Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данного исследования – выявить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования;
- изучение причин формирования агрессивности дошкольников;
-выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивности дошкольников…………………………………………………5
1.1. Основные направления изучения проблемы агрессии………………..5
1.2 Причины формирования агрессивности дошкольников………………………..................................................................11
1.3.Формы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников…………...17
2.1. Содержание и этапы исследования ……………………………………17
2.2. Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами музыкотерапии…………………………………………………..24
2.3. Оценка эффективности программы музыкотерапии в коррекции агрессивности старших дошкольников …………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая Даньшина1.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград 2014

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивности дошкольников…………………………………………………5 

1.1. Основные направления  изучения проблемы агрессии………………..5

1.2 Причины формирования агрессивности дошкольников………………………..................................................................11

1.3.Формы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................15

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников…………...17

2.1. Содержание и этапы исследования ……………………………………17

2.2. Программа коррекции  агрессивного поведения дошкольников  средствами музыкотерапии…………………………………………………..24

2.3. Оценка эффективности программы музыкотерапии в коррекции агрессивности старших дошкольников …………………………..28

Заключение…………………………………………………………………..31

Список литературы………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей взаимоотношений между людьми. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей.

В последние десятилетия серьёзную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков.

В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста.

Агрессивность ребёнка может быть физически и психически обусловленной: агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм); агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она выполняет ещё и защитную функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального.

Для большинства детей характерны те или иные формы агрессии. Как устойчивая форма поведения агрессия у определённой категории детей не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, при этом снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. От агрессивности ребёнка страдают не только окружающие, но и он сам. На мой взгляд, актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также необходимостью профилактики и коррекции.

Объект исследования - дошкольники 5-6 лет.

Предмет исследования - агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте и влияние музыки на неё.

Таким образом, цель данного исследования – выявить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- анализ и обобщение теоретического  материала по проблеме исследования;

- изучение причин формирования  агрессивности дошкольников;

-выявление основных форм и  характерных особенностей детской  агрессивности;

- разработка программы коррекции агрессивного поведения старших дошкольников методом музыкотерапии:

- исследование эффективности программы музыкотерапии в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;

Методы исследования - наблюдение; беседа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивности дошкольников

1.1. Основные направления изучения  проблемы агрессии

В психологии под агрессией  понимают тенденцию, проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение".[30, 36 стр] В настоящее время термин употребляется довольно широко и обычно имеет связь с негативными эмоциями, негативными мотивами или установками и разрушительными действиями.

Принятые на сегодняшний день определения агрессии основывается на обобщении взглядов таких выдающихся исследователей этою феномена, как А. Басс, Л. Берковиц. Басом было предложено рассматривать в качестве агрессивного поведения любое поведение индивида, если оно содержит угрозу или наносит ущерб другим.[4, 285 стр] Позднее Л. Берковиц и С. Фейбах внесли в это положение дополнение, согласно которому деструктивное поведение, чтобы называться агрессивным, обязательно должно быть связано с намерением человека поступить подобным, угрожающим или наносящим ущерб другим. В последнем варианте (С. Фейбах) из круга агрессивных феноменов выпадают случаи, когда разрушительное поведение против кого-либо осуществляется непреднамеренно, случайно. Агрессия, таким образом, представляет собой форму поведения, содержащую намеренное оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Л. Берковиц подчеркивает, что агрессивное поведение является намеренным стремлением причинить вред, ущерб другому лицу. Согласно К. Изарду, агрессия – это враждебное действие или поведение. В 1939 г. Д. Доллард и Н. Миллер определяли агрессию как действие, имеющее целью "причинение ущерба другому организму..." [3, 142 стр].

Существующие определения агрессии, в большинстве случаев, основаны на учете ее внешних, объективных признаков. Все исследователи берут за основу своих теорий различные грани этого феномена, подчас не придавая существенного значения первично инстинктивной природе агрессии, которая обусловливает наличие в феномене жестокости как созидательного, так и разрушительного начала, находящихся между собой в диалектическом единстве.

В процессе исследования феномена агрессивности были разработаны теории, оценивающие происхождение и суть данного явления с различных позиций, однако в целом прослеживаются два противоположных подхода к ее исследованию явления агрессивности. Первый подход заключается в рассмотрении агрессии как зла, причиняющего вред человеческой личности, в основе второго подхода - внутривидовая агрессия, как целесообразная форма поведения, способствующая адаптации и выживанию.[1, 35 стр]

Эволюция взглядов па значение агрессии видна в работах З. Фрейда.

Так, З. Фрейд, в 90-х годах XIX-го века, а позднее К. Лоренц рассматривали агрессию как биологическое явление, способствующее сохранению вида и являющееся нормальной реакцией на вредные раздражители. В ранний период своей научной деятельности З. Фрейд, рассматривал ее как реакцию на блокаду либидинозного влечения. Поскольку, согласно взглядам раннего 3. Фрейда, все человеческие стремления проистекают из Эроса – жизнесозидающей силы сексуальности и любви, то агрессия является положительным фактором, способствующим преодолению препятствия энергии либидо. Вместе с тем, такое понимание агрессии ставит ее в зависимое, вторичное по отношению к либидо, положение – она представляется всего лишь как реакция, а не фундаментальное свойство человеческой природы. Позже, в период после первой мировой войны, Фрейд стал говорить о двух первичных инстинктах: в дополнение к уже выделенному им созидающему инстинкту сексуальности и любви (либидо), он ввел понятие "второго первичного инстинкта" – танатоса. Танатос, "инстинкт смерти", несет в себе энергию деструкции или "терминации жизни". У человека инстинкт смерти, по Фрейду, находит свое выражение в агрессии. Согласно такой трактовке агрессивности, она становится, наряду с либидо, основным жизненным инстинктом [5, 74 стр].

В тоже время К. Лоренц считал, внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, которая грозит человечеству в современных условиях культурно исторического и технического развития [18, 93 стр] .

К. Лоренц в 60-е годы ХХ века придерживался преимущественно "позитивного" взгляда на значение агрессии в жизни биологических существ. Он полагал, что природа агрессивности является инстинктивной. Агрессия представляет собой  биологически детерминированный поведенческий паттерн и является инструментом борьбы за самосохранение. При этом она может претерпевать болезненную трансформацию, превращаясь из конструктивной силы в феномен деструкции и жестокости [правильная форма ссылки - № источника по списку и стр. через запятую 18].

А. Шопенгауэр в 20-е годы ХIХ века считал, что в глубине своего существа "человек – это дикое и жестокое животное". Люди, писал он, делятся на жертв, с одной стороны, и на охотников – с другой. Человек – единственное существо, способное "истязать друг их ради самой цели: заставить страдать" [29, 153 стр].

Э. Фромм предлагал иной концептуальный подход, различая "доброкачественную" и "злокачественную" агрессию. "Доброкачественная" агрессия способствует поддержанию жизни, связана с защитой витальных интересов и служит выживанию индивида и вида в целом, "злокачественная" - носит характер "злобной разрушительности" и "садистской жестокости", возникает внезапно и представляет реальную опасность выживанию человеческого рода.

Г. Аммон описывал конструктивную, деструктивную и дефицитарную формы реализации агрессии, подразумевая под конструктивной социально приемлемые формы проявления агрессии, под деструктивной – разрушающие тенденции вследствие нарушения морально-этических норм, а под дефицитарной – недостаточность социализации, способствующую реализации агрессивных побуждений [3, 77 стр].

В зарубежной психологической литературе 30-40-х годов была широко распространена так называемая "фрустрационная" теория агрессии, согласно которой агрессия всегда является результатом фрустрации. Однако в последующем данная концепция была отклонена в связи с внесенными поправками, согласно которым "фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них" [7, 115 стр].

Разрабатывая в дальнейшем вышеуказанную модель агрессии, Л. Берковиц в 70-х годах утверждал, что "агрессивные стимулы", одним из которых является фрустрация, не приводят к совершению агрессивных действий, а создают к ним "готовность". В связи с этим он рассматривал совокупность как провоцирующих агрессию стимулов, в числе которых выступают определенные черты человеческого характера, так и условий, требующихся для ослабления агрессивных тенденций, полагая, что реализация последних возможна только при причинении ущерба источнику фрустрации. Исследуя, каким образом фрустрация приводит к агрессивному поведению, Л Берковиц также выявил, что психические процессы потенциальною агрессора определяют ею реакцию на фрустрацию. В частности, когда фрустрация действительно вызывает сильные отрицательные эмоции, то другие психологические процессы, в том числе и когнитивные, будут влиять на реальное поведение. Если негативной эмоцией является страх, то наиболее вероятной реакцией, по его мнению, будет бегство или стремление уклониться от ситуации, если же субъективные переживания рассматриваются человеком как гнев, тогда наиболее вероятно возникновение агрессивных тенденций [4, 364 стр].

Отечественный исследователь В. Д. Менделевич считает, что агрессия это физическое или вербальное поведение, направленное на причинения вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в ею сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под личиной неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказании, таким образом, давления на жертву [19, 39 стр].

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе имеется достаточно указаний на связь особенностей воспитания и психогенной травматизации в детском и юношеском возрасте как одного из факторов, имеющих значение в формировании отклоняющегося поведения.

3. Фрейд  показал, что недостаточность социальных  контактов и особенно их исчезновение ("потеря любви") относится к числу сильных факторов, благоприятствующих агрессии [28].

М. Е. Проселкова также указывает, что ведущим в патогенезе личностных расстройств является депривационный фактор воспитания в детстве. Некоторыми зарубежными авторами отмечено, что нарушения поведения коррелируют с такими факторами, как неровные отношения в семье, конфликты между родителями, утрата одного из родителей в возрасте до пяти лет и распад родительской семьи в возрасте до шестнадцати лет, драки между родителями и другие стрессовые события в анамнезе [24].

По мнению Р. Бэрон, Д. Ричардсон, насилие в детстве является мощным психотравмирующим фактором, который в дальнейшем служит основой для формирования агрессивности [7].

А. Е. Личко отмечал, что сочетание эмоционального отвержения с жестоким обращением в детстве в большинстве случаев приводит к психопатическому развитию и формированию тяжелых личностных расстройств [17, 24 стр].

В своих исследованиях И. Л. Кудрявцев и Н. А. Ратинова указывают, что агрессивные реакции также легко перенимаются при наблюдении за агрессивным поведением, а в дальнейшем усвоенное агрессивное поведение зависит от влияния факторов, регулирующих и провоцирующих агрессию. В качестве провоцирующих факторов они называют: социальные шаблоны, неприемлемое, фрустрирующее обращение, определенную мотивацию (деньги, престиж и г.д.) К регулирующим агрессию факторам авторы относят: обстоятельства, причины, которые сохраняют, усиливают или контролируют агрессивные реакции [15, 55 стр].

Информация о работе Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников