Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:51, дипломная работа
В работе были поставлены следующие задачи:
1.Определить взаимосвязь между музыкально-ритмической подготовленностью (МРП) и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.
2.Разработать методику музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
3.Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
Глава 1. Совершенствование музыкально-ритмической подготовки в спортивных танцах.
1.1 Характеристика спортивных танцев как вида спорта.
Спортивные танцы – это соревновательная деятельность, которая представляет собой мост между искусством и спортом, считает М. Загорц (2003). Они произошли от давно существовавших социальных танцев и так из дружеского веселья превратились в спортивное соревнование. Первый чемпионат мира проходил в 1909 году в Париже, его организатором был один из самых известных учителей танца Camilla de Rhynala. Соревновались в «салонных танцах», однако это можно назвать зачатком тех соревнований, которые известны нам сейчас.
На сегодняшний день, в мире существует большое количество спортивно-танцевальных организаций, которые в значительной мере помогают их развитию, как виду спорта [45]. Самыми крупными являются следующие международные организации:
а) WD&DSC (World dance & Dance sport council)
Мировой совет по танцу и танцевальному спорту (Всемирная организация, объединяющая профессиональный танцевальный спорт).
Президент - Карл Броер, Германия.
б) IDSF (International Dance Sport Federation)
Международная Федерация Танцевального спорта.
Национальные организации, которые содействуют развитию танцевального спорта в России:
а) РТС (Русский Танцевальный Союз) - профессиональная организация России, член WD&DSC. Президент - Станислав Попов.
б) ФТСР (Федерация Танцевального Спорта России), является членом Международной федерации танцевального спорта (IDSF), которая 4 сентября 1997 года в Лозанне на сессии МОК была принята членом Международного Олимпийского Комитете. 12 июля 1998 года на Общероссийском Олимпийском собрании ФТСР была принята коллективным членом Олимпийского Комитета России.
Крупнейшие любительские соревнования в мире проводятся под эгидой IDSF, а в России - ФТСР. Кроме того, ФТСР ежегодно проводит национальные чемпионаты по всем возрастным группам, и лучшие танцевальные пары защищают честь страны на Чемпионатах и Кубках Мира и Европы.
На соревнованиях по спортивным танцам используется определенная система судейства, а также, система подсчёта баллов и мест, под названием - «Скейтинг», разработанная в Англии [8]. Эта система с 1954 года с успехом используется на соревнованиях по бальным танцам, так как она позволяет получить результаты, учитывающие мнение большинства судей, даже если они расходились в своих оценках каждой из пар.
Судьи, оценивающие мастерство танцевальных пар, придерживаются следующих критериев судейства [43, 44]:
1. Темп и основной ритм («музыкальность» - оценка музыкальности исполнения в пределах каждого такта).
2. Линии корпуса (правильные элегантные линии пары, соответствующие характеру стилизованного конкурсного танца). Судья оценивает правильность:
3. Движение («динамика» - слитное исполнение фигур, движений, соответствующих характеру исполняемого танца).
Судья должен определить, исполняется ли движение в соответствии с характером танца, оценить подъёмы и опускания, свинг и равновесие пары (баланс). Чрезмерный свинг оправдывает повышение оценки лишь, если движения контролируются, и при этом соблюдается равновесие. В латиноамериканских танцах необходимо оценить движение бёдер, характерное для каждого танца. Оценивается амплитуда движения.
4. Ритмическая интерпретация (чёткая выразительность внутри такта, эмоциональная отзывчивость на музыку - артистичность). Оценка ритмической интерпретации должна показать хореографические способности и музыкальность пары во время исполнения танца. Этот компонент включает в себя отражение в движении особенностей музыкального произведения: музыкальных акцентов, фразировки музыки, соответствие характера музыки характеру движения.
5. Механика работы корпуса и ног («техника» - точное исполнение фигур: направление движения ног по отношению к корпусу в различных позициях, работа стопы, коленного и тазобедренного суставов, работа тела). Судья должен определить правильность работы всей плоскости стопы, носка и пятки, поз и движений, закрытость позиции стоп, а также выразительность и контролируемость движения ног.
6. Презентация или представление отражает то, как спортсмены преподносят свой танец зрителям и судьям и оценивает красоту спортивного костюма партнёров, макияж; поведение спортсменов на площадке, эмоциональную насыщенность танца, соответствие эмоций характеру музыки, мимику. Грамотная презентация подразумевает: гармоничный ансамбль костюма обоих партнёров, создающий образ пары; «театральный» выход пары на площадку и уход с неё по завершении танца; поклон зрителям и судьям; естественность эмоций и мимики, не напряжённость лица и улыбка. Также оценивается ведение и взаимодействие.
Из перечисленных критериев, самым главным и основным является первый - исполнение движения в темп и основной ритм. Критерии 2-6 обладают одинаковой силой, то есть ни один из них не может иметь преимущества перед другими. Ошибки в темпе и основном ритме не могут быть компенсированы отсутствием таковых по другим критериям.
Следовательно, для получения наилучшего результата на соревнованиях по спортивным танцам, необходимо целенаправленно уделять время и внимание развитию и совершенствованию таких координационных способностей, как ритмичность и музыкальность.
Сенситивными периодами в развитии данных способностей является детский возраст: девочки - 7-9 лет; мальчики - 8-10 чему соответствует возрастная категория: Дети 1 (Д-1) - 9 лет и моложе, значит, необходимые для нас координационные способности будет целесообразней развивать и совершенствовать именно в этой возрастной категории.
1.2 Музыкально-ритмическая характеристика танцев соревновательного двоеборья детей 8-9 лет в спортивных танцах.
Понятие «детское двоеборье» в спортивных танцах означает, что на соревнованиях спортсмены 8-9 лет исполняют две программы (Е класс), включающие в себя шесть танцев:
а) Европейская программа - Европейские танцы - Стандарт - СТ - ST:
1) Медленный вальс - МВ или W;
2) Венский вальс - ВВ или V;
3) Быстрый фокстрот/ Квикстеп - БФ или Q.
б) Латиноамериканская программа - Латиноамериканские танцы - Латина -
ЛА – LA:
1) Самба - С или S;
2) Ча-ча-ча - Ч или C;
3) Джайв - Д или J.
Для сопровождения танцев в исполнении пар группы Д-1 разрешается использовать только инструментальную музыку. Использование музыки с вокалом не разрешается. Допустимая продолжительность звучания при исполнении МВ, БФ; С, Ч – 1,5 мин; при исполнении ВВ; Д – 1 мин [39].
Танцы европейской и латиноамериканской программ имеют самое разнообразное происхождение, различные ритмы, темпы, эстетику и характер (П. Боттомер, 2003). В высшей форме речь идёт о виртуозном владении своим телом в определённом ритме, обусловленном видом музыки. М. Загорц (2003) описала танец, как абсолютное владение равновесием, точность по отношению к своим движениям, партнёру, ритму и музыке.
По правилам соревнований, в изучаемой нами группе детей, необходимо исполнять фигуры, придерживаясь унифицированной техники и ритма. Из правил по критериям судейства, нам известно, что ритм имеет решающее значение в оценке исполнения, но также ритм играет важную роль в эмоциональном характере и окраске спортивного танца так же, как и сама музыка.
С.Н. Кошелев (2006) сформулировал понятие ритм музыки – совокупность длительностей звуков в тактах музыки. В спортивных танцах, как правило, применяются длительности: 4/4, 2/4, 1/4, 1/8, редко 1/16. И каждую длительность танцору необходимо заполнить движением. Для этого спортсменам нужно уметь быстро определять, когда длительность начинается и когда заканчивается. От этого зависит гармония танца и музыки.
Сложность музыкально-ритмического исполнения спортивных танцев заключается в том, что все танцы исполняются в разных темпах, а исполняемые в них фигуры имеют различные комбинации ритмов и долей такта. Например, в самбе [31] многие фигуры состоят из шагов, музыкальная длительность которых различна (Табл.1).
Таблица 1
Комбинации ритмов и долей такта
Количество шагов |
Ритм |
Доли такта |
3 |
1 а 2 |
3/4; 1/4; 1 |
7 |
1 а 2 а 3 а 4 |
3/4; 1/4; 3/4; 1/4; 3/4; 1/4; 1 |
3 |
МББ |
1; 1/2; 1/2 |
3 |
ББМ |
1/2; 1/2; 1 |
7 |
МББББББ |
1; 1/2; 1/2; 1/2; 1/2; 1/2; 1/2 |
2 |
ММ |
1; 1 |
5 |
ММББМ |
1; 1; 1/2; 1/2; 1 |
3 |
1, 2, 3 |
3/4; 1/2; 3/4 |
По словам Л. В. Браиловской (2005), ритм – узор музыкального времени. Это временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. При слушании музыкального произведения очень быстро улавливается и его темп (темп от латинского – «темпус», т. е. время (И. В. Лифиц, 1999)). И темп диктует, с какой скоростью разворачиваться музыкальному узору. А сам узор и есть ритм. И полученный узор может называться медленный вальс, венский вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча, джайв и т. д.
Ритм медленного вальса (А. Мур, 1993; К. Халлеуэлл, 2002).
Музыкальный размер медленного вальса составляет 3/4, это означает, что в каждом такте имеет место три сильные доли (акцента, удара). Музыкальная фраза в этом танце состоит из 8 тактов, кроме того, нечётные такты, как правило, музыкально более выражены, чем чётные, преподаватели бльных танцев в таких случаях говорят об отношении между тактами как «вопрос-ответ»; сильный (1,3,5 …) – такт как бы задаёт вопрос, слабый (2,4,6 …) – «отвечает», вторит предыдущему. Медленный вальс танцуется в темпе 28-30 тактов в минуту. Это мягкий, волнообразный танец, который отличается красивыми позами, большой амплитудой подъёмов и спусков. Характер музыки очень спокойный и плавный.
Ритм венского вальса (Г. Смит-Хэмпшир, 2000).
Музыкальный размер танца составляет 3/4. В каждом такте есть три сильные доли. Музыкальная фраза, как и в медленном вальсе, состоит из 8 тактов. Нечётные доли музыкально более выражены, чем чётные. Также имеет место тенденция выделять счёт «2» в каждом такте. Темп исполнения конкурсного венского вальса 58-60 т/минуту. Характер музыки можно описать как торжественный.
Ритм квикстепа (А. Мур, 1993, Д. Хэрн, 2002).
Музыкальный размер – 4/4. В каждом такте по четыре сильных доли, музыкальная фраза так же состоит из 8 тактов. Сложность танцевания квикстепа заключается в том, что техника его весьма сходна с МВ, то есть фигуры рассчитаны на музыкальный размер 3/4, но считают квикстеп не как вальс, а («медленно-быстро-быстро», «быстро-быстро-медленно» или «медленно-медленно»), при этом счёт «медленно» включает в себя два удара ритма, а счёт «быстро» только один. Темп квикстепа составляет 50-52 т/минуту. Квикстеп очень весёлый и динамичный танец. Его характеризует энергичная музыка.
Без сомнения, самые пленительные танцевальные ритмы мира пришли к нам из латиноамериканских стран, и происхождение огромного большинства этих ритмов уходят своими корнями в Африку. Многие яркие и экзотические танцы появились в результате интерпретации волнующей и завораживающей музыки, в основе которой лежат эти ритмы (Г. Регаццони, 2001; Иванникова, 2005).
Информация о работе Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах