Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:50, курсовая работа
Таким образом, цель данного исследования – выявить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования;
- изучение причин формирования агрессивности дошкольников;
-выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности;
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивности дошкольников…………………………………………………5
1.1. Основные направления изучения проблемы агрессии………………..5
1.2 Причины формирования агрессивности дошкольников………………………..................................................................11
1.3.Формы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников…………...17
2.1. Содержание и этапы исследования ……………………………………17
2.2. Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами музыкотерапии…………………………………………………..24
2.3. Оценка эффективности программы музыкотерапии в коррекции агрессивности старших дошкольников …………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35
3. формирующий эксперимент
4. контрольный эксперимент
5. анализ и интерпретация
План констатирующего этапа:
1. Подбор методик для
2. Проведение методик.
3. Анализ полученных данных:
а) количественный;
б) качественный.
1. Констатирующий этап
На констатирующем этапе исследования для выявления наличия агрессивного поведения дошкольников нами проводился метод наблюдения за детьми в период игр, занятий, на прогулке. В течении нескольких дней было проведено наблюдение за детьми в их привычном режиме (наблюдение дало возможность увидеть детей в общении друг с другом, в играх, на занятиях).
Цель метода наблюдения: выявление наличия агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Ход исследования: наблюдение проводится в совместной деятельности детей не регламентируемой взрослыми, в период свободных игр, занятий в групповой комнате и на прогулке. Наблюдения проводятся в течение нескольких дней, в первой и во второй половине дня.
Путём наблюдения оцениваются индивидуальные психологические особенности поведения детей. При наблюдении экспериментатор находится в таком месте, чтобы можно было видеть всех детей. Основанием для отнесения поведения детей к агрессивному явились показатели внешних проявлений в поведении детей и проявления черт характера.
В качестве показателей агрессивного поведения были выделены:
I показатель:
1. частые ссоры;
2. конфликты с товарищами;
3. постоянные пререкания;
4. причинение вреда чему-либо;
5. неадекватные эмоциональные
6. несоблюдение правил игры.
II показатель:
1. грубость;
2. злобность;
3. несдержанность.
Результаты наблюдения были зафиксированы в таблицах №1, 2, 3.
Показатели внешних проявлений в поведении детей и проявлении черт характера в игровой деятельности.
"+" – агрессия в поведении наблюдается.
"–" – агрессия в поведении не наблюдается.
Исходя из данных показателей выделили следующие уровни агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Высокий. Дети с повышенной агрессивностью. Для детей характерны частые ссоры и конфликты с товарищами, проявление неадекватного поведения, гнева, злости, грубости по отношению к другим детям, а также для детей характерно причинение вреда кому-либо или чему-либо.
Средний. Дети агрессивные, для которых характерны частые ссоры со сверстниками, проявления злобы, гнева, но в поведении детей не наблюдается грубость по отношению к другим детям и причинение вреда кому-либо или чему-либо.
Низкий. Дети агрессивные. Для детей характерны конфликтные ситуации с детьми своей группы, но у них не наблюдается эмоциональных реакций, они не проявляют грубости по отношению друг к другу.
Таблица 1
Наблюдение в период игровой деятельности
№ п/п |
Имя ребёнка |
Показатели агрессивного поведения | ||||||||
I показатель |
II показатель | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Олеся Б. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
Лена В. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
3 |
Марина С. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
4 |
Катя Н. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5 |
Вероника И. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
6 |
Маша К. |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
7 |
Дима М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
8 |
Олег М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
9 |
Серёжа Ш. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
10 |
Алёша А. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
11 |
Богдан С. |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
12 |
Лёня П. |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
13 |
Серёжа А. |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
14 |
Миша К. |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
15 |
Саша Д. |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
Согласно наблюдению, 4 ребёнка во время игры вступают в конфликт с товарищами, 2 ребёнка постоянно пререкаются, у 3 детей наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции (обычно эти дети очень бурно реагируют, если товарищ по игре взял игрушку, которой играл ребёнок), 3 ребёнка не соблюдают правил игры в игре по правилам, 4 ребёнка допускают грубость по отношению к товарищам по игре.
Таблица 2
Наблюдение в период занятий
№ п/п |
Имя ребёнка |
Показатели агрессивного поведения | ||||||||
I показатель |
II показатель | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Олеся Б. |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
2 |
Лена В. |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
3 |
Марина С. |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
4 |
Катя Н. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5 |
Вероника И. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
6 |
Маша К. |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
7 |
Дима М. |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
8 |
Олег М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
9 |
Серёжа Ш. |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
10 |
Алёша А. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
11 |
Богдан С. |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
12 |
Лёня П. |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
13 |
Серёжа А. |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
14 |
Миша К. |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
15 |
Саша Д. |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
Опираясь на таблицу, можно заметить, что на занятиях ссоры возникают у 5 детей. Конфликты с товарищами – у 9 детей (в основном эти конфликты возникают на групповых занятиях, когда дети заняты совместным творчеством; конфликты вызывает выбор цвета, материала для поделки и т.д.). 8 детей замечены в частых пререканиях друг с другом, это выражается в несогласии с точкой зрения другого, в групповой работе – с выбором цвета, узора и пр. Негативные эмоциональные реакции наблюдаются у 9 детей, выражаются в крике, плаче, уходе от деятельности. Проявления грубости во время занятий можно наблюдать у 9 детей, злобности – у 4 детей, несдержанности – у 8 детей.
Таблица 3
Наблюдение на прогулке
№ п/п |
Имя ребёнка |
Показатели агрессивного поведения | ||||||||
I показатель |
II показатель | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Олеся Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
2 |
Лена В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
3 |
Марина С. |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
4 |
Катя Н. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5 |
Вероника И. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
6 |
Маша К. |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
7 |
Дима М. |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
8 |
Олег М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
9 |
Серёжа Ш. |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
10 |
Алёша А. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
11 |
Богдан С. |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
12 |
Лёня П. |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
13 |
Серёжа А. |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
14 |
Миша К. |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
15 |
Саша Д. |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
На прогулке у 3 детей возникают ссоры, 9 вступают в конфликт с товарищами, 3 ребёнка постоянно пререкаются, у 4 детей наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции (обычно возникают, когда прогулка заканчивается, и надо идти в помещение), 4 ребёнка не соблюдают правил игры в игре по правилам, 9 детей допускают грубость по отношению к товарищам по игре, 2 – злобность, 6 – несдержанность.
В ходе проведения первой части исследования посредством методики наблюдения были получены следующие результаты, зафиксированные в таблице №4.
Таблица 4
Уровни агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
№ п/п |
Имя ребёнка |
Показатели агрессивного поведения | ||||||||
I показатель |
II показатель | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Олеся Б. |
В |
В |
С |
С |
В |
Н |
В |
С |
В |
2 |
Лена В. |
В |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
В |
3 |
Марина С. |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
В |
В |
В |
4 |
Катя Н. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
5 |
Вероника И. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
6 |
Маша К. |
С |
В |
С |
Н |
С |
С |
В |
Н |
Н |
7 |
Дима М. |
С |
В |
С |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
8 |
Олег М. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
9 |
Серёжа Ш. |
В |
В |
С |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
10 |
Алёша А. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
11 |
Богдан С. |
С |
В |
С |
Н |
С |
С |
В |
С |
С |
12 |
Лёня П. |
Н |
Н |
Н |
Н |
В |
Н |
Н |
Н |
Н |
13 |
Серёжа А. |
Н |
В |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
14 |
Миша К. |
Н |
Н |
С |
Н |
В |
Н |
В |
Н |
С |
15 |
Саша Д. |
С |
В |
С |
Н |
В |
С |
В |
С |
С |
Информация о работе Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников