Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

В работе были поставлены следующие задачи:
1.Определить взаимосвязь между музыкально-ритмической подготовленностью (МРП) и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.
2.Разработать методику музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
3.Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.

Файлы: 9 файлов

Glava_3.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 


 


          Глава  3.  Методика  музыкально-ритмической  подготовки  детей  8-9  лет  в  спортивных  танцах.

 

          3.1  Взаимосвязь  музыкально-ритмической  подготовленности  и  соревновательного  результата  детей  8-9  лет  в  спортивных  танцах.

          Нами  был  проведён  анализ  взаимосвязи между музыкально-ритмической  подготовленностью  и  соревновательным  результатом  детей  8-9  лет (Табл. 5).

Таблица 5

Взаимосвязь между МРП и соревновательным результатом танцоров 8 - 9 лет

Показатель

Достоверность взаимосвязи

Тест 1. «Приставной шаг»

P > 0.05

Тест 2. «Тайм степ»

P > 0.05

Тест 3. «Шаги со сложным ритмом»

P > 0.05

Тест 4. «Прыжки крестом»

P > 0.05

Тест 5. «Соло поворот»

P > 0.05

Тест 6. «Поворот прыжком»

P > 0.05

Тест 7. «Автостоп»

P > 0.05

Тест 8. «Качеля»

P > 0.05

МРП

P < 0.05


 

В  результате  анализа  определено,  что  музыкально-ритмическая  подготовка  детей  8-9  лет состоящая из комплекса способностей (ритмично  исполнять  шаги по  целым  долям  такта, по  целым  и  половинным  долям  такта, по  целым,  половинным  и  четвертным   долям  такта; ритмично  исполнять  прыжки,  вращательные, комбинированные движения, движения  телом и парные действия) достоверно (P < 0,05)  взаимосвязана  с  соревновательной  результативностью (R = 0,55).

Достоверной взаимосвязи между соревновательным результатом и отдельными музыкально-ритмическими способностями нами не выявлено. Это может свидетельствовать о том, что способность музыкально и ритмично исполнять только шаги, прыжки, вращательные движения и т.д., не способствует успешности выступления на соревновании.

Однако, это может являться и следствием того, что в процессе тестирования МРП нами была выбрана не достаточно градуированная шкала оценки. В результате этого многие дети получили одинаковые баллы, разброс показателей был незначительным. Выбор трехбалльной оценочной шкалы объясним особенностями МРП характерными для детей 8 – 9 лет. Мы посчитали, что более подробная шкала для детей на этапе начальной технической подготовки педагогически не целесообразна. Можно предположить, что при применении более градуированной оценочной шкалы, можно будет определить наличие достоверной взаимосвязи отдельных музыкально – ритмических способностей и соревновательного результата.

В  результате  этого  можно сделать  заключение,  что  МРП   детей  8-9  лет  взаимосвязана  с  успешностью  выступления  на  соревнованиях и комплексному  совершенствованию  МРП  танцоров,  необходимо  уделять   особенное  внимание  в  тренировочном  процессе.

          3.2  Средства музыкально-ритмической  подготовки  детей  8-9  лет  в  спортивных  танцах  и  методика  их  применения.

          Опираясь   на  сведения,  полученные  в  пункте  3.1  дипломной  работы,  нами   были   выделен суммарный комплекс  основных   двигательных  действий (шаги, прыжки, вращения, комбинированные движения, движения телом и парные действия),  музыкальное  и  ритмичное  исполнение  которых  достоверно (P < 0,05)  взаимосвязано  с  соревновательной  результативностью  спортсменов.  Нами  было  решено  использовать  их  в  качестве  основных  средств  музыкально-ритмической  подготовки.

Перечень средств, разработанных и адаптированных нами для спортивных танцев, включает упражнения на месте и в передвижении, а также, музыкально – ритмические игры (Т.С. Лисицкая, 1984, 1986, 1987; Е.Г. Попова, 1986; О.А. Иванова, 1988; М.Ю. Ростовцева, 1989; Д. Хэрн, 2001; И.П. Куценко, 2002; И.А. Шипилина, 2004).

Упражнение 1.

а) Шаги  ча-ча-ча  вперёд,  с  хлопками  на  каждый  счёт  (ча-ча, 1, 2, 3);

б) Шаги  ча-ча-ча  вперёд,  с  хлопками  на  счёт  ча-ча, 1;

в) На счёт  ча-ча  выполнять  хлопки  на  месте, а на  1, 2, 3  выполнять  шаги.

Упражнение 2.

На счёт  1- шаг  самбы  правой  ногой  вперёд; 2 – пауза; 3- шаг  левой  ногой  вперёд; 4 – пауза.

Упражнение 3.

На счёт 1 – шаг  квикстепа  правой  ногой  вперёд;  на  счёт  2-4 – пауза. То  же  с  правой  ноги.

Упражнение 4.

Занимающиеся  построены  парами.  Под  музыку  самбы  на  счёт 1 – выполняют  шаг  с  правой  ноги;  2 – хлопок.

Упражнение 5.

Дети  выполняют хлопки  на  каждую  четверть  такта  самбы. 1 – хлопок;  и – пауза; 2 – хлопок; и – пауза  и  т. д.

Упражнение 6.

Синкопированные  хлопки  под  музыку  любого  спортивного  танца:  1 – пауза; и – хлопок; 2 – пауза; и – хлопок  и  т.  д.

Упражнение 7.

а) Танцевальные  шаги  с  произнесением  счёта  любого  спортивного  танца  и  хлопками.

Упражнение 8.

Под  мелодию  венского  вальса  дети  начинают  шагать  по  линии  танца,  более активно исполняя  шаг  на  первую долю такта.

Упражнение 9.

Под  ритм  самбы  танцоры  начинают  исполнять «пружину».  На целые  доли  такта – сгибают  ноги;  на  четвертных  разгибают.

Упражнение 10.

Под  ритм  ча-ча-ча  дети  выполняют  поочерёдное  ритмичное  сгибание  ног  в  коленных  суставах  (на  целые  доли, на целые и  половинные).

Упражнение 11.

Выполняют  шассе  в  джайве  через  шаги  на  целые  доли  ( 1,5 такта) – шаг  правой - назад, шаг  левой - вперёд,  шаг  правой  в  сторону – приставка; шаг  левой  в  сторону – приставка (можно начинать  исполнять  с  левой  ноги).

Упражнение 12.

Стоя  рядом  в  паре,  под  музыку,  исполнять  основной  шаг  медленного  вальса.   Вперёд   с  правой  ноги,  назад   с  левой  ноги.

Упражнение 13.

Закрытая  перемена – шаг  вперёд  с  правой  ноги,  шаг  в  сторону  с  левой  ноги  и  приставить  правую  ногу.  Тоже  с  левой  ноги.

Упражнение 14.

Спот  поворот – под  ритм  ча-ча-ча  выполняем  шаг –приставка-шаг  вправо  и  совершаем  поворот  с  шагом  на  левую  ногу  через  правое  плечо. Тоже  в  левую  сторону.

Упражнение15.

Вольта. Выполняем  четыре  скрёстных  шага  вправо  левая  нога  впереди  и  четыре  скрёстных  шага  влево  правая  нога  впереди  под  музыку самбы.

Упражнение 16.

Дорожка -  под  музыку  венского  вальса  выполняем  шаг  вперёд  с  правой  ноги  с  каблука,  шаг  на  подушку  левой  ноги,  шаг  на  подушку  правой  ноги. То же  с  левой  ноги. 

Упражнения  выполняемые на месте мы  чаще применяли  в  подготовительной  части  урока,  а  упражнения с передвижением - в основной,  перед  исполнением  каждого   танца.

В  заключительной  части  урока  нами  применялись  музыкально-ритмические  игры. Музыкально - ритмические  игры  можно  распределить  по  задачам: определение и освоения темпа музыки, совершенствование чувства ритма, определение мелодии.

  1. Определение  и  освоение  темпа  музыки.

«Повторяй  за  мной»

Все  занимающиеся  стоят  по  кругу  лицом  в  центр.  В  центре  круга – водящий. Под  звучащую  музыку  медленного  вальса,  он исполняет  простейшие  изученные  упражнения. Все  повторяют  вслед  за  ним. Так  продолжается  до  тех  пор,  пока  медленный  вальс  не  сменится  другим  танцем. В  этот  момент  все  разбегаются  в  стороны, а  водящий догнав  одного из  играющих, должен  осалить  его. Тот  и  становится  водящим.  Кто из играющих  не  выполнит  комбинацию,  предложенную  водящим, также  становится  на его  место.

2. Совершенствование чувства  ритма.

«Ритмическая  эстафета»

Играющие  строятся  в  две  колонны. Перед  каждой  колонной  кладут  в  ряд  семь  обручей.  Возле  каждого  обруча  на  полу  написан  счёт.  Так, 1-й  обруч –счёт «раз и, два и»; 2-й -«три и»; 3-й- «три и»; 4-й- «раз»; 5-й-«и»; 6-й-«два и»; 7-й- «три и, четыре и». По команде  тренера  первые  игроки  под  счёт  заходят  в  обруч  и  находятся  в  нём  столько  счетов, сколько  возле  него написано,  затем  перемещаются  в  следующий  обруч и  так  проходят  все семь  обручей. За  первым  игроком  идёт  второй, а  первый  игрок  переходит  в  конец  колонны.  Игра  заканчивается,  когда  все  игроки  пройдут  через  обручи.  Играющий,  не  совершивший  ни  одной  ошибки,  приносит  команде  очко. Выигрывает  та  команда, которая  совершила  меньше  ошибок  и  набрала  большее  количество  очков.

«Пустое  место»

        Играющие  строятся  в  круг  к  центру  лицом  и  садятся  ноги  скрестно  («по-турецки»).  Снаружи  круга  стоит  водящий. Дети  с  началом  музыки  начинают  хлопать  в  ладоши  в  такт  музыки (один  хлопок  на  каждую  четверть  такта). Хлопки  можно  выполнять перед  туловищем, над  головой, за спиной, об  пол.  Водящий  обегает  круг  снаружи  в  темпе  музыки. С окончанием  музыки  водящий  касается  кого-либо  из  играющих. Тот  останавливается. Водящий  и  выбранный  им игрок  становится  спиной  друг  к  другу и  по  команде «Раз, два, три!» (с последним  счётом) бегут в противоположные стороны по кругу. Кто первым сядет на пустое место, тот выигрывает. Проигравший становится водящим. Самыми ловкими считаются игроки, которые ни разу не проиграли, соревнуясь в беге. В ходе игры нельзя мешать бегущим и задевать сидящих. Если один из игроков начал бег раньше последнего счёта команды «Раз, два, три!», - он возвращается на место, и счёт повторяется.

3.Определение  мелодии.

«Запомни  мелодию».

         Группа  делится  на  команды  по  5 – 6 человек  и выстраивается  в  колонны.  Перед  каждой  командой  на  расстоянии  8-9 м устанавливается  предмет (мяч, кегля). Все  команды  рассчитываются  по  порядку, а  каждому  порядковому  номеру  назначается  мелодия.

Например:                     111111 – самба

                                        222222 – ча-ча-ча

                                        333333 – джайв

                                        444444 – медленный  вальс

                                          555555 – венский вальс

                                          666666 – квикстеп

Играющие, услышав  свою  мелодию,  продвигаются  вперёд  танцевальными  движениями  или  выполняют  другие  действия,  указанные  тренером.  Игрок , выполнивший  правильно  задание,  приносит  команде  очко.  Побеждает  команда,  набравшая  наибольшее  количество  очков.

«Змейка»

        Группа  делится на три команды, каждая  из которых выстраивается в  колонну в указанном месте  зала. Тренер выбирает две мелодии, например самбу или вальс (медленный, венский). Под самбу, все играющие  передвигаются в зале «змейкой», под вальс кружатся на месте или стоят и дирижируют. Как только музыка прекращается, игроки бегут и становятся на свои места. Выигрывает команда, которая раньше построилась.

«Звуки»

       Группа  делится на две команды. При  звучании вальса все игроки  команды строятся в круг, при звучании самбы – в шеренгу, при звучании джайва – в колонну. Та команда, которая быстрее выполнила построение - получает очко. Побеждает  команда, набравшая большее количество очков.      

«Мелодия»

       Занимающиеся  делятся на две команды. Каждый из игроков, послушав первую часть мелодии, на вторую – должен выполнить соответствующие танцевальные шаги; под мелодию медленного вальса – шаги закрытой перемены вперёд; под мелодию венского вальса – шаги правого поворота; под мелодию квикстепа – шаги четвертного поворота; под мелодию самбы – шаги виска; под мелодию ча-ча-ча – шаги основного движения; под мелодию джайва – шассе. Побеждает та команда, в которой большее число игроков верно справилось с заданием.

 

    1. Экспериментальное обоснование методики музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.

        Для  определения  эффективности, разработанной  нами  методики,  был  проведён  педагогический  эксперимент.

Для  этого  были  сформированы  контрольная и  экспериментальная  группы  по  12 человек (6 пар)  в  каждой.  Достоверных  различий (P<0,05) в соревновательной  результативности между  спортсменами  контрольной  и  экспериментальной групп  до начала педагогического эксперимента не  было выявлено (Табл. 6).

 

 

Таблица 6

Соревновательная результативность спортсменов КГ и ЭГ до эксперимента

                   КГ

                  ЭГ

         Достоверность

              6,3  ± 0,21

             6,7 ± 0,12

               P > 0,05

OGLAVLENIE.docx

— 15.16 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Prakticheskie_rekomendatsii.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Prilozhenie.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Spisok_ispolzuemykh_istochnikov.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

titulny_list.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах