Мотивация и стимулирование в системе управления персоналом в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:37, аттестационная работа

Описание работы

В своей работе я выдвинула гипотезу о том, что благодаря мотивации персонала и стимулированию деятельности работников ДОУ. Повышается не только желание работать, но и появляется стимул к повышению производительности труда.
Актуальность работы заключается в том, что она посвящена реальным проблемам мотивации персонала в ДОУ «Кораблик», которое является объектом исследования в работе. В рассматриваемой организации наблюдается напряженный социально-психологический климат, поэтому полученные данные будут иметь практическое применение.
Целью работы является разработка методов по улучшению системы мотивации работников ДОУ «Кораблик».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда…………………......4
Сущность и содержание категории «мотивация труда»…………….4
Теории мотивации, их суть и значение……………………………….9
Глава 2. Мотивация работников в дошкольном учреждении………….17
2.1 Анкетирование………………………………………………………...18
2.2 Результат диагностики работников ДОУ……………………………20
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………28
Приложения…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

диплом на сдачу второй.docx

— 85.94 Кб (Скачать файл)

Мотивирование - это процесс  воздействия на человека с целью  побуждения его к определенным действиям  путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень  большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

Существует несколько  мотивационных типов, каждый из которых  характеризует то или иное поведение  человека в организации.

Все мотивационные типы согласно В.И. Герчиковой можно разделить на два класса:

1) класс мотивации избегания,  когда человек стремится избежать  нежелательных для себя последствий  своего поведения;

2) класс мотивации достижения, когда человек ведет себя так,  чтобы достичь определенных рубежей,  к которым он стремится.

В соответствии с этим и  выбирается первое основание для  стимулирования: "негативное стимулирование" - различного рода санкции; "позитивное стимулирование" - различного рода поощрения.

Так, для сотрудника с  мотивацией избегания более эффективным  будет стимулирование, основанное на страхе "наказания", но при этом ждать от него значительных достижений не приходится. Сотрудник с ярко выраженной мотивацией достижения нуждается  в положительном подкреплении, поощрении  и награждении за достижение высоких  результатов.

М.И. Магура различает следующие "чистые" типы мотивации:

    • люмпенизированный - мотивация избегания;
    • инструментальный - мотивация достижения;
    • профессиональный - мотивация достижения;
    • патриотический - мотивация достижения;
    • хозяйский - мотивация достижения.

Люмпенизированный тип мотивации - "люмпенизированный работник" - отличается низкой мотивацией к эффективной  работе, обладает невысокой квалификацией, не стремится ее повышать, безответственен  и избегает любой работы, связанной  с личной ответственностью. Сам не проявляет никакой активности: его основное стремление - как можно меньше работать, стремление к минимизации усилий.

Инструментальный тип  мотивации - "инструментально мотивированный работник" - в работе ценит только заработок в виде денег или  иных благ, работает с большой отдачей  на любой работе, если его труд справедливо  и высоко оплачивается. Работа для  такого работника имеет ценность не сама по себе, а как средство получения  материальных благ.

Профессиональный тип  мотивации - "профессионально мотивированный работник" - видит в работе возможность  реализовать свои знания и умения, для него важна интересная, содержательная работа, возможность проявить себя, доказать себе и окружающим, что  он способен на решение задач, которые  не каждому под силу. Таких работников отличает развитое профессиональное достоинство  и самоуважение.

Патриотический тип мотивации - "работник-патриот" - преданный  своему делу, коллективу, обществу, стране. Старается хорошо работать из-за высоких  моральных, религиозных или идеологических соображений. Такой работник особенно ценит результативность общего дела, в котором участвует, и общественное признание своего участия, выраженное в моральных знаках и оценках.

Хозяйский тип мотивации - "работник-хозяин" - выполняет  работу с максимальной отдачей, не настаивая  на высокой содержательности или  высокой оплате. Обычно такие работники  добровольно принимают на себя ответственность, но при этом не терпят контроля, характеризуются  обостренным требованием свободы  действий.

С учетом особенностей характера  и содержания интересов мотивационная  структура человека может быть представлена как сочетание всех или некоторых  из перечисленных мотивационных  типов в определенной пропорции.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложенные  человеку в компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно.

Стимулирование принципиально  отличается от мотивирования. Суть этого  отличия состоит в том, что  стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем что воспитание и обучение, как один из методов мотивирования людей, приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

 

 

 

1.2.Теории мотивации  их суть и значение.

 

      

Процесс мотивации очень  сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Главным образом, можно выделить два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.

Наиболее ранней теорией  мотиваций является теория мотивации  по А. Маслоу. Также, рассматриваемая  теория называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более  ранняя теория. Ее сторонники, в том  числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности  человека, которые можно разделить  на пять групп:

    • физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
    • потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,
    • социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство "локтя" и поддержка;
    • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
    • потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти  потребности можно расположить  в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой  лежат первичные потребности, а  вершиной являются вторичные (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что  приоритетны для человека потребности  более низких уровней и это  сказывается на его мотивации. Другими  словами, в поведении человека более  определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим  фактором и потребности более  высоких уровней.

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и  роста человека как личности - никогда  не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

На основе приведенного классификатора потребностей может быть построена  мотивационная модель (таблица 1.1).

Долг руководителя заключается  в том, чтобы тщательно наблюдать  за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности  движут каждым из них, и принимать  решения по их реализации с целью  повышения эффективности работы сотрудников.

 

Таблица 1.1 - Мотивационная  модель

Потребность

Содержание потребности

Претворение в жизнь потребностей своей личности

Реализация своего потенциала, увеличение количества знаний

Уважение к себе и признание  со стороны других

Компетентность в своей профессии. Право самостоятельно принимать  решения

Социальные контакты

Быть признанным в родственной  по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным

Уверенность в завтрашнем дне

Долгосрочное обеспечение денежным доходом, с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок

Физиологические потребности

Питание. Квартира. Одежда.


 

С развитием экономических  отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней, что определяет сущность теории, представителем которой  является Дэвид Мак Клелланд.

Согласно его утверждению  структура потребностей высшего  уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к  признанию. При таком утверждении  успех расценивается не как похвала  или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных  решений и нести за них персональную ответственность.

Согласно теории Мак Клелланда  люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность  и могут это сделать при  занятии определенных должностей в  организации. Управлять такими потребностями  можно, подготавливая работников к  переходу по иерархии на новые должности  с помощью их аттестации, направления  на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий  круг общения и стремятся его  расширить. Их руководители должны способствовать этому.

Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая появилась  в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и  нематериальных факторов на мотивацию  человека, и показывает удовлетворенность  работой (таблица 1.2)

 

Таблица 1.2 - Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе

Гигиенические факторы

Мотивационные факторы

1

2

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и одобрение результата

Межличностные отношения

Высокая степень ответственности

Степень непосредственного контроля над работой

Возможность творческого и делового роста


 

Первая группа факторов (гигиенические  факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в  которой осуществляется сама работа.

Вторая группа факторов мотивации  связана с характером и сущностью  самой работы. Руководитель здесь  должен помнить о необходимости  обобщения содержательной части  работы.

Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют  физиологическим потребностям, потребности  в безопасности и уверенности  в будущем.

Двухфакторная модель поведения  Ф. Герцберга, наиболее подходит для  развитого демократического общества с высоким уровнем производства и удовлетворенности первичных потребностей. Таким обществом может считаться, в частности, современная Америка. Исследования американских психологов свидетельствуют, что у современного американца физиологические потребности удовлетворены на 90%, потребность в безопасности - на 70%, в уважении - на 40%, в самоактуализации - на 15%. В этих условиях, по мнению Ф. Герцберга и его последователей, факторы рабочей среды, связанные с условиями труда, все виды и формы вознаграждения и социально-психологический климат воспринимаются только как естественный "гигиенический" фон, как факторы, способствующие повышению удовлетворенности трудом, но не способные при увеличении их качественных и количественных параметров вызвать повышение производительности труда. Однако ухудшение значения параметров этих факторов по сравнению с привычным достаточно высоким уровнем приводит к снижению отдачи работников, служит демотиватором. По-настоящему же способны вызвать рост отдачи такие мотиваторы, как возможность достичь и испытать успех, возможность продвижения по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможность творческого и делового роста. Современные авторы эти факторы называют "главными мотиваторами" и выделяют три их группы: личное развитие, чувство причастности, интерес и вызов.

Разница в рассмотренных  теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно  начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше  работать только после того, как  решит, что мотивация неадекватна.

В теории, предложенной К. Альдерфером, потребности группируются в три  класса: потребности существования - Е (физиологические и потребности  в безопасности), социальные - R (включающие и потребности в уважении) и потребности личностного роста - G (в самореализации). Схема зависимости между потребностями К. Альдерфера устанавливает связь между их удовлетворением и актуализацией (рисунок 1.2).

С помощью данной схемы  выделяются следующие зависимости:

- чем меньше удовлетворены потребности  существования, тем сильнее они  проявляются: Е Е


Неудовлетворенные              Усиление                               Удовлетворение

      потребности                 потребностей                               потребностей

 

  E       E           E


  R       R           R


  G       G           G


Зависимости между потребностями, по Альдерферу, идут не только снизу  вверх, но и сверху вниз. Тем не менее, они также образуют определенную иерархию.

По теории мотивации Д. Мак Клелланда, потребности и  достижения, соучастия и власти, не имеют строгой структуры. Их сочетание  зависит от индивидуальности человека (от личных качеств, его культуры и  опыта и конкретной ситуации).

Потребность достижения удовлетворяется  процессом доведения работы до успешного  завершения. Люди с преобладающей  потребностью достижения характеризуются  умеренностью в риске, высокой степенью организованности, стремлением к  автономии в работе и желанием иметь полную информацию о результатах, в конкретных ситуациях готовы брать  на себя ответственность за поиск  решения задачи.

Потребность во власти означает желание влиять на других людей, контролировать и одновременно нести ответственность  за них.

Сравним теории трудовой мотивации  А. Маслоу, К. Альдерфера, Ф. Герцберга  и Д. Маклелланда.

Ф. Герцберг выделил в  своей теории две группы факторов: гигиенические и мотиваторы. К  гигиеническим факторам он отнес  физические условия труда, нравственный климат, отношения с руководством и коллегами, оплату и стабильность работы, т.е. факторы, связанные с  окружающей средой, в которой служащий трудится. По Герцбергу, гигиенические  факторы сами по себе не вызывают удовлетворенности  работой и не мотивируют служащего.

Мотиваторы связаны с сущностью и содержанием труда. Отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводят к неудовлетворенности. Однако полное их наличие ведет к удовлетворенности трудом и стимулирует повышение его эффективности. Среди мотиваторов Ф. Герцберг выделил интересное содержание труда, успех и признание, самостоятельность и ответственность, карьерный рост, самореализацию. Несомненным положительным моментом двухфакторной теории Ф. Герцберга является вывод о дифференцированном использовании различных стимулов: гигиенические факторы не могут выступать как основные при удовлетворении потребностей низшего уровня, и в то же время, пока не удовлетворены гигиенические потребности, не стоит уделять большое внимание использованию мотиваторов.

Информация о работе Мотивация и стимулирование в системе управления персоналом в ДОУ