Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………с.2
Глава 1. Значение музыки в общем развитии детей…………
Психологическое обоснование влияния музыкальных
произведений на эмоциональное и физическое здоровье
детей………………………………………………………………с.3
Воздействие музыки на обще функциональную
деятельность ребенка………………………………………….с.4-5
Глава 2. Развитие системы музыкального воспитания………
2.1 Характеристика системы музыкального воспитания………….с.5
2.2 Возрастные особенности детей к воспроизведению
музыкально-ритмических движений……………………… .с.6-7
Глава 3. Музыкально – ритмические движения, как одно из
средств музыкального воспитания и развития детей
дошкольного возраста (из опыта работы)……с.8-16
Выводы……………………………………………………...с.16-17
Библиографический список…………………………………...с.18
Приложение

Файлы: 1 файл

Реферат «Музыкально-ритмические движения как одно из средств муз.doc

— 299.61 Кб (Скачать файл)

Все музыкально-ритмические  движения (упражнения, игры, хороводы, танцы) выполняют оющую задачу –  добиться слитности характера движения и музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Возрастные особенности детей к воспроизведению музыкально-ритмических движений

На раних  этапах музыкального развития дети непроизвольны  в своих действиях. Но постоянно  возникающая ситуация – необходимость  действовать под музыку – развивает  волевые качества.

Игры, танцы  требуют своевременной реакции  на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить. В игре «Медведь и зайцы» дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока «медведь» не уйдет. Музыка В.Ребикова, передающая образ большого медведя, настораживает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность. Инсценируя русскую народную песню «Как на тоненький ледок», детям следует своевременно «упасть» с санок, во время подбежать на помощь и так далее. Необходимо быстро, четко изменить движение, расчитать время, чтобы преодалеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненого задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.

Музыкально-ритмические  движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает  особый подъем, жизнерадостность.

Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в прцессе игры. Например, в момент соревнования (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места. Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и позновательной.

Успехи и  достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий.

В ранем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения. Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. В играх, отображая внешнюю сторону действий персонажей, их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в 2-х частной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками.

На четвертом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двух-частным музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно* тактов). Однако, эти реакции еще не совершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.

Дети пятого года жизни могут делать краткие  замечания по поводу музыкально-ритмических  игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говоря о музыке, способны отметить двух-и трех- частную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь каким-либо характерным движением выразить его. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии метрической пульсацией. У некоторых это плучается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.

Дети шестого  года жизни в своих высказываниях  пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая поизведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально – игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

Дети седьмого года жизни, активно воспринимая  музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения. Чувство ритма позволяет детям точно выполняит движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально – игровых образов.

Таким образом, основываясь на всем выше сказанном, мы вывели предположение: развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям способствует музыкальному воспитанию и развитию дошкольника, если в процессе этого будут решены следующие задачи:

    • учить детей целостно воспринимать музыку, выделять отдельные, наиболее яркие средства – регистры, темповые нюансы, акценты и т.п.;
    • учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовать движения с их характером наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности;
    • развивать чувство ритма, учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях;
    • развивать художественно-творческие способности у детей старшего возраста;
    • воспитывать самостоятельность в проявлении знаний в процессе музыкально-ритмических движений.

Проанализировав рекомендации по музыкальному воспитанию, в частности, по музыкально-ритмическим движениям, мы определили содержание работы на трех этапах; константирующем, формирующем и контрольном.

                         

 

3.Музыкально-ритмические движения, как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

 

Константирующий этап.

Основываясь на предположении, мы провели обследование детей на выявление уровня творческих способностей и задатков к танцам.

С этой целью  был использован комплекс методик. Часть заданий по методикам дети выполнили на музыкальных занятиях, часть – в индивидуальном общении через музыкально-дидактическую игру и часть – в хореографическом кружке.

Выявляя музыкально-слуховые представления, мы просили детей в игровой форме станцевать под любимые мелодии свои композиции. Уровень развития чувства ритма мы выявляли на утренней ритмической гимнастике.

 

Методика 1.

Цель: определение  характера музыки и подбор танцевальных движений в соответствии с ритмом.

Ход: ребенку дается возможность прослушать музыкальное произведение «Вальс» из оперы «Летучая мышь» Р.Штрауса. Затем проводится беседа:

1. Какой характер  у этого произведения?

2. Может, вы знаете как оно называется?

3. На сколько  частей вы бы разделили это  произведение?

4. Какие движения  вам вам хочется выполнить  под эту музыку?

5. Как изминились  у вас движения в соответствии с частями танца?

При повторном  прослушивании ребенку предлагается воспроизвести ритмические движения в соответствии с ритмом музыки. (Результаты обследования занесены в  таблицу 1.).

Чтобы получить достоверные результаты обследования, проводилась дополнительно методика 2.

 

Методика 2.

Цель: выявить  наличие ритмического слуха (способность  вычленить соотношений мелодий).

Ход: проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай  на слух?». После прослушивания мелодии  песни «Елочка» (музыка Н.Красева), дается задание показать ритмический рисунок с помощью карточек. Затем –прохлопать ритмический рисунок в ладоши и пропеть с помощью слогов ля-ля-ля. (Результаты обследования занесены в таблицу 2.).

Чтобы выявить  уровень развития музыкально-ритмического чувства проводилась методика 3.

 

Методика 3.

Цель: выявить  уровень развития музыкально-ритмических  чувств, т.е. способность двигаться  в соответствии с формой, метроритмом, темпом музыкального произведения, определить умение предавать ритмический рисунок.

Ход: проводится музыкальная игра с небольшой  подгруппой детей (5-6 человек) «Будь  ловким», Н.Ладухина. Фиксируется умение ребенка передавать в движении выразительные  средства в музыке, начало движений точно с началом музыки на первую часть музыки, четко приседание и подъем (согласно акцентам), передача темпа и громкой динамики в движении. Вторая и первая часть музыки – стремительный, ритмичный, легкий бег вокруг стулья в соответствии с темпом, динамикой музыки. С окончанием музыки точно закончить движение (занять место возле стульчика).

Обработка полученных данных позволила установить уровень  развития музыкальных способностей. На высший уровень вышло трое детей, на средний – восемь детей, а на низкий – одиннадцать. Чтобы выявить желание детей к воспроизведению танцевальных номеров проводилась методика 4, которая включила в себя просмотр видиозаписей концертных программ с участием детей.

 

Методика 4.

Цель: выявить  желание детей к воспроизведению  танцевальных номеров.

Ход: после просмотра  с детьми  видиокассеты с танцевальными  номерами проводилась беседа:

1. Какие танцы  вам понравились во время просмотра?

2. Какой характер  у «Вальса»?

3. Какой характер  у «Польки»?

4. Какой характер  у «Кадрили»?

5. Какой характер у «Ритмического танца»?

6. Чем отличаются  эти танцевальные композиции?

7. Сможете ли вы станцевать также, как танцуют исполнители?

Спрашивали: «Кому  нравятся ритмические танцы, пожалуйста, встаньте и повторите танец, который  вы видили, но сначала я еще раз показываю танец».

В основном все  ребята отнеслись к этому заданию  с желанием. После опроса дети выполняли  понравившиеся движения из танцевальных композиции. В основном это были ритмические танцевальные движения: десять детей повторили «Польку», пять детей повторили «Кадриль», «Вальс» -пять детей.

Чтобы определить у детей уровень передачи эмоционально – образного движения персонажей танца, дополнительно использовались следующие задания.

 

Задание 1.

Цель: распознать в детях стремление эмоционально, образно передавать в движениях сюжет танца, действия персонажей.

Методическое  проведение: под музыку «Зайка» Г.Зингер, «Пляска медведей» М.Красева детям  предлагается перевоплотиться в  «зайчат», «медвежат». Дети должны передавать характер и движения действующего лица, его качества (смелость, трусливость, задор, спокойствие и т.д.).

Проанализировав результаты, пришли к выводу, что  дети во время задания чувствовали  некоторую скованность и напряжение. Это мешало им точно передать образ танцующего персонажа.

 Чтобы выявить у детей чувство ритма, мы использовали музыкально-дидактичкскую игру «Ритмичкские кубики».

 

Задание 2

Цель: с помощью  музыкально-дидактических игр «Ритмические кубики» выявить у детей чувство  ритма.

Ход: использовали несложную попевку по ритму «Андрей-воробей» (р.н.п.). исполняя попевку, обращали внимание детей на ее игровой характер и четкий ритм. После повторного исполнения предлагали детям прохлопать ритмический рисунок попевки. Затем показывали пособие и объясняли, что данные брусочки означают долгие звуки, а маленькие – короткие звуки. Попевка исполнялась вновь, после чего кто-либо из детей выкладывал из брусочков ритмический рисунок.

Анализируя  каждого ребенка, мы сделали вывод, что в  основном преобладает низкий уровень представления о чувстве ритма.

Таким образом, проанализировав результаты всех используемых в процессе обследования методик, пришли к следующему выводу: детей обследуемой группы можно разделить на три уровня: высокий, средний, низкий.

К высокому уровню мы отнесли детей, у которых присутствует эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера и устойчивый интерес к ней, знают жанры, композиторов любимых произведений, присутствует желание заниматься танцами. Эти дети самостоятельно подбирали два – три танцевальных движения в соответствии с ритмом музыкального произведения. Это такие ребята, как Сапожникова Света, Зуева Галя, Бочарова Аня, Кладникова Кристина.

Информация о работе Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста