Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

В работе были поставлены следующие задачи:
1.Определить взаимосвязь между музыкально-ритмической подготовленностью (МРП) и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.
2.Разработать методику музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
3.Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.

Файлы: 9 файлов

Glava_2.docx

— 28.52 Кб (Скачать файл)

 


 


          Глава 2.  Задачи, методы и  организация  исследования.

 

          2.1  Задачи  исследования.

В  работе  были  поставлены  следующие задачи:

  1. Определить взаимосвязь между музыкально-ритмической подготовленностью (МРП) и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.
  2. Разработать методику музыкально - ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
  3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики музыкально - ритмической подготовки  детей  8-9 лет  в спортивных  танцах.

 

          2.2  Методы исследования.

          Для решения поставленных в работе задач были применены следующие методы: 

  1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
  2. Тестирование.
  3. Метод экспертных оценок.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Методы математической статистики.

 

          Теоретический анализ и обобщение  научно-методической  литературы          проводился  на  основе  изучения  сборников  научных  статей, монографий  и  авторефератов.

          Изучалась  литература  по вопросам  музыкально-ритмической  подготовки  в  спорте  и  его  видах  со  сложной  координацией  движений (спортивная  и  художественная гимнастика, спортивная  аэробика,  акробатика,  фигурное  катание), рассматривалось  содержание и методика совершенствования музыкально-ритмической подготовки   детей   на  тренировочных  занятиях.

Всего  было  изучено 55  литературных  источника.

Тестирование  уровня  развития МРП  танцоров 8-9 лет  применялось  для:

  • Исследования взаимосвязи МРП и соревновательной результативности танцоров 8-9 лет.
  • Разделения  спортсменов  на  контрольную  (КГ)  и экспериментальную  (ЭГ)  группы с одинаковым уровнем  подготовленности. Результаты  фиксировались  в  протокол.
  • Оценки эффективности разработанной методики.

Исследовались способности, отражающие музыкальность и ритмичность исполнения следующих технических действий:

  • Ритмичность  шагов;
  • Ритмичность  прыжков;
  • Ритмичность  вращательных  движений;
  • Ритмичность комбинированных движений (вращения и прыжки);
  • Ритмичность  движений  телом;
  • Ритмичность  парных  действий.

Для  определения  уровня  развития  основных  разновидностей   и проявлений  ритмичности   использовались тесты, адаптированные нами для спортивных танцев (Л.Д. Назаренко, 2005), результаты фиксировались в протокол (Приложение 1, 2).

Ритмичность   шагов

Тест 1.  «Приставной  шаг»  (на  целые  доли такта).

Под  заданный  ритм  музыки  (1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1)   выполняется  связка  из  2  шагов:  приставного  шага  вправо – влево,  два  шага  вперёд  правой  и левой – ноги  врозь  и  два  шага   назад  правой  и  левой – ноги  вместе.  Время  выполнения  30 сек.

Оцениваются  равномерность  движений  при  постановке  ноги  с  носка  на  всю  стопу  при  условии  сохранения  правильной  осанки:

5 баллов – полное  совпадение  ритма   движений  с  целыми долями такта  музыки,  лёгкость  непринуждённость  движений,  красивая  осанка;

4 балла – совпадения  ритма  шагов  с  целыми долями такта  музыки,  некоторая  скованность  движений;

3  балла – ошибки  в  ритме  шагов,  скованность  движений,  напряжённая  осанка.

Тест 2.  «Тайм степ»  (на целые  и  половинные  доли такта).

Под  заданный  ритм  музыки  (1/2, 1/2, 1, 1, 1) исполняется  базовый  элемент танца  ча-ча-ча,  с  правой  ноги  шаг  вправо - приставка - шаг  вправо, приставить левую с переносом веса и перенести вес на правую, затем        тоже  в  левую  сторону.  Время исполнения  30 сек.

Оцениваются  согласованность  движений  с музыкой  и  ритмом   исполнения  целых  и  половинных  долей такта:

5 баллов – полное  совпадение  ритма  движений  с  целыми и половинными долями такта    музыки,  лёгкость  непринуждённость  исполнения  шагов;

4 балла – однократное несовпадение  шагов  с  ритмом  музыки  на  половинных   долях такта,  напряжённость и скованность действий;

3 балла – частое несовпадение  шагов  с  ритмом  музыки   на   разные  доли такта.

Тест 3. «Шаги  со  сложным  ритмом»  (на  целые,  половинные  и  четвертные                                            доли такта).  

Под  заданный   ритм  музыки  (1, 1/2, 1/4, 1, 1, 1)   выполняется  шаг  вперёд                   правой,  приставить  левую  и  быстрое  переступание   на  правую и левую  на месте,  шаг  назад правой  и  приставить  левую.  Время  выполнения  30 сек.

Оцениваются точность исполнения движения на целые, половинные и четвертные доли такта:

5 баллов – полное  совпадение  движений  с  музыкой;

4 балла – ошибки  в  совпадении  шагов  с  музыкой;

3 балла - несовпадение движения с музыкой на четвертные и                                                                                                                                               половинные  доли  такта.

Ритмичность   прыжков

Тест 4.  «Прыжки  крестом» 

Под  заданный  ритм  музыки   на   каждую   целую  долю   такта  выполняются  поочередно прыжки  на  двух - вперёд, назад, вправо  и влево.   Дозировка - 8 раз.

Оцениваются   согласованность   движений  с  музыкой,  лёгкость:

5 баллов – полное совпадение  с  долями  такта,  лёгкость,  точность  выполнения;

4 балла – совпадение  ритма  прыжков  с  целыми долями такта   музыки;

             3 балла – ошибки  в  ритме  прыжков,  напряжённая  осанка.

Ритмичность  вращательных  движений

Тест 5. «Соло  поворот»

 Под  заданный  ритм  музыки  (1, 1, 1, 1)  выполняется  два  шага   вперёд  с      правой (левой)  и   левой (правой)  ноги,  затем  шаг  с  правой (левой)   с  поворотом   налево (направо) и  на  последнюю  долю такта  приставить  левую (правую).   Время  выполнения  30 сек.

Оцениваются   слитность,  согласованность  движений  с  ритмом  музыки,  непринуждённость  исполнения,  осанка:

5 баллов – полная  согласованность  шагов  с  музыкой,  лёгкость  и  непринуждённость;

            4 балла – согласованность  движений  с  музыкой, «скованность» при  повороте;

3 балла – ошибки в ритме исполнения.

Ритмичность комбинированных движений

Тест 6. «Поворот  прыжком»  (на  целые  доли)

Под   заданный   ритм   музыки   выполняется  поворот   прыжком  направо,  затем  налево,  ещё  раз   налево   и    направо (каждый   поворот  на  90 градусов). Дозировка  4 раза.

Оцениваются  совпадение  прыжков   с  ритмом,  лёгкость, осанка:

5 баллов – чёткое совпадение с ритмом музыки, лёгкость приземления.

4 балла – ошибки в ритме;

3 балла – ошибки в ритме и направлениях.

Ритмичность   движений  телом      

Тест 7. «Автостоп»

  Под  заданный  ритм  музыки  выполняем по два поочередных пружинных  движения с небольшим сгибанием правой и левой вперёд, одновременно сгибая  левую и  правую  руку к плечу соответственно, при  этом  правой и левой стороной  туловища поочередные ритмичные  движения  вперёд.

  Время  выполнения   30 сек.

Оцениваются  согласованность   движений  с  ритмом,  чередование  работы  сторон   тела:

5 баллов – полная  согласованность  движений  телом  с    ритмом;

4 балла – выдержан ритм  движений   телом, напряжённость;             

3 балла – несовпадение  движений частей  тела с  музыкой.

Ритмичность  парных  действий

Тест 8. «Качеля»

Под  заданный  ритм  музыки  медленного  вальса  выполняется   шаг  вперёд  с  правой,  приставить   левую   стопу   к  правой  в стойку на носках, полуприсед на всей стопе правой,  аналогично  с  левой  ноги   назад.  Партнёр и  партнёрша  выполняют  синхронно,  стоя  рядом  друг  с  другом. 

Оценивается  согласованность   шагов,  «подъёмов  и  спусков»  с  ритмом   музыки,  синхронность  исполнения:

5 баллов – согласованность  движений  и  ритма,  синхронность   исполнения;

4 балла -  согласованность  шагов  с  долями такта  музыки,  нарушение  синхронности;

3 балла – отсутствие  синхронности,  ошибки в  ритме.

Метод экспертных оценок применялся для ранжирования спортсменов в соответствии с уровнем их спортивного мастерства. Для этого бригаде экспертов, состоящей из 7 судей по спортивным танцам, было предложено проранжировать танцевальные пары в соответствии с уровнем их спортивного мастерства. Такое ранжирование проводилось на соревнованиях, проводимых спортивно – танцевальным клубом «Дуэт» по окончании этапа предварительной подготовки (Приложение 3) и после педагогического эксперимента (Приложение 4).

Педагогический  эксперимент  проводился  для  определения   эффективности  применения   средств  музыкально-ритмической   подготовки  на  занятиях   у   танцоров   8-9  лет.

          Методы  математической  статистики. 

          Статистический анализ  производился  с  помощью  методов,  описанных  в  специальной  литературе (Б.А. Ашмарин, 1978; В.С. Иванов, 1990). Расчеты выполнялись на ПВМ с использованием программы статистики для Windows XP (В.Я. Гельман, 2003; М.Р. Мидлтон, 2005). Вычислялись следующие статистические показатели: среднее арифметическое значение признака, среднее квадратическое отклонение. Достоверность различий определялась с помощью критерия t – Стьюдента. Проводился корреляционный анализ.

    1. Организация  исследования.

Исследование проходило в 5 этапов:

На первом этапе с сентября 2003 по сентябрь 2004 производился: анализ научно-методической литературы по изучаемому направлению, была определена цель, задачи, гипотеза, проходило освоение методик исследования, разработка таблиц и протоколов.

На втором этапе с сентября 2004 по январь 2005 проводилось предварительное исследование, включавшее тестирование, определение соревновательной результативности методом экспертных оценок. Исследовалась взаимосвязь между МРП и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.

На третьем этапе с сентября 2005 по декабрь 2006 на основе результатов предварительного исследования проводилась работа по разработке методики музыкально – ритмической подготовки детей 8 - 9 лет в спортивных танцах.

Четвертый этап заключался в проведении педагогического эксперимента с целью определения эффективности разработанной методики, который длился с 1 января 2007 по 31 мая 2007. В эксперименте участвовали спортсмены СТК «Дуэт» возрастной категории Дети 1 (8 - 9 лет) в количестве 24 человек (12 спортивных пар). До начала экспериментальных педагогических воздействий было проведено тестирование МРП и экспертная оценка соревновательной результативности спортсменов. Результаты исследования легли в основу разделения танцоров на группы. Были сформированы КГ  и ЭГ группы (по 12 человек в каждой) с одинаковым уровнем квалификации и МРП. В период эксперимента для спортсменов КГ и ЭГ в процессе музыкально-ритмической подготовки использовался различный подход. С начала этапа базовой технической подготовки сезона 2007 года танцоры первой группы (контрольной) занимались по схеме общепринятой в спортивных танцах. Спортсмены КГ разучивали технику исполнения шагов, затем танцевальные фигуры (согласно правилам соревнований) и только потом с детьми разучивались ритмы каждой конкретной фигуры (т.е. совершенствование МРП проводилось на этапе освоения фигур). С танцорами второй группы (экспериментальной) на занятиях использовалась разработанная нами методика музыкально – ритмической подготовки. В  ЭГ  совершенствование МРП  осуществлялось  на этапе освоения основных технических действий. Танцевальные  шаги,  прыжковые,  вращательные, комбинированные движения, движения телом и парные действия осваивались в разнообразных, установленных правилами по спортивным танцам темпах и ритмах. И только затем разучивались танцевальные фигуры.

Еженедельный объем тренировочной работы и тематическое планирование подготовки в обеих группах были идентичны.

Эффективность разработанной методики определялась путем сравнения показателей МРП и соревновательной результативности спортсменов до и после педагогического эксперимента.

На пятом этапе с июня 2007 по октябрь  2007 оценивалась эффективность разработанных нами педагогических воздействий, применялись методы математической статистики, формулировались выводы и практические рекомендации, выполнялось оформление текста.

OGLAVLENIE.docx

— 15.16 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Prakticheskie_rekomendatsii.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Prilozhenie.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Spisok_ispolzuemykh_istochnikov.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

titulny_list.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах