Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

В работе были поставлены следующие задачи:
1.Определить взаимосвязь между музыкально-ритмической подготовленностью (МРП) и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.
2.Разработать методику музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
3.Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.

Файлы: 9 файлов

Glava_1.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Глава 1.   Совершенствование  музыкально-ритмической  подготовки  в      спортивных  танцах.

 

1.1  Характеристика  спортивных  танцев  как   вида  спорта.

Спортивные танцы – это соревновательная деятельность, которая      представляет  собой   мост   между  искусством и   спортом, считает М. Загорц (2003). Они   произошли   от   давно существовавших   социальных  танцев   и   так      из дружеского веселья превратились в спортивное соревнование. Первый      чемпионат  мира  проходил  в  1909 году  в  Париже, его  организатором  был     один из самых  известных учителей  танца  Camilla   de   Rhynala.  Соревновались   в    «салонных танцах», однако это можно  назвать  зачатком  тех соревнований,    которые  известны  нам  сейчас.

 На  сегодняшний  день, в  мире  существует  большое  количество   спортивно-танцевальных  организаций, которые  в  значительной мере помогают их    развитию, как виду спорта [45]. Самыми крупными являются следующие     международные  организации:

а) WD&DSC  (World   dance   &   Dance    sport   council)

              Мировой совет по танцу и  танцевальному спорту (Всемирная          организация, объединяющая  профессиональный  танцевальный  спорт).

Президент  -   Карл Броер, Германия.

         б) IDSF  (International Dance  Sport   Federation)

               Международная  Федерация  Танцевального спорта.      

Национальные   организации,  которые   содействуют   развитию  танцевального   спорта   в   России:

          а) РТС  (Русский   Танцевальный  Союз)  -  профессиональная   организация   России, член WD&DSC. Президент  - Станислав  Попов.

          б) ФТСР  (Федерация   Танцевального   Спорта   России),  является  членом   Международной  федерации   танцевального   спорта  (IDSF),  которая  4   сентября   1997  года в  Лозанне  на   сессии  МОК  была   принята   членом   Международного   Олимпийского Комитете. 12 июля  1998  года   на   Общероссийском   Олимпийском    собрании ФТСР  была   принята  коллективным  членом   Олимпийского   Комитета    России.

  Крупнейшие  любительские  соревнования  в  мире   проводятся под  эгидой   IDSF, а в России - ФТСР.  Кроме  того,   ФТСР  ежегодно    проводит   национальные   чемпионаты    по    всем    возрастным    группам,  и   лучшие   танцевальные   пары   защищают  честь  страны  на  Чемпионатах  и  Кубках Мира  и  Европы.

  На   соревнованиях  по   спортивным   танцам   используется   определенная  система   судейства, а также, система   подсчёта  баллов   и  мест, под   названием -  «Скейтинг»,  разработанная  в  Англии [8]. Эта система  с 1954 года с успехом  используется  на   соревнованиях по бальным танцам, так как  она   позволяет    получить    результаты,  учитывающие   мнение  большинства  судей, даже если они   расходились   в   своих  оценках  каждой   из   пар.

Судьи, оценивающие    мастерство танцевальных пар,  придерживаются  следующих   критериев   судейства [43, 44]:

1. Темп  и  основной  ритм  («музыкальность» - оценка  музыкальности  исполнения  в   пределах   каждого   такта).

2. Линии   корпуса  (правильные  элегантные   линии  пары, соответствующие   характеру  стилизованного   конкурсного   танца).  Судья  оценивает    правильность:  

  • осанки;
  • линии  рук;
  • линии  спины;
  • линии  плеч;
  • линии  бёдер (положение  таза);
  • линии  ног;
  • линии  головы  и  шеи;
  • левой  и  правой  боковой линии.

3. Движение («динамика» - слитное исполнение  фигур, движений, соответствующих   характеру  исполняемого танца).

Судья должен определить, исполняется  ли  движение  в соответствии  с   характером   танца,   оценить  подъёмы   и   опускания,   свинг  и   равновесие   пары  (баланс). Чрезмерный  свинг оправдывает  повышение оценки лишь, если   движения контролируются, и при этом соблюдается равновесие. В   латиноамериканских танцах  необходимо  оценить    движение   бёдер,   характерное    для  каждого  танца.  Оценивается  амплитуда  движения.

4. Ритмическая интерпретация (чёткая выразительность внутри такта,  эмоциональная  отзывчивость  на   музыку  -  артистичность).  Оценка  ритмической   интерпретации должна показать хореографические  способности  и   музыкальность   пары во время исполнения  танца.   Этот  компонент   включает  в   себя   отражение    в движении   особенностей  музыкального   произведения:   музыкальных   акцентов,   фразировки   музыки,   соответствие  характера   музыки    характеру   движения.

5. Механика  работы  корпуса  и  ног («техника» -  точное  исполнение   фигур:   направление  движения   ног  по   отношению   к   корпусу  в   различных   позициях,  работа  стопы, коленного  и  тазобедренного  суставов, работа  тела). Судья    должен    определить   правильность   работы   всей  плоскости   стопы, носка  и   пятки, поз   и движений, закрытость позиции стоп, а также выразительность и    контролируемость  движения  ног.

6. Презентация  или представление  отражает то, как   спортсмены   преподносят  свой  танец   зрителям  и  судьям   и  оценивает   красоту    спортивного  костюма   партнёров,  макияж;  поведение  спортсменов   на  площадке,  эмоциональную    насыщенность  танца, соответствие эмоций характеру  музыки,  мимику.   Грамотная    презентация  подразумевает:  гармоничный  ансамбль   костюма   обоих    партнёров, создающий  образ  пары;  «театральный»   выход    пары   на    площадку  и   уход   с  неё  по   завершении   танца;  поклон   зрителям и   судьям;   естественность эмоций  и   мимики,  не   напряжённость   лица  и  улыбка. Также   оценивается  ведение  и   взаимодействие.

          Из  перечисленных критериев, самым   главным   и   основным    является    первый  -  исполнение движения в  темп и  основной  ритм. Критерии  2-6   обладают одинаковой силой,  то есть ни один из них не может иметь  преимущества  перед  другими.  Ошибки  в  темпе  и основном  ритме   не  могут  быть  компенсированы  отсутствием  таковых  по   другим   критериям.

          Следовательно, для  получения  наилучшего   результата    на   соревнованиях    по    спортивным  танцам, необходимо   целенаправленно уделять  время  и   внимание  развитию и совершенствованию таких  координационных   способностей,  как  ритмичность и музыкальность.

          Сенситивными периодами  в  развитии    данных   способностей   является    детский   возраст:  девочки -  7-9  лет;  мальчики -  8-10 чему соответствует    возрастная   категория:   Дети 1 (Д-1) -  9  лет   и   моложе, значит, необходимые  для   нас   координационные    способности   будет    целесообразней   развивать  и   совершенствовать  именно  в   этой  возрастной   категории.

 

1.2    Музыкально-ритмическая   характеристика   танцев   соревновательного   двоеборья  детей   8-9   лет  в  спортивных танцах.

Понятие  «детское   двоеборье»  в  спортивных   танцах   означает, что   на соревнованиях  спортсмены  8-9  лет  исполняют две программы (Е класс),   включающие в себя шесть танцев:

          а) Европейская  программа - Европейские   танцы - Стандарт - СТ - ST:

                1) Медленный  вальс - МВ или  W;

                2) Венский  вальс  - ВВ  или   V;

                3) Быстрый  фокстрот/ Квикстеп - БФ или  Q.

           б) Латиноамериканская  программа - Латиноамериканские танцы - Латина -                       

           ЛА – LA:

                1) Самба - С или S;

                2) Ча-ча-ча - Ч или C;

                3) Джайв - Д или J.

Для сопровождения танцев в исполнении пар группы Д-1 разрешается  использовать  только  инструментальную музыку. Использование музыки  с  вокалом  не  разрешается. Допустимая продолжительность звучания при  исполнении  МВ, БФ; С, Ч – 1,5 мин;  при  исполнении  ВВ; Д – 1 мин [39].

           Танцы  европейской  и  латиноамериканской  программ  имеют  самое  разнообразное происхождение,  различные  ритмы,  темпы,  эстетику  и  характер (П. Боттомер, 2003).  В  высшей  форме  речь  идёт  о  виртуозном  владении  своим  телом  в  определённом  ритме,  обусловленном  видом  музыки.  М. Загорц (2003) описала  танец,  как  абсолютное  владение  равновесием,  точность  по  отношению  к  своим  движениям,  партнёру,  ритму  и  музыке.

           По  правилам  соревнований,  в  изучаемой  нами  группе  детей,  необходимо  исполнять  фигуры,  придерживаясь  унифицированной  техники  и  ритма. Из  правил  по  критериям  судейства, нам  известно, что  ритм  имеет  решающее  значение  в  оценке  исполнения, но  также  ритм  играет  важную  роль  в  эмоциональном  характере  и  окраске  спортивного танца  так  же, как  и  сама  музыка.

С.Н. Кошелев (2006) сформулировал понятие ритм музыки – совокупность  длительностей  звуков  в  тактах  музыки. В спортивных  танцах, как  правило,  применяются  длительности: 4/4, 2/4, 1/4, 1/8, редко 1/16.  И  каждую  длительность  танцору  необходимо  заполнить  движением. Для  этого  спортсменам  нужно  уметь  быстро  определять, когда  длительность  начинается  и  когда  заканчивается.  От  этого  зависит  гармония  танца  и  музыки.

         Сложность  музыкально-ритмического  исполнения  спортивных  танцев  заключается  в  том, что все  танцы  исполняются  в  разных  темпах, а  исполняемые  в  них  фигуры  имеют  различные  комбинации    ритмов  и  долей такта.  Например,  в  самбе [31]  многие  фигуры   состоят  из  шагов,  музыкальная  длительность  которых  различна (Табл.1).

 

                      Таблица 1

Комбинации ритмов и долей такта

Количество  шагов

         Ритм

           Доли  такта

             3

         1 а 2

3/4; 1/4; 1

             7

   1 а 2 а 3 а 4    

3/4; 1/4; 3/4; 1/4; 3/4; 1/4; 1

             3

         МББ

1; 1/2; 1/2

             3

         ББМ

1/2; 1/2; 1

             7

    МББББББ

1; 1/2; 1/2; 1/2; 1/2; 1/2; 1/2

             2

         ММ

1; 1

             5

     ММББМ

1; 1; 1/2; 1/2; 1

             3

       1, 2, 3

3/4; 1/2; 3/4


По  словам  Л. В. Браиловской (2005), ритм – узор музыкального  времени. Это  временная  организация  музыкальных  звуков  и  их  сочетаний.  При  слушании  музыкального  произведения  очень  быстро  улавливается  и  его  темп (темп  от  латинского – «темпус», т. е.  время  (И. В. Лифиц, 1999)).  И  темп  диктует,  с  какой  скоростью  разворачиваться  музыкальному  узору.  А сам  узор  и  есть  ритм. И  полученный  узор  может  называться  медленный  вальс,  венский  вальс,  квикстеп,  самба,  ча-ча-ча, джайв  и  т. д.

            Ритм  медленного  вальса (А. Мур, 1993; К. Халлеуэлл, 2002).

Музыкальный  размер  медленного  вальса  составляет 3/4,  это означает,  что  в  каждом  такте  имеет  место  три  сильные  доли  (акцента, удара).  Музыкальная  фраза  в  этом  танце  состоит  из  8  тактов, кроме  того,  нечётные  такты,  как  правило,  музыкально  более  выражены,  чем  чётные,  преподаватели  бльных  танцев  в  таких  случаях  говорят  об  отношении  между  тактами  как  «вопрос-ответ»;  сильный (1,3,5 …) – такт как  бы  задаёт  вопрос,  слабый (2,4,6 …) – «отвечает»,  вторит  предыдущему.  Медленный  вальс  танцуется  в  темпе  28-30  тактов  в  минуту.  Это  мягкий,  волнообразный  танец,  который  отличается  красивыми  позами,  большой  амплитудой  подъёмов  и  спусков.  Характер  музыки  очень  спокойный  и  плавный.

          Ритм  венского  вальса (Г. Смит-Хэмпшир, 2000).

Музыкальный  размер  танца  составляет  3/4.  В  каждом  такте  есть  три  сильные  доли.  Музыкальная фраза,  как  и  в  медленном  вальсе,  состоит  из  8  тактов.  Нечётные  доли  музыкально  более  выражены,  чем  чётные.  Также  имеет  место  тенденция  выделять  счёт  «2»  в  каждом  такте.  Темп  исполнения  конкурсного  венского  вальса  58-60  т/минуту. Характер  музыки  можно  описать  как  торжественный.

          Ритм  квикстепа (А. Мур, 1993, Д. Хэрн, 2002).

Музыкальный  размер – 4/4. В каждом  такте  по  четыре  сильных  доли,  музыкальная  фраза  так  же  состоит  из  8  тактов. Сложность  танцевания  квикстепа  заключается  в  том, что  техника  его  весьма  сходна  с МВ,  то есть  фигуры  рассчитаны  на  музыкальный  размер  3/4, но  считают  квикстеп  не  как  вальс,  а  («медленно-быстро-быстро», «быстро-быстро-медленно» или «медленно-медленно»),  при  этом  счёт «медленно»  включает  в  себя  два  удара  ритма,  а счёт  «быстро»  только  один. Темп  квикстепа  составляет  50-52  т/минуту.  Квикстеп  очень  весёлый  и  динамичный  танец.  Его  характеризует  энергичная  музыка.

Без  сомнения,  самые  пленительные  танцевальные  ритмы  мира  пришли  к  нам  из  латиноамериканских  стран, и  происхождение  огромного  большинства  этих  ритмов  уходят  своими  корнями  в  Африку.  Многие яркие  и  экзотические  танцы  появились  в  результате  интерпретации  волнующей  и  завораживающей  музыки,  в  основе  которой  лежат  эти  ритмы (Г. Регаццони, 2001; Иванникова, 2005).

OGLAVLENIE.docx

— 15.16 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Prakticheskie_rekomendatsii.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Prilozhenie.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Spisok_ispolzuemykh_istochnikov.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

titulny_list.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах