Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………с.2
Глава 1. Значение музыки в общем развитии детей…………
Психологическое обоснование влияния музыкальных
произведений на эмоциональное и физическое здоровье
детей………………………………………………………………с.3
Воздействие музыки на обще функциональную
деятельность ребенка………………………………………….с.4-5
Глава 2. Развитие системы музыкального воспитания………
2.1 Характеристика системы музыкального воспитания………….с.5
2.2 Возрастные особенности детей к воспроизведению
музыкально-ритмических движений……………………… .с.6-7
Глава 3. Музыкально – ритмические движения, как одно из
средств музыкального воспитания и развития детей
дошкольного возраста (из опыта работы)……с.8-16
Выводы……………………………………………………...с.16-17
Библиографический список…………………………………...с.18
Приложение

Файлы: 1 файл

Реферат «Музыкально-ритмические движения как одно из средств муз.doc

— 299.61 Кб (Скачать файл)

Были проведены  консультации «Танец – это просто», «Выразительные движения», в которых внимание родителей было направленно на организацию работы по музыкальному воспитанию в условиях семьи. Объясняли, что танец очень многого требует: вхождения ребенка в образ, собранности, энергии внутренних сил.

Задача взрослого  – объединить последовательность танцевальных движений в несложную по строению композицию, придать изящество и  выразительность. Главное – чередовать самые элементарные движения руками, ногами, корпусом, головой и, внимательно вслушиваясь в музыку, дети должны определить характер произведения, его тема. Предлагали родителям танцевать вместе с детьми и побуждать к самостоятельному выполнению танцевальных композиций. Некоторым родителям были даны танцевальные движения, чтобы они разучивали вместе с детьми.

Консультация  «Выразительные движения» помогала родителям в определении движений детей, чтобы танец доставлял удовольствие исполнителю, нравился родителям. Чтобы дети научились произвольно напрягать и расслаблять мышцы. Предлагались этюды, игры, психокоррекционные упражнения из нашей картотеки.

На семинарском  занятии познакомили родителей  с жанрами музыки. Объясняли, что  в музыкальные жанры входят: песня, танец, марш. Предлагали прослушать отдельно каждый жанр и охарактеризовать его. Давались задания родителям, чтобы они поиграли с детьми дома на отличие жанров музыки.

Дополнительно были даны рекомендации по работе с  карточками и давались домашние задания  по содержанию танцев. Было очень интересно  слушать отзывы родителей по их работе с детьми дома. Многие родители отзывались о своих детях, как о способных, умеющих танцевать и слушать музыку.

Нас радовало то, что совместная деятельность по музыкальному воспитанию в условиях семьи имела  положительные результаты не только в плане музыкального развития детей, но и помогала общению, налаживанию контактов друг с другом, сближала духовно всех членов семьи.

Таким образом, подводя итог работы, мы провели  контрольный этап, который был  направлен на сравнительный анализ результатов музыкально-ритмической деятельности детей после проведения формирующего этапа. В процессе обследования детей использовались методики констатирующего этапа.

Было отмечено, что из двадцати двух детей в начале работы на высший уровень развития музыкально-ритмических способностей выходили только три ребенка.

После формирующего этапа работы, проанализировав результаты повторного обследования, получили следующие  данные: высокий уровень имели  девять детей, средний одиннадцать, и на низком уровне остались два  человека. Это те дети, которые затрудняются в воспризведении танцевальных движений в связи со слабым развитием крупно-моторных навыков. Для них необходимо спланировать дополнительный комплекс двигательных упражнений на укрепление и развитие этих навыков. С группой детей (Дима Б., Наташа Б., Соня К., Леня М., Никита П., Маша Ч.) проводили дополнительную индивидуальную работу по слушанию музыки, чтобы направить их внимание на восприятие музыкального произведения.Этим детям было уже легче соотносить движения в соответствии с музыкальными фразами, менять их. Дети уже научились самостоятельно определять на слух характер музыки и передавать его в движении, слышать вступление, отличать изменения в динамике, темпе. У детей хорошо развиты двигательные навыки, ритмично ходят и бегают, скачут с ноги на ногу, самостоятельно строят круг, расширяя и уменьшая его, двигаются парами по кругу, сохраняя растояние между парами, исполняют различные движения с предметами и без них. Выполняют определенные танцевальные движения: выставление ноги вперед на пятку, приставной шаг, «ковырялочка», приседание с одновременным поворотом и разведением рук в стороны, и различного характер (Аня Б., Катя Ш., Света С., Ксюша П., Кристина К., Никита П., Таня Н., Наташа Ч., и другие дети). Медленно, плавно, быстро, легко подражают зверям. Большинство детей умеют не только движением показать образ лисы, например, но и показать ее характер, повадки: хитрая, быстрая, плутовка.

Дополнительно к заданиям  проводилось анкетирование  родителей по следующим вопросам:

    • Любит ли ваш ребенок танцевать, танцует ли он дома?
    • Какие танцы Вы предлагаете ребенку и танцуете ли Вы с ним?
    • Умеет ли Ваш ребенок внимательно слушать ритмическую, танцевальную музыку, дослушивать до конца, не отвлекаясь; определять ее характер,запоминать и узнавать?
    • Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался хореографией? (народными, бальными, ритмическими танцами)?

Анализируя  анкеты, мы отметили, что родители стали  больше проявлять интерес к музыкальному воспитанию детей, некоторые предлагали варианты танцевальных движений, придуманных совместно с детьми. Это явилось положительным результатом в нашей работе.

Дети стали, более раскрепощенные и свободнее в танце, могли самостоятельно импровизировать под музыкальное сопровождение танцевальные мини – композиции на определенную тему: «Снежинки», «Как идут солдаты», «Калинка моя» и др.

Таким образом, на основе полученных данных мы провели  сравнительный анализ и представили  результаты в таблице.

 

Сравнительная таблица

 

 

№ п/п

Уровень развития музыкально-ритмических движений

До формирующего этапа

После формирующего этапа

   

Количество

Проценты

Количество

Проценты

1

Высокий

3

14

9

41

2

Средний

7

32

11

50

3

Низкий

12

54

2

9


 

Сравнительный анализ проведенных данных показал, что после проведенной работы качественно изменились показатели овладения музыкально-ритмическими движениями у детей среднего и низкого уровня. Диаграммы данны в приложении.

Выводы: проведенная  работа подтвердила правомерность  выдвинутого предложения и позволила  заключить следующее: решая ряд  задач, направленных на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольников и его развитию в целом.

Но при этом важно создавать необходимые  педагогические условия и определить содержание работы в соответствии с  возрастными возможностями детей и их функциональным развитием.

Последовательная,  систематическая работа над решение  задач музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному  отношению к воспринимаемой музыке, к эмоциональному динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности.

Наиболее действенной в методике музыкального воспитания оказалась индивидуальная форма работы с детьми.

Данная работы не претендует на окончательное решение  проблемы. В перспективе запланирована  работа по обучению детей музыкальной  грамоте в форме индивидуальных занятий. Будет продолжена работа в хореографической студии, направленная на обучение, закрепление музыкальных и танцевальных навыков у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. С.И.Бекина Музыка и движение. М.: Просвещение – 1983.
  2. Т.Борышникова Азбука хореографии. М.:Рольф – 2001.
  3. Н.А.Ветлугина Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение – 1982.
  4. Н.А.Ветлугина Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение –    1984.
  5. А.Н.Зимина Музыкальные игры и этюды в детском саду. М.: Просвещение – 1971.
  6. М.А.Михайлова Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития – 1997.
  7. Н.А.Метлов Музыка – детям. М.: Просвещение – 1985.
  8. Е.П.Раевская Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение – 1991.
  9. А.Е.Чибрикова-Луговская Ритмика. М.:Издательский дом «Дрофа» - 1998.
  10. М.И.Чистякова Психогимнастика 2-е издание. М.:Просвещение – 1995.
  11. Дошкольное воспитание №8/97; №2/98; №4/98; №9/98; №7/99; №4/99; №6/96; №5/90; №10/89; №1/91; №9-10/92; №8/2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностический материал

До

 

 

После

 

Таблица №1 (Методика №1)

Цель: Определение  характера музыки и подбор танцевальных движений в соответствии с ритмом.

Ф.И.ребенка

Сколько раз  прослушивали

Сколько танцев, движений воспроизводил

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Диана А.

Аня Б.

Дима Б.

Наташа Б.

Таня В.

Дима Г.

Галя З.

Кристина К.

Соня К.

Юля Л.

Леня М.

Ксюша П.

Никита П.

Света С.

Коля С.

Катя Т.

Коля Т.

Надя У.

Слава Ф.

Наташа Ч.

Маша И.

Катя Ш.

2

2

0

0

2

0

1

1

1

2

2

0

0

2

1

1

1

1

0

1

2

2

1

2

1

0

1

0

3

3

1

1

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

Средний

Высокий

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний


 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1 (методика №1) (на конец года)

 

 

Ф.И. ребенка

Сколько раз  прослушивали

Сколько танцевальных движений воспроизводили

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Диана А.

Аня Б.

Дима Б.

Наташа Б.

Таня В.

Дима Г.

Галя З.

Кристина К.

Соня К.

Юля Л.

Леня М.

Ксюша П.

Никита П.

Света С.

Коля С.

Катя Т.

Коля Т.

Надя У.

Слава Ф.

Наташа Ч.

Маша И.

Катя Ш.

2

2

2

2

2

1

3

3

2

2

2

1

1

3

1

1

2

1

0

2

2

3

2

2

1

1

2

0

3

3

1

2

1

1

1

4

2

2

2

2

1

1

2

3

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Высокий

Низкий

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Высокий

Средний

Средний

Средний

Средний

Низкий

Средний

Высокий

Высокий


 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2 (задание №2)

Цель: С помощью  музыкально-дидактических игр «Ритмические кубики» выявить у детей чувство  ритма.

Ф.И. ребенка

Слушан-е попевки

Прохлоп-е ритмич-го рисунка

Выкладыв-е из брусочков ритм-го рисунка

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Диана А.

Аня Б.

Дима Б.

Наташа Б.

Таня В.

Дима Г.

Галя З.

Кристина К.

Соня К.

Юля Л.

Леня М.

Ксюша П.

Никита П.

Света С.

Коля С.

Катя Т.

Коля Т.

Надя У.

Слава Ф.

Наташа Ч.

Маша И.

Катя Ш.

2

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1

0

0

2

1

1

1

1

0

1

1

1

Высокий

Средний

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Высокий

Высокий

Низкий

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Высокий

Средний

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Средний

средний

Средний

Высокий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Высокий

Низкий

Низкий

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Средний

Средний

Высокий

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Средний

Информация о работе Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста