Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………с.2
Глава 1. Значение музыки в общем развитии детей…………
Психологическое обоснование влияния музыкальных
произведений на эмоциональное и физическое здоровье
детей………………………………………………………………с.3
Воздействие музыки на обще функциональную
деятельность ребенка………………………………………….с.4-5
Глава 2. Развитие системы музыкального воспитания………
2.1 Характеристика системы музыкального воспитания………….с.5
2.2 Возрастные особенности детей к воспроизведению
музыкально-ритмических движений……………………… .с.6-7
Глава 3. Музыкально – ритмические движения, как одно из
средств музыкального воспитания и развития детей
дошкольного возраста (из опыта работы)……с.8-16
Выводы……………………………………………………...с.16-17
Библиографический список…………………………………...с.18
Приложение

Файлы: 1 файл

Реферат «Музыкально-ритмические движения как одно из средств муз.doc

— 299.61 Кб (Скачать файл)

К среднему уровню отнесли детей, у которых присутствует эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, интерес к музыке есть, но не устойчивый, путают жанры любимых произведений, не знают композиторов. При прослушивании дети просили повторить музыкальное поизведение. Восприятие музыки лишь целостное, нет дифференцированного, но имеют желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью. Это Анишина Диана, Васильева Таня, Товстокор Коля, Шишкина Катя, Ландышева Юля.

А низкому уровню мы отнесли детей, у которых эмоциональная  отзывчивость может быть неадекватной, отсутствует интерес к музыке, ее  целостное восприятие, отсутствует чувство ритма и способность к музыкально-ритмическим движениям. Проявляется всего лишь одна музыкальная способность к дидактическим играм, но воспроизводить танцевальные движения под музыку отказывается. Это такие дети: Дима, Слава, Саша, Ксюша, Соня, Лёня.

Следовательно, результаты констатирующего этапа  послужили основанием для определения  содержания работы формирующего этапа.

Формирующий этап проводился согласно перспективного планирования, был направлен на формирование у детей восприятия музыкальных образов и способности передавать их в соответствии с музыкой.

 

 

 

 

 

 

Сентябрь-

Октябрь-

Ноябрь

- анализ результатов первичной диагностике;

- развивать умение слушать музыку;

- формировать музыкально-слуховые навыки;

- снятие эмоционального напряжения в процессе разучивания танцевальных движений с элементами психогимнастики под музыку;

- разучивание сюжетных игр «Звероловы и звери», «Поездка за город», «Летчики», «Зайцы и лисы».

- учить детей  импровизировать игровые образы  «Деревянные и тряпочные куклы»;

- учить подбирать  танцевальные движения в соответствии  с мелодией («Пружинка», «Ковырялочка»);

- закреплять  умение детей изменять движения  в соответствии с частями танца  (р.н.п. «Калинка», И.Штраус «Вальс»);

 

Декабрь-

Январь-

Февраль

- закреплять умение детей слушать музыкальное произведение П.И.Чайковского «Декабрь»;

- закреплять умение чисто  интонировать мелодию;

- закреплять умение передавать  характер образов в танцах  «Яблочко», «Коробейники», «Снежинки»;

- учить в несложных  этюдах выражать эмоции «Ябедник», «Чуня-задавака»;

- закрепить  музыкально-ртимические движения  в процессе работы на физкультурных занятиях;

- закрепить  умение детей чувствовать уверенность  в себе в прцессе исполнения  танцев, этюдов, в музыкально-дидактических  играх;

- развивать  у детей чувство ритмического слуха (музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото».

Март-

Апрель-

Май

- анализ результатов  повторной диагностики детей, (определение  уровня музыкально-ритмических способностей  детей в частности, развитие  музыкально-ритмических способностей  детей, в частности, развития музыкально-ритмических движений);

- закреплять  умение детей узнавать знакомые  музыкальные произведения;

- закреплять  танцевальные элементы «Прыжки  с продвижением вперед», «Воротики», в танце «Летка-енка»;

- закреплять  умения на основе двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев («Гармонь моя»);

- развивать  умение детей выделять акценты  в произведении («Танец» Т.Ломовой);

- закреплять  танцевальные движения: боковой  галоп, переменный шаг, шаг  польки (индивидуально);

- учить из  нескольких несложных элементов,  воспроизводить танцевальную композицию  в соответствии с характером  музыки;

- побуждать  к самостоятельному прослушиванию музыкальных произведений.


 

Так как, ведущим  видом в детской музыкальной  деятельности является слушание – восприятие, то в начале работы применяли наглядно – слуховой метод. В процессе прослушивания мелодии напоминали, что надо слушать очень внимательно музыку, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию.

После прослушивания  проводили обсуждение: какой характер у музыки, какой темп, сколько частей в этом произведении и какой характер каждой части. Затем включали повторно зту же музыку и предлагали двигаться на свое усмотрение. Наша задача заключалась в том, чтобы снять с ребенка напряжение, мы использовали элементы психогимнастики и аутотренинга.

Основной акцент в психогимнастике был сделан на обучение элементам технике выразительных  движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались азбуке передаче эмоций – выразительным и разнообразным движениям («Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедеушка»).

Дополнительно проводили специальные игры с  наглядными пособиями, например, «Определи настроение». Очень нравились игры на координацию движения «Тень», «Зеркало». Давали упражнение на расслабление рук, ног: «Легкие и тяжелые руки», «Насос и мяч», «Надувной матрац».

Элементы психогимнастике  и аутотренинга вводились в структуру  занятий, например полное расслабление – напряжение: «Тепло – холодно», «Солнце – снег», «Юг – северный полюс»). Это учило детей расслабляться и отдыхать.

В ходе работы было отмечено, что детям стало проще  выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.

Мы работали не для того чтобы муштровать ребенка, переделывать его внутренний мир, а помочь развитию личности.

Игры – превращения  помогали детям освоить выразительность  образа, оживить фантазию и воображение, например, «Деревянные и тряпочные куклы» помогали наладить координацию движений, научить детей ориентироваться в прстранстве. Игры «Веревочки», «Цветочек», «Стрехнем воду с локоточков» помогали после занятий расслабить мышцы.

Работа над  музыкально-двигательными упражнениями помогали развивать у детей двигательный навык и умение, которые необходимы при передаче и движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствовала углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждое упражнение имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи. Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, формы, выразительность) продиктованы музыкой, дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ. Упражнения «Пружинки», «Качание рук с лентами», «Веселые ножки», «Рисуем на песке» (плавные движения) помогали ребятам улучшать качество движений, развивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа.

Нередко дети чувствовали  характер музыки, но немогли или  не умели передать его в движении. В таком случае использовались вспомогательные  упражнения: «Стряхивать воду с пальцев», «Кошка выпускает когти», напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами, сравнивали новые движения и музыку уже известным, объясняли ошибки, включая в занятия новые упражнения, помогающие эти ошибки исправить и т.д.

Наряду с  послушиванием музыки и словесным  объяснением в работе применялся показ движения, который широко используется как наглядное дополниние к словесному объяснению, как подсказка выразительных деталей, отдельных элементов движения или технических приемов. Например, говоря о беге с лентой, можно показать правильное положение руки: добиваясь устремленности шага, сделать несколько шагов, подчеркивая положение корпуса, энергичное движение рук; наглядно показать разницу в положении ступней легком и сильном подпрыгивании и т.п.

Когда дети осваивали  характер движения, показывали им выразительное, эмоционально содержательное в технически правильное его выполнение. Такой показ служил наглядным примером, и помогал детям углублять их собственный опыт.

Этой же цели служил всей группе движений наиболее успевающих детей (он нередко был более находчив, чем исполнение взрослого). Использовали также при освоении детьми некоторых затрудняющих их движений, например поскоков. Неуспевающий ребенок легко им овладевал в паре с хорошо выполняющим это движение товарищем.

Таким образом, в задачу входило – сохранить у детей первоначальный живой интерес к упражнению, эмоциональность восприятия и в то же время вызвать у них желание настойчиво и старательно над ним трудиться. Для этого на каждом занятии ставились перед детьми новые задачи, обращали внимание на упражнения, которые связаны с пляской, играми и направлены на осуществление развития музыкального восприятия и ритмичности движения у детей. Мы проводили музыкально-ритмические игры. Так, в «Игре с цветными флажками» (эстонский народный танец) у детей не получалось ритмическая передача флажков, то на следующем занятии проводилось упражнение, уточняющее это движение под музыку (4 часть игры).

Перед разучиванием сюжетных игр проводился ряд упражнений, помогающий детям войти в образ. Например, к игре «Звероловы и звери» (муз.Е.Тиличеевой), детям заранее (на предыдущих занятиях) предлагалось выполнить прыжки волка, поступь медведя, шаги звероловов по показу этого движения. Вначале рассказывалось содержание (сюжет) игры, затем предлагалось детям играть. В процессе игры велось наблюдение за детским исполнением, не прерывая игры. После проводился общий анализ игровых действий детей. Предлагалось поиграть ещё. Когда дети не согласовывали движения с музыкой, то на последующих музыкальных занятиях проводился ряд упражнений, уточняющих игровые действия.

В основе сюжетных игр лежала определенная тематика, раскрывающая музыкальные образы, начало, развитие и окончание игры. Например, «Зайцы и лиса», «Лётчики», «Звероловы и звери», «поездка за город», и др.

Несюжетные  игры определенной тематики не имеют. В таких играх встречались элементы пляски, ловли, соревнования, различные построения, перестроения. Например, «Будь ловким», «Кто скорей ударит в бубен», «Бери флажок» и др.

Большое место  в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов.

Этюд – это  набросок, импровизация. Во время исполнения детьми этюда следили за качеством  исполнения движений. Своевременные  уточнения позволили ребятам  более четко согласовывать свои движения с музыкой. В процессе построения этюда можно было увидеть, как совершенствуется выразительность детского исполнения. При повторении закреплялись лишь те движения, который соответствовали программе музыкального произведения. Напоминанием сюжета этюда, повторным слушанием музыки, указаниями, пояснениями, показом некоторых движений и действий при дальнейшей работе над этюдом целенаправленно воздействовали на ребенка. Все это помогало ребенку чувствовать характер и форму музыкального произведения, сознательно относится к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. А увлеченность игровым образом способствовала дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей у детей.

Знакомя детей  с новой сюжетной игрой, этюдом предворительно заинтересовывали детей: рассказывалось содержание, давалась характеристика образов. Все время направлялось внимание детей на восприятие музыкального произведения в целом.

Роль слова  при выполнении музыкально-ритмических и творческих заданий огромна. Содержание давалось пред слушанием музыки. Иногда образный рассказ чередовался с исполнением законченных частей произведения. Несюжетные этюды анализировались детьми после слушания музыки. Самостоятельный анализ музыкального произведения активизировал детей, приучал внимательно слушать музыку.

Систематическое использование таких заданий  активизирует чувства музыкального ритма. Дети учились правильно реагировать  на характер музыки и передавать его  в движении.

Очень много труда, сил и времени приходилось тратить на движения, требующих длительного разучивания. К ним относятся такие танцевальные упражнения, как боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, переменный шаг, элементы национальных народных плясок. Вся работа по усвоению детьми перечисленных движений проводилась на музыкальных занятиях (фронтальных и индивидуальных), на занятиях хореографии.

После проделанной  работы можно с уверенностью сказать, что основная масса детей в  группе может четко, легко выполнять  музыкально-ритмические движения. Это Света С., Галя З., Катя Ш., Аня Б., Лёня М.,Таня В., Кристина К. Эти дети при первом же напоминании начинают првильно выполнять задания. У них хорошо развито чувство ритма, внимание. Если даже что-то не получается, то для них достаточно какого-то очень короткого, незначительного замечания или помощи, подсказки. Они не требуют индивидуальной работы. Во всех плясках хороводах, упражнениях эти дети являются «костяком», поэтому очень часто даем им задание научить кого-то из неуспевающих детей какому-то движению, и это им удается. Эти дети постоянно выступают с танцевальными композициями на праздниках в детском саду и на уровне района «Зажги свою звезду», «День детства».

Есть дети, которые  способны выполнить программный  материал, но только при постоянном напоминании, обращении к ним, заострения их внимания на отдельных элементах. Это такие дети, как Диана А., Дима Б., Маша Ч., Саша Т. Они легко усваивают движения, но их неоднократно в течении занятия приходится призывать ко вниманию. Они требуют не более двух- трех индивидуальных занятий для того, чтобы осмыслить и выполнить нужное задание.

И третья группа детей – требующая длительного  внимания – это  Слава Ф., Дима Г., Ксюша П.

С целью развития танцевальных навыков у детей  использовались различные переплясы, при звучании которых дети с большой охотой искали новые сочетания знакомых элементов. Конечно, такие попытки у детей еще не совсем уверенны, но есть среди детей активисты, которые не боятся трудностей, идут вперед и ведут за собой остальных. Эти дети показывают порой даже такие элементы, которые взяты ими не из занятий в детском саду.

Очень большое  значение в развитии танцевальных навыков  детей всей группы имеет показ  танцев или каких – то элементов  пляски, которые являлись результатом  индивидуальной работы. Когда дети на празднике видят вдруг танец, который разучивался на индивидуальном занятии, который еще из них никто не видел и даже, может , не знал о том, что такой танец готовится, то у них появляется желание тоже танцевать, выполнять как можно лучше все задания на занятии при разучивании композиций. Так было с «Рок-н-роллом», «Восточным», «Яблочко», «Снежинки». Для детей такие сюрпризы играют только положительную роль, развивают интерес к танцам, стремление к лучшему исполнительскому творчеству.

Параллельно работе с детьми проводилась работа с родителями. Цель этой работы состояла в том, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме музыкального воспитания, в частности, к развитию у детей музыкально-ритмических способностей.

Информация о работе Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста