Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:51, дипломная работа
В работе были поставлены следующие задачи:
1.Определить взаимосвязь между музыкально-ритмической подготовленностью (МРП) и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.
2.Разработать методику музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
3.Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования.
2.1 Задачи исследования.
В работе были поставлены следующие задачи:
2.2 Методы исследования.
Для решения поставленных в работе задач были применены следующие методы:
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы проводился на основе изучения сборников научных статей, монографий и авторефератов.
Изучалась литература по вопросам музыкально-ритмической подготовки в спорте и его видах со сложной координацией движений (спортивная и художественная гимнастика, спортивная аэробика, акробатика, фигурное катание), рассматривалось содержание и методика совершенствования музыкально-ритмической подготовки детей на тренировочных занятиях.
Всего было изучено 55 литературных источника.
Тестирование уровня развития МРП танцоров 8-9 лет применялось для:
Исследовались способности, отражающие музыкальность и ритмичность исполнения следующих технических действий:
Для определения уровня развития основных разновидностей и проявлений ритмичности использовались тесты, адаптированные нами для спортивных танцев (Л.Д. Назаренко, 2005), результаты фиксировались в протокол (Приложение 1, 2).
Ритмичность шагов
Тест 1. «Приставной шаг» (на целые доли такта).
Под заданный ритм музыки (1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1) выполняется связка из 2 шагов: приставного шага вправо – влево, два шага вперёд правой и левой – ноги врозь и два шага назад правой и левой – ноги вместе. Время выполнения 30 сек.
Оцениваются равномерность движений при постановке ноги с носка на всю стопу при условии сохранения правильной осанки:
5 баллов – полное совпадение ритма движений с целыми долями такта музыки, лёгкость непринуждённость движений, красивая осанка;
4 балла – совпадения ритма шагов с целыми долями такта музыки, некоторая скованность движений;
3 балла – ошибки в ритме шагов, скованность движений, напряжённая осанка.
Тест 2. «Тайм степ» (на целые и половинные доли такта).
Под заданный ритм музыки (1/2, 1/2, 1, 1, 1) исполняется базовый элемент танца ча-ча-ча, с правой ноги шаг вправо - приставка - шаг вправо, приставить левую с переносом веса и перенести вес на правую, затем тоже в левую сторону. Время исполнения 30 сек.
Оцениваются согласованность движений с музыкой и ритмом исполнения целых и половинных долей такта:
5 баллов – полное совпадение ритма движений с целыми и половинными долями такта музыки, лёгкость непринуждённость исполнения шагов;
4 балла – однократное несовпадение шагов с ритмом музыки на половинных долях такта, напряжённость и скованность действий;
3 балла – частое несовпадение шагов с ритмом музыки на разные доли такта.
Тест 3. «Шаги со сложным
ритмом» (на целые, половинные
и четвертные
Под заданный ритм музыки (1, 1/2, 1/4, 1, 1, 1) выполняется шаг вперёд правой, приставить левую и быстрое переступание на правую и левую на месте, шаг назад правой и приставить левую. Время выполнения 30 сек.
Оцениваются точность исполнения движения на целые, половинные и четвертные доли такта:
5 баллов – полное совпадение движений с музыкой;
4 балла – ошибки в совпадении шагов с музыкой;
3 балла - несовпадение движения с музыкой
на четвертные и
Ритмичность прыжков
Тест 4. «Прыжки крестом»
Под заданный ритм музыки на каждую целую долю такта выполняются поочередно прыжки на двух - вперёд, назад, вправо и влево. Дозировка - 8 раз.
Оцениваются согласованность движений с музыкой, лёгкость:
5 баллов – полное совпадение с долями такта, лёгкость, точность выполнения;
4 балла – совпадение ритма прыжков с целыми долями такта музыки;
3 балла – ошибки в ритме прыжков, напряжённая осанка.
Ритмичность вращательных движений
Тест 5. «Соло поворот»
Под заданный ритм музыки (1, 1, 1, 1) выполняется два шага вперёд с правой (левой) и левой (правой) ноги, затем шаг с правой (левой) с поворотом налево (направо) и на последнюю долю такта приставить левую (правую). Время выполнения 30 сек.
Оцениваются слитность, согласованность движений с ритмом музыки, непринуждённость исполнения, осанка:
5 баллов – полная согласованность шагов с музыкой, лёгкость и непринуждённость;
4 балла – согласованность движений с музыкой, «скованность» при повороте;
3 балла – ошибки в ритме исполнения.
Ритмичность комбинированных движений
Тест 6. «Поворот прыжком» (на целые доли)
Под заданный ритм музыки выполняется поворот прыжком направо, затем налево, ещё раз налево и направо (каждый поворот на 90 градусов). Дозировка 4 раза.
Оцениваются совпадение прыжков с ритмом, лёгкость, осанка:
5 баллов – чёткое совпадение с ритмом музыки, лёгкость приземления.
4 балла – ошибки в ритме;
3 балла – ошибки в ритме и направлениях.
Ритмичность движений телом
Тест 7. «Автостоп»
Под заданный ритм музыки выполняем по два поочередных пружинных движения с небольшим сгибанием правой и левой вперёд, одновременно сгибая левую и правую руку к плечу соответственно, при этом правой и левой стороной туловища поочередные ритмичные движения вперёд.
Время выполнения 30 сек.
Оцениваются согласованность движений с ритмом, чередование работы сторон тела:
5 баллов – полная согласованность движений телом с ритмом;
4 балла – выдержан ритм движений телом, напряжённость;
3 балла – несовпадение движений частей тела с музыкой.
Ритмичность парных действий
Тест 8. «Качеля»
Под заданный ритм музыки медленного вальса выполняется шаг вперёд с правой, приставить левую стопу к правой в стойку на носках, полуприсед на всей стопе правой, аналогично с левой ноги назад. Партнёр и партнёрша выполняют синхронно, стоя рядом друг с другом.
Оценивается согласованность шагов, «подъёмов и спусков» с ритмом музыки, синхронность исполнения:
5 баллов – согласованность движений и ритма, синхронность исполнения;
4 балла - согласованность шагов с долями такта музыки, нарушение синхронности;
3 балла – отсутствие синхронности, ошибки в ритме.
Метод экспертных оценок применялся для ранжирования спортсменов в соответствии с уровнем их спортивного мастерства. Для этого бригаде экспертов, состоящей из 7 судей по спортивным танцам, было предложено проранжировать танцевальные пары в соответствии с уровнем их спортивного мастерства. Такое ранжирование проводилось на соревнованиях, проводимых спортивно – танцевальным клубом «Дуэт» по окончании этапа предварительной подготовки (Приложение 3) и после педагогического эксперимента (Приложение 4).
Педагогический эксперимент проводился для определения эффективности применения средств музыкально-ритмической подготовки на занятиях у танцоров 8-9 лет.
Методы математической статистики.
Статистический анализ производился с помощью методов, описанных в специальной литературе (Б.А. Ашмарин, 1978; В.С. Иванов, 1990). Расчеты выполнялись на ПВМ с использованием программы статистики для Windows XP (В.Я. Гельман, 2003; М.Р. Мидлтон, 2005). Вычислялись следующие статистические показатели: среднее арифметическое значение признака, среднее квадратическое отклонение. Достоверность различий определялась с помощью критерия t – Стьюдента. Проводился корреляционный анализ.
Исследование проходило в 5 этапов:
На первом этапе с сентября 2003 по сентябрь 2004 производился: анализ научно-методической литературы по изучаемому направлению, была определена цель, задачи, гипотеза, проходило освоение методик исследования, разработка таблиц и протоколов.
На втором этапе с сентября 2004 по январь 2005 проводилось предварительное исследование, включавшее тестирование, определение соревновательной результативности методом экспертных оценок. Исследовалась взаимосвязь между МРП и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.
На третьем этапе с сентября 2005 по декабрь 2006 на основе результатов предварительного исследования проводилась работа по разработке методики музыкально – ритмической подготовки детей 8 - 9 лет в спортивных танцах.
Четвертый этап заключался в проведении педагогического эксперимента с целью определения эффективности разработанной методики, который длился с 1 января 2007 по 31 мая 2007. В эксперименте участвовали спортсмены СТК «Дуэт» возрастной категории Дети 1 (8 - 9 лет) в количестве 24 человек (12 спортивных пар). До начала экспериментальных педагогических воздействий было проведено тестирование МРП и экспертная оценка соревновательной результативности спортсменов. Результаты исследования легли в основу разделения танцоров на группы. Были сформированы КГ и ЭГ группы (по 12 человек в каждой) с одинаковым уровнем квалификации и МРП. В период эксперимента для спортсменов КГ и ЭГ в процессе музыкально-ритмической подготовки использовался различный подход. С начала этапа базовой технической подготовки сезона 2007 года танцоры первой группы (контрольной) занимались по схеме общепринятой в спортивных танцах. Спортсмены КГ разучивали технику исполнения шагов, затем танцевальные фигуры (согласно правилам соревнований) и только потом с детьми разучивались ритмы каждой конкретной фигуры (т.е. совершенствование МРП проводилось на этапе освоения фигур). С танцорами второй группы (экспериментальной) на занятиях использовалась разработанная нами методика музыкально – ритмической подготовки. В ЭГ совершенствование МРП осуществлялось на этапе освоения основных технических действий. Танцевальные шаги, прыжковые, вращательные, комбинированные движения, движения телом и парные действия осваивались в разнообразных, установленных правилами по спортивным танцам темпах и ритмах. И только затем разучивались танцевальные фигуры.
Еженедельный объем тренировочной работы и тематическое планирование подготовки в обеих группах были идентичны.
Эффективность разработанной методики определялась путем сравнения показателей МРП и соревновательной результативности спортсменов до и после педагогического эксперимента.
На пятом этапе с июня 2007 по октябрь 2007 оценивалась эффективность разработанных нами педагогических воздействий, применялись методы математической статистики, формулировались выводы и практические рекомендации, выполнялось оформление текста.
Информация о работе Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах