДОУ