Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………с.2
Глава 1. Значение музыки в общем развитии детей…………
Психологическое обоснование влияния музыкальных
произведений на эмоциональное и физическое здоровье
детей………………………………………………………………с.3
Воздействие музыки на обще функциональную
деятельность ребенка………………………………………….с.4-5
Глава 2. Развитие системы музыкального воспитания………
2.1 Характеристика системы музыкального воспитания………….с.5
2.2 Возрастные особенности детей к воспроизведению
музыкально-ритмических движений……………………… .с.6-7
Глава 3. Музыкально – ритмические движения, как одно из
средств музыкального воспитания и развития детей
дошкольного возраста (из опыта работы)……с.8-16
Выводы……………………………………………………...с.16-17
Библиографический список…………………………………...с.18
Приложение

Файлы: 1 файл

Реферат «Музыкально-ритмические движения как одно из средств муз.doc

— 299.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  образования и науки Российской федерации

дошкольное образовательное  учреждение – Детский сад «Солнышко»

 

 

 

 

 

Реферат

«Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста»

 

 

                                                         Подготовила музыкальный руководитель

                                                           Ветрова Светлана Васильевна

                                           ДОУ «Солнышко» поселок Улькан

                                Казачинско-Ленский район,

                                Иркутская область, Россия.

 

 

 

2012-Улькан

 

Содержание

Введение…………………………………………………………с.2

Глава 1. Значение музыки в общем развитии детей…………

    1. Психологическое обоснование влияния музыкальных

произведений на эмоциональное и физическое здоровье

детей………………………………………………………………с.3

    1. Воздействие музыки на обще функциональную

деятельность  ребенка………………………………………….с.4-5

Глава 2. Развитие системы музыкального воспитания………

2.1 Характеристика системы музыкального воспитания………….с.5

2.2 Возрастные  особенности детей к воспроизведению

                  музыкально-ритмических  движений……………………… .с.6-7 

Глава 3. Музыкально – ритмические движения, как одно из

     средств музыкального воспитания и развития детей

     дошкольного возраста (из опыта  работы)……с.8-16

Выводы……………………………………………………...с.16-17

Библиографический список…………………………………...с.18

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Большое место  в эстетическом воспитании детей  дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения. 

Музыка, как  самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Специально  подобранные музыкально – ритмические  движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

Исполнение  музыкальных игр, плясок требует  от детей быстрой реакции на изменения  в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

«Дошкольный период – это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений  интенсивного музыкального восприятия», - пишет Н.А.Ветлугина.

Различные музыкальные  произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает  движению особую выразительность.

Следовательно, творческая активность детей развивается  постепенно путем целенаправленного  обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения  и мышления.

 

 

 

 

1.Значение музыки в общем развитии детей

1.1Психологическое обоснование влияния музыкальных произведений на эмоциональное и физическое здоровье детей.

 

Музыкальное искусство  издавна признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Путь воздействия музыки своеобразен. Она обладает своим «языком», своей «речью». В сравнении с живописью, скульптурой, литературой музыка не может конкретно изобразить или описать жизненные явления, хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает.

Видный психолог Б.М.Теплов писал «В наиболее прямом и непосредственном содержании музыки являются чувства, эмоции, настроения». Блогодаря тому, что музыка представляет собой временный вид искусства, она передает смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

На чем же основана выразительность языка  музыки? Коковы средства музыкальной  выразительности? К ним относится  темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, мелодия, лад, интонация. Музыкальный  образ создается сочетанием средств  музыкальной выразительности. Например, грозный характер передается низким регистром и громкой динамикой, а нижний – размерным ритмом, мягкой динамикой.

Широкое распространение  в начале xx века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швецарским музыкантом педагогом Э.Жако Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.

Развитие музыкальных  способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с измененнием кровообращения, дыхания. В.М.Бехтеров подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают матереалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Психология  утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка  вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б.М.Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения». Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Воздействие  музыки на обще функциональную  деятельность ребенка.

Различные музыкальные  произведения вызывают у детей эмоциональные  переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного звучания радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения рук и ног.

Работа над отрожением в ходьбе бодрого активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкогсти шага, т.е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, потому оно благотворно влияет на физическое развитие детей. Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать рсанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.

Связь между  музыкой и движением не ограничевается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопостовление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темп – все зто может отражаться и в движении.

Художественный  образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования  средств музыкальной выразительности. Движение также распологается о  времени: изменяется его характер, направление, развертыается рисунок настроения, чередуется индивидуальная и групповая его плоследовательность. Принцип контрасности и повторности в музыке вызывает по анологии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизодятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взоимодеийствии музыка занимает ведущее положение, движения становятся своеобразным средстом выражения художественных образов. Например, движение поезда, которое передается легким, несколько «щаркающим», постепенно ускоряющимся бегом. Стремительный характер произведения М.Раухергера «Летчики, следите за погодой!» требует соответствуцющего выражения в беге.

Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально – эстетическое развитие ребенка. Занятия  ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его позновательной  волевой и эмоциональной сфер. Позновательные способности разввиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Изображая, например, в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и главном скольжении по льду. Однако, познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ.Следует отметить, что каждый раз ребенок воспризводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Развитие системы музыкального воспитания

2.1.Характеристика системы музыкального воспитания.

 

Любая педагогическая система включает в себя цели, содержание, методы, организованные фрмы детской деятельности и управления воспитательными и дидактическими процессами. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, состовляя единый комплекс средств воспитания. Подобный подход соответствует закону диалектики,расматривающему любое явление в его связях и опосредованиях. При этом любые изменения одного из компонентов влекут  изменения и других.

Система музыкального воспитания, как и любая другая педагогическая система, - многосоставное и сложное по структуре явление. В эту систему входят: деятельность педагога, передающего музыкальный опыт воспитанику, деятельность ребенка, активно осваивающего этот опыт, средства воспитания, и прежде всего музыкальное искусство, формы организации музыкальной деятельности ребенка. Один из компонентов этой системы являются ведущими, определяющими, другие более производные, и все они адресуются к целостной личности ребенка, пересекаются через призму его потребностей, интересов возрастных и индивидуальных возможностей.

Наиболее сложной  является в музыкальном воспитании проблема соотношения общего направления со всеми другими видами деятельности: пением, игрой на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическими упражнениями. Д.Б.Кабалевский справедливо подчеркивает, что общее направление музыкального воспитания должно быть единым. Вместе с тем каждый вид музыкальной деятельности самостоятелен.

Пение как вид  музыкальной деятельности состоит  из певческих и слуховых упражнений, распевание, а также различных  заданий и различение звуковысотных  и ритмических соотношений.

Идею использования движения, как средства формирования музыкальности детей, выдвинул швецарский ученый и композитор Э.Ж.Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движении. Он считал. Что урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет свою ценность.

Двигаясь под  музыку, дети учатся полнее воспринимать ее и тем самым получать сильные  впечатления от художественных произведений. При этом развивается их воображение, постепенно формируется вкус.

В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработона М.А.Румер, Е.В.Коноровой, В.А.Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман и их учениками М.Л.Паланддишвили, А.Н.Зиминой. В разработке содержания ритмики участвовали Т.С.Бабаджан, Н.А.Метлов, Ю.А.Двоскина. Несколько позднее в работе приняли участие А.Н.Заколпская, С.Г.Говбина, Е.Н.Соковника, В.В.Цивкина, Е.П.Иова, И.В.Слепович и другие. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли Е.Д.Руднева, Л.С.Генералова.

Информация о работе Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста