Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данного исследования – выявить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования;
- изучение причин формирования агрессивности дошкольников;
-выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивности дошкольников…………………………………………………5
1.1. Основные направления изучения проблемы агрессии………………..5
1.2 Причины формирования агрессивности дошкольников………………………..................................................................11
1.3.Формы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников…………...17
2.1. Содержание и этапы исследования ……………………………………17
2.2. Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами музыкотерапии…………………………………………………..24
2.3. Оценка эффективности программы музыкотерапии в коррекции агрессивности старших дошкольников …………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая Даньшина1.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

3. формирующий эксперимент 

4. контрольный эксперимент

5. анализ и интерпретация полученных  результатов исследования

 
 План констатирующего этапа:

1. Подбор методик для диагностирования  степени агрессивности в процессе взаимодействия с другими детьми.

2. Проведение методик.

3. Анализ полученных данных:

а) количественный;

б) качественный.

1. Констатирующий этап эксперимента.

На констатирующем этапе исследования для выявления наличия агрессивного поведения дошкольников нами проводился метод наблюдения за детьми в период игр, занятий, на прогулке. В течении нескольких дней было проведено наблюдение за детьми в их привычном режиме (наблюдение дало возможность увидеть детей в общении друг с другом, в играх, на занятиях).

Цель метода наблюдения: выявление наличия агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Ход исследования: наблюдение проводится в совместной деятельности детей не регламентируемой взрослыми, в период свободных игр, занятий в групповой комнате и на прогулке. Наблюдения проводятся в течение нескольких дней, в первой и во второй половине дня.

Путём наблюдения оцениваются индивидуальные психологические особенности поведения детей. При наблюдении экспериментатор находится в таком месте, чтобы можно было видеть всех детей. Основанием для отнесения поведения детей к агрессивному явились показатели внешних проявлений в поведении детей и проявления черт характера.

В качестве показателей агрессивного поведения были выделены:

I показатель:

1. частые ссоры;

2. конфликты с товарищами;

3. постоянные пререкания;

4. причинение вреда чему-либо;

5. неадекватные эмоциональные реакции;

6. несоблюдение правил игры.

II показатель:

1. грубость;

2. злобность;

3. несдержанность.

Результаты наблюдения были зафиксированы в таблицах №1, 2, 3.

Показатели внешних проявлений в поведении детей и проявлении черт характера в игровой деятельности.

"+" – агрессия в поведении наблюдается.

"–" – агрессия в поведении не наблюдается.

Исходя из данных показателей выделили следующие уровни агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Высокий. Дети с повышенной агрессивностью. Для детей характерны частые ссоры и конфликты с товарищами, проявление неадекватного поведения, гнева, злости, грубости по отношению к другим детям, а также для детей характерно причинение вреда кому-либо или чему-либо.

Средний. Дети агрессивные, для которых характерны частые ссоры со сверстниками, проявления злобы, гнева, но в поведении детей не наблюдается грубость по отношению к другим детям и причинение вреда кому-либо или чему-либо.

Низкий. Дети агрессивные. Для детей характерны конфликтные ситуации с детьми своей группы, но у них не наблюдается эмоциональных реакций, они не проявляют грубости по отношению друг к другу.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 Наблюдение в период  игровой деятельности

 

 

№ п/п

 

Имя ребёнка

Показатели агрессивного поведения

I показатель

II показатель

1

2

3

4

5

6

1

2

3

1

Олеся Б.

2

Лена В.

3

Марина С.

4

Катя Н.

5

Вероника И.

6

Маша К.

+

+

+

7

Дима М.

8

Олег М.

9

Серёжа Ш.

10

Алёша А.

11

Богдан С.

+

+

+

+

12

Лёня П.

+

13

Серёжа А.

+

14

Миша К.

+

+

15

Саша Д.

+

+

+

+

+


 

Согласно наблюдению, 4 ребёнка во время игры вступают в конфликт с товарищами, 2 ребёнка постоянно пререкаются, у 3 детей наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции (обычно эти дети очень бурно реагируют, если товарищ по игре взял игрушку, которой играл ребёнок), 3 ребёнка не соблюдают правил игры в игре по правилам, 4 ребёнка допускают грубость по отношению к товарищам по игре.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Наблюдение в период занятий

 

 

№ п/п

 

Имя ребёнка

Показатели агрессивного поведения

I показатель

II показатель

1

2

3

4

5

6

1

2

3

1

Олеся Б.

+

+

+

+

+

+

2

Лена В.

+

+

+

+

+

3

Марина С.

+

+

+

+

+

+

4

Катя Н.

5

Вероника И.

6

Маша К.

+

+

+

+

7

Дима М.

+

+

+

+

8

Олег М.

9

Серёжа Ш.

+

+

+

+

+

+

10

Алёша А.

11

Богдан С.

+

+

+

+

+

+

+

12

Лёня П.

+

13

Серёжа А.

+

+

14

Миша К.

+

+

+

+

15

Саша Д.

+

+

+

+

+

+

+


 

Опираясь на таблицу, можно заметить, что на занятиях ссоры возникают у 5 детей. Конфликты с товарищами – у 9 детей (в основном эти конфликты возникают на групповых занятиях, когда дети заняты совместным творчеством; конфликты вызывает выбор цвета, материала для поделки и т.д.). 8 детей замечены в частых пререканиях друг с другом, это выражается в несогласии с точкой зрения другого, в групповой работе – с выбором цвета, узора и пр. Негативные эмоциональные реакции наблюдаются у 9 детей, выражаются в крике, плаче, уходе от деятельности. Проявления грубости во время занятий можно наблюдать у 9 детей, злобности – у 4 детей, несдержанности  – у 8 детей.

 

 

Таблица 3

 

Наблюдение на прогулке

 

 

№ п/п

 

Имя ребёнка

Показатели агрессивного поведения

I показатель

II показатель

1

2

3

4

5

6

1

2

3

1

Олеся Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Лена В.

+

+

+

+

+

+

+

3

Марина С.

+

+

+

+

4

Катя Н.

5

Вероника И.

6

Маша К.

+

+

+

+

7

Дима М.

+

+

+

+

+

8

Олег М.

9

Серёжа Ш.

+

+

+

+

+

+

+

10

Алёша А.

11

Богдан С.

+

+

+

12

Лёня П.

+

13

Серёжа А.

+

14

Миша К.

+

+

15

Саша Д.

+

+

+

+


 

На прогулке у 3 детей возникают ссоры, 9 вступают в конфликт с товарищами, 3 ребёнка постоянно пререкаются, у 4 детей наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции (обычно возникают, когда прогулка заканчивается, и надо идти в помещение), 4 ребёнка не соблюдают правил игры в игре по правилам, 9 детей допускают грубость по отношению к товарищам по игре, 2 – злобность, 6 – несдержанность.

В ходе проведения первой части исследования посредством методики наблюдения были получены следующие результаты, зафиксированные в таблице №4.

 

 

 

Таблица 4

 

Уровни агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

 

 

№ п/п

 

Имя ребёнка

Показатели агрессивного поведения

I показатель

II показатель

1

2

3

4

5

6

1

2

3

1

Олеся Б.

В

В

С

С

В

Н

В

С

В

2

Лена В.

В

В

В

С

В

С

В

Н

В

3

Марина С.

Н

В

С

Н

В

С

В

В

В

4

Катя Н.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

5

Вероника И.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

6

Маша К.

С

В

С

Н

С

С

В

Н

Н

7

Дима М.

С

В

С

С

В

С

В

В

В

8

Олег М.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

9

Серёжа Ш.

В

В

С

В

В

С

В

С

В

10

Алёша А.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

11

Богдан С.

С

В

С

Н

С

С

В

С

С

12

Лёня П.

Н

Н

Н

Н

В

Н

Н

Н

Н

13

Серёжа А.

Н

В

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

14

Миша К.

Н

Н

С

Н

В

Н

В

Н

С

15

Саша Д.

С

В

С

Н

В

С

В

С

С

Информация о работе Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников