Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:37, аттестационная работа
В своей работе я выдвинула гипотезу о том, что благодаря мотивации персонала и стимулированию деятельности работников ДОУ. Повышается не только желание работать, но и появляется стимул к повышению производительности труда.
Актуальность работы заключается в том, что она посвящена реальным проблемам мотивации персонала в ДОУ «Кораблик», которое является объектом исследования в работе. В рассматриваемой организации наблюдается напряженный социально-психологический климат, поэтому полученные данные будут иметь практическое применение.
Целью работы является разработка методов по улучшению системы мотивации работников ДОУ «Кораблик».
Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда…………………......4
Сущность и содержание категории «мотивация труда»…………….4
Теории мотивации, их суть и значение……………………………….9
Глава 2. Мотивация работников в дошкольном учреждении………….17
2.1 Анкетирование………………………………………………………...18
2.2 Результат диагностики работников ДОУ……………………………20
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………28
Приложения…………………………………………………………………31
В целом же рассмотренные
содержательные теории позволяют говорить
о мотивации как вероятностном
процессе, когда-то, что мотивирует
конкретного служащего в
Рисунок 1.3 - Взаимосвязь основных содержательных теорий мотивации
Второй подход к мотивации
базируется на процессуальных теориях.
Здесь говорится о
Согласно теории ожиданий
В. Врума не только потребность является
необходимым условием мотивации
человека для достижения цели, но и
выбранный тип поведения. Исходя
из теории ожиданий, можно сделать
вывод, что работник должен иметь
такие потребности, которые могут
быть в значительной степени удовлетворены
в результате предполагаемых вознаграждений.
А руководитель должен давать такие
поощрения, которые могут удовлетворить
ожидаемую потребность
Согласно теории справедливости,
эффективность мотивации
Сотрудник оценивает свой
размер поощрения по сравнению с
поощрениями других сотрудников. При
этом он учитывает условия, в которых
работают он и другие сотрудники. Например,
один работает на новом оборудовании,
а другой - на старом, у одного было
одно качества заготовок, а другого
- другое. Или, например, руководитель не
обеспечивает сотрудника той работой,
которая соответствует его
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Согласно данной теории, мотивация - это функция потребностей, ожидания и справедливости вознаграждения. Результативность труда зависит от оценки вероятности связи "усилие-вознаграждение", от характерных особенностей и потенциальных возможностей работника и самооценки работником своей роли. Графическое изображение модели Портера-Лоулера представлено на рисунке 1.4
Пер перменные теории ожидания
Доп дополнительные переменные теории ожидания
Рисунок 1.4 - Модель Портера-Лоулера.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно.
2. Мотивация работников в дошкольном учреждении.
Вся система управления организацией
строится на стремлении к достижению
поставленных целей, а для этого
нужна слаженная работа, сотрудничество
руководящих органов и рядовых
сотрудников, которые достигаются
за счёт эффективной мотивации
Лепешова Е.М. в статье «Мотивирование педагогов ОУ» рассматривает методы и приёмы мотивации персонала применительно к сотрудникам образовательного учреждения:
Административные-
Экономические-
Социально-психологические-
Проблема выбора путей
мотивации педагогов
Перед проведением диагностики мотивации персонала в ДОУ я проанализировала кадровый состав педагогического коллектива. С помощью методики А.Ф.Фидлера (приложение №1) оценила психологическую атмосферу в коллективе, так как диагностика может быть применима только в том случае, когда есть определённый уровень доверия сотрудников к руководителю, отсутствуют серьёзные конфликты в коллективе. Выявила, что в дошкольном учреждении 75% имеют благоприятную психологическую обстановку, 15% отрицательную психологическую обстановку и 10% на определились с ответом.
Удовлетворенность персонала условиями,
отражает социальную сторону трудовой
деятельности. Она имеет функционально-
В анкете «Оценка степени
Анализ результатов
С помощью интерпретированной методики «Мотивация к успеху» Т. Элерса (приложение № 3) была оценена степень стремления к достижению целей, успеха различных категорий респондентов.
Исследование показало, что
педагоги более мотивированы на успех,
чем младший обслуживающий
Для диагностики мотивации
сотрудников дошкольного
Анализ, полученных данных показал,
что для педагогов наиболее важным
для повышения эффективности
работы является: разумность требований
руководства; признание и любовь
воспитанников; признание со стороны
родителей; хорошие отношения в
коллективе; высокая степень
Для младших воспитателей:
хорошие отношения в
2.2 Результат диагностики работников ДОУ.
Таким образом, я выявила, что мотивация персонала ДОУ зависит от социального статуса сотрудника. Для педагогов наиболее значимыми являются мотивы достижения безопасности, мотивы признания и самоуважения, мотивы принадлежности, общения. У младших воспитателей на первом месте мотивы безопасности, низкий уровень мотивации к успеху и самореализации.
При подборе методов мотивирования персонала необходимо учитывать ряд правил:
В сентябре 2011 года ДОУ перешло на новую систему оплаты труда сотрудников. Она позволяет с помощью доплат и надбавок увеличить средний уровень заработной платы, а также приводит к повышению профессиональной активности, удовлетворённости трудом и стимулированию профессионального развития. Однако, потенциал экономических методов значительно более скромный, чем в коммерческой сфере из-за недостатка средств. А также согласно двухфакторной теории мотивации Ф.Герцберга, материальные стимулы относятся к факторам гигиены (поддерживающим), которые не определяют автоматически положительную мотивацию работников – если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать сотрудника на какие – либо поступки.
Для преодоления этого необходимо
использовать мотивационный потенциал
нематериальной мотивации, который
позволяет дополнить
Основываясь на теоретических положениях , а также полученных данных в ходе исследования, в качестве нематериальных средств воздействия на мотивацию персонала я рассматриваю:
Моральное стимулирование основано на
удовлетворении таких потребностей
личности, как потребность в
Основные способы морального стимулирования, которые можно применить в ДОУ:
Признание за хорошо выполненную работу – похвала, повышение статуса. Учитывая высокую потребность педагогов в признании и самоуважении, роль такого стимулирования имеет высокий мотивационный эффект.
Статьи в органах печати –
освещение деятельности педагогов
и их профессиональных достижений в
профессиональном сообществе. Большую
роль также играет организация конкурсов
профессионального мастерства, педагогических
мастерских и педагогических чтений.
Возможность обмена опытом, обоснование
авторской методики воспитания, демонстрация
профессиональных достижений, способствуют
удовлетворению потребности в признании,
уважении и самореализации. Эти приёмы
подходят для мотивирования
Информация о работе Мотивация и стимулирование в системе управления персоналом в ДОУ