Мотивация и стимулирование в системе управления персоналом в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:37, аттестационная работа

Описание работы

В своей работе я выдвинула гипотезу о том, что благодаря мотивации персонала и стимулированию деятельности работников ДОУ. Повышается не только желание работать, но и появляется стимул к повышению производительности труда.
Актуальность работы заключается в том, что она посвящена реальным проблемам мотивации персонала в ДОУ «Кораблик», которое является объектом исследования в работе. В рассматриваемой организации наблюдается напряженный социально-психологический климат, поэтому полученные данные будут иметь практическое применение.
Целью работы является разработка методов по улучшению системы мотивации работников ДОУ «Кораблик».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда…………………......4
Сущность и содержание категории «мотивация труда»…………….4
Теории мотивации, их суть и значение……………………………….9
Глава 2. Мотивация работников в дошкольном учреждении………….17
2.1 Анкетирование………………………………………………………...18
2.2 Результат диагностики работников ДОУ……………………………20
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………28
Приложения…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

диплом на сдачу второй.docx

— 85.94 Кб (Скачать файл)

В целом же рассмотренные  содержательные теории позволяют говорить о мотивации как вероятностном  процессе, когда-то, что мотивирует конкретного служащего в конкретной ситуации в конкретное время, может  в другое время или в иной ситуации не оказывать никакого мотивирующего  влияния на этого или другого  человека.

 

Рисунок 1.3 - Взаимосвязь  основных содержательных теорий мотивации

 

Второй подход к мотивации  базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении  усилий работников и выборе определенного  вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся  теория ожиданий, или модель мотивации  по В. Вруму, теория справедливости и  теория или модель Портера - Лоулера.

Согласно теории ожиданий В. Врума не только потребность является необходимым условием мотивации  человека для достижения цели, но и  выбранный тип поведения. Исходя из теории ожиданий, можно сделать  вывод, что работник должен иметь  такие потребности, которые могут  быть в значительной степени удовлетворены  в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие  поощрения, которые могут удовлетворить  ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

Согласно теории справедливости, эффективность мотивации оценивается  работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном  окружении.

Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с  поощрениями других сотрудников. При  этом он учитывает условия, в которых  работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой - на старом, у одного было одно качества заготовок, а другого - другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и. т.д.

Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера построена на сочетании  элементов теории ожиданий и теории справедливости. Согласно данной теории, мотивация - это функция потребностей, ожидания и справедливости вознаграждения. Результативность труда зависит  от оценки вероятности связи "усилие-вознаграждение", от характерных особенностей и потенциальных  возможностей работника и самооценки работником своей роли. Графическое  изображение модели Портера-Лоулера  представлено на рисунке 1.4


Пер перменные теории ожидания


Доп дополнительные переменные теории ожидания


Рисунок 1.4 - Модель Портера-Лоулера.

 

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский  и его ученики А.Н. Леонтьев и  Б.Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности.

Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются  два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности  человека и развиваются параллельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мотивация работников  в дошкольном учреждении.

 

Вся система управления организацией строится на стремлении к достижению поставленных целей, а для этого  нужна слаженная работа, сотрудничество руководящих органов и рядовых  сотрудников, которые достигаются  за счёт эффективной мотивации персонала. От степени заинтересованности в  выполнении своих обязанностей зависит, прежде всего, производительность труда. Именно система управления отвечает за то, чтобы трудовая деятельность персонала была максимально эффективна для данной организации в конкретных условиях. При этом основным инструментом служит мотивация сотрудников. Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

Лепешова Е.М. в статье «Мотивирование педагогов ОУ» рассматривает методы и приёмы мотивации персонала применительно к сотрудникам образовательного учреждения:

Административные-

      • издание приказов и распоряжений;
      • должностные инструкции
      • установка правил внутреннего распорядка и контроль их выполнения и др.

Экономические-

    • премирование;
    • дополнительные льготы
    • надбавки и единовременные выплаты и др.

     Социально-психологические-

    • моральное стимулирование;
    • участие в управлении;
    • отношение руководства
    • развитие формального и неформального общения в коллективе
    • профессиональный и карьерный рост
    • корпоративная культура
    • этика условий труда и т.д.

 

Проблема выбора путей  мотивации педагогов чрезвычайно  актуальна для администрации  образовательного учреждения. В связи  с этим, я изучила особенности  мотивации труда в ДОУ, выявила  ключевые факторы, оказывающие влияние  на качество  и результативность труда сотрудников и разработали  специфическую систему мотивирования  в образовательном учреждении. 

 

                                    2.1 Анкетирование.

 

Перед проведением диагностики  мотивации персонала в ДОУ  я  проанализировала кадровый состав педагогического коллектива. С помощью методики А.Ф.Фидлера  (приложение №1) оценила психологическую атмосферу в коллективе, так как диагностика может быть применима только в том случае, когда есть определённый уровень доверия сотрудников к руководителю, отсутствуют серьёзные конфликты в коллективе. Выявила, что в дошкольном учреждении 75% имеют благоприятную психологическую обстановку, 15% отрицательную психологическую обстановку и 10% на определились с ответом.

Удовлетворенность персонала условиями, отражает социальную сторону трудовой деятельности. Она имеет функционально-производственную значимость, влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении  других людей.

В анкете «Оценка степени удовлетворённости  персонала условиями своей работы» (приложение № 2) респондентам необходимо было оценить, в какой мере их удовлетворяют  перечисленные в анкете стороны  работы.

Анализ результатов анкетирования  показал, что сам процесс выполняемой  работы вполне удовлетворяет более  половины педагогического коллектива (54%) и 32% младшего обслуживающего персонала. Также удовлетворенность обеих   категорий респондентов взаимоотношением с руководством, эффективностью организации  работы в целом, взаимоотношением с  коллегами. Педагогов скорее удовлетворяют, чем нет перспективы профессионального и служебного роста 40% опрошенных, а также возможности проявления самостоятельности и инициативы в работе (34%). Младших воспитателей практически не удовлетворяет  размер заработной платы 80%, что сильно сказывается на мотивации их к работе.

С помощью интерпретированной  методики «Мотивация к успеху» Т. Элерса (приложение № 3) была оценена степень стремления к достижению целей, успеха различных категорий респондентов.

Исследование показало, что  педагоги более мотивированы на успех, чем младший обслуживающий персонал. Обеим категориям респондентов свойственно  избегать высокого риска. Педагоги стремятся  достигать успеха и получать положительные  отзывы о своей деятельности, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи. У младших воспитателей более высокая мотивация  к  избеганию неудач (защита), а это  препятствует мотиву к успеху –  достижению цели.

Для диагностики мотивации  сотрудников дошкольного образовательного учреждения я использовала несложную  в исполнении и интерпретации  результатов методику - анкетирование  «Оценка мотивации сотрудников  ОУ», предложенную Лепешовой Е.М. (приложение № 4) Главным результатом анкетирования стало ранжирование показателей, способствующих повышению мотивации персонала, а также влияющих на их демотивацию.

Анализ, полученных данных показал, что для педагогов наиболее важным для повышения эффективности  работы является: разумность требований руководства; признание и любовь воспитанников; признание со стороны  родителей; хорошие отношения в  коллективе; высокая степень ответственности  и авторитет руководителя.

Для младших воспитателей: хорошие отношения в коллективе, разумность требований руководства, авторитет  руководителя, стабильный заработок  и социальные гарантии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Результат диагностики  работников ДОУ.

 

Таким образом, я выявила, что мотивация персонала ДОУ  зависит от социального статуса  сотрудника. Для педагогов наиболее значимыми являются мотивы достижения безопасности, мотивы признания и  самоуважения, мотивы принадлежности, общения. У младших воспитателей на первом месте мотивы безопасности, низкий уровень мотивации к успеху и самореализации.

При подборе методов мотивирования  персонала необходимо учитывать ряд правил:

    • Мотивирование тогда даёт результаты, когда подчиненные ощущают признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом. Прибегать к этому методу стоит деликатно: частичное или полное лишение работника ранее предоставленного статуса приводит, как правило, к чрезвычайно бурным реакциям вплоть до увольнения.
    • Неожиданные, непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем прогнозируемые, когда они практически становятся неизменной частью заработной платы.
    • Положительное подкрепление результативнее отрицательного.
    • Подкрепление должно быть безотлагательным, что выражается в незамедлительной и справедливой реакции на действия сотрудников. Они начинают осознавать, что их неординарные достижения не только замечаются, но и ощутимо вознаграждаются. Выполненную работу и неожиданное вознаграждение не должен разделять слишком большой промежуток времени; чем больше временной интервал, тем меньше эффект.
    • Без серьезных оснований не следует постоянно выделять кого-либо из сотрудников, иной раз этого не следует делать ради сохранения коллектива.
    • Сотрудников следует стимулировать по промежуточным достижениям, не дожидаясь завершения всей работы, так как большие успехи труднодостижимы и сравнительно редки. Поэтому положительную мотивацию желательно подкреплять через не слишком большие интервалы времени. Но для этого общее задание должно быть разделено и спланировано по этапам с таким расчетом, чтобы каждому из них могла быть дана адекватная оценка и должное вознаграждение, соответствующее объему реально выполненной работы.
    • Важно дать сотрудникам почувствовать себя уверенно, поскольку того требует внутренняя потребность в самоутверждении. Успех влечет за собой успех.
    • Исходя из анализа данных, полученных в результате исследования, к персоналу дошкольного образовательного учреждения следует применять методы как материального, так и нематериального стимулирования.

В сентябре 2011 года ДОУ перешло  на новую систему оплаты труда  сотрудников. Она позволяет с  помощью доплат и надбавок увеличить  средний уровень заработной платы, а также приводит к повышению  профессиональной активности, удовлетворённости  трудом и стимулированию профессионального  развития.  Однако, потенциал экономических методов значительно более скромный, чем в коммерческой сфере из-за недостатка средств. А также согласно двухфакторной теории мотивации Ф.Герцберга, материальные стимулы относятся к факторам гигиены (поддерживающим), которые не определяют автоматически положительную мотивацию работников – если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать сотрудника на какие – либо поступки.

Для преодоления этого необходимо использовать мотивационный потенциал  нематериальной мотивации, который  позволяет дополнить используемые в учреждении материальные стимулы.

Основываясь на теоретических положениях , а также полученных данных в ходе исследования, в качестве нематериальных средств воздействия на мотивацию персонала я рассматриваю:

    • моральное стимулирование;
    • мотивирующую организацию труда;
    • эффективный кадровый менеджмент;
    • культуру организации;
    • эффективную самомотивацию.

Моральное стимулирование основано на удовлетворении таких потребностей личности, как потребность в самоуважении, самореализации, внимании и заботе со стороны администрации, достижении успеха, желание видеть вклад в  общем результате. В результате моего исследования выявлено, что данные потребности присущи педагогам ДОУ и частично младшим воспитателям.

Основные способы морального стимулирования, которые можно применить в  ДОУ:

Признание за хорошо выполненную работу – похвала, повышение статуса. Учитывая высокую потребность педагогов  в признании и самоуважении, роль такого стимулирования имеет высокий мотивационный эффект.

Статьи в органах печати –  освещение деятельности педагогов  и их профессиональных достижений в  профессиональном сообществе. Большую  роль также играет организация конкурсов  профессионального мастерства, педагогических мастерских и педагогических чтений. Возможность обмена опытом, обоснование  авторской методики воспитания, демонстрация профессиональных достижений, способствуют удовлетворению потребности в признании, уважении и самореализации. Эти приёмы подходят для мотивирования педагогических работников.

Информация о работе Мотивация и стимулирование в системе управления персоналом в ДОУ