Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:50, курсовая работа
Таким образом, цель данного исследования – выявить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования;
- изучение причин формирования агрессивности дошкольников;
-выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности;
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивности дошкольников…………………………………………………5
1.1. Основные направления изучения проблемы агрессии………………..5
1.2 Причины формирования агрессивности дошкольников………………………..................................................................11
1.3.Формы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников…………...17
2.1. Содержание и этапы исследования ……………………………………17
2.2. Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами музыкотерапии…………………………………………………..24
2.3. Оценка эффективности программы музыкотерапии в коррекции агрессивности старших дошкольников …………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35
На прогулке между детьми не возникают ссоры (у 3 детей возникали ссоры на этапе констатирующего эксперимента), в конфликт с товарищами вступают 3 ребёнка (9 на этапе констатирующего эксперимента), пререканий замечено не было (на этапе констатирующего эксперимента наблюдались у 3 детей), неадекватные эмоциональные реакции наблюдаются у 2 детей (в констатирующем эксперименте – у 4), все дети соблюдают правила игры, если играют в игры по правилам (на констатирующем этапе 4 ребёнка не соблюдали правил игры), грубость позволяют себе 2 ребёнка (9 детей на этапе констатирующего эксперимента), проявлений злобности и несдержанности не замечено (2 и 6 соответственно на этапе констатирующего эксперимента).
На прогулке у 3 детей возникают ссоры, 9 вступают в конфликт с товарищами, 3 ребёнка постоянно пререкаются, у 4 детей наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции (обычно возникают, когда прогулка заканчивается, и надо идти в помещение), 4 ребёнка не соблюдают правил игры в игре по правилам, 9 детей допускают грубость по отношению к товарищам по игре, 2 – злобность, 6 – несдержанность.
Данные, полученные в ходе наблюдений зафиксированы в таблице 8.
Таблица 8
Уровни агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (после коррекционной работы)
№ п/п |
Имя ребёнка |
Показатели агрессивного поведения | ||||||||
I показатель |
II показатель | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Олеся Б. |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
2 |
Лена В. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
3 |
Марина С. |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
4 |
Катя Н. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
5 |
Вероника И. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
6 |
Маша К. |
Н |
С |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
7 |
Дима М. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
8 |
Олег М. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
9 |
Серёжа Ш. |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
10 |
Алёша А. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
11 |
Богдан С. |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
В |
Н |
Н |
12 |
Лёня П. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
13 |
Серёжа А. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
14 |
Миша К. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
15 |
Саша Д. |
С |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
В |
Н |
Н |
Анализ результатов наблюдения показал, что 2 ребёнка имеют высокий уровень агрессии хотя бы по одной шкале. На констатирующем этапе эксперимента таких детей было 11.
Рис. 1. Сравнительная диаграмма уровня агрессивности дошкольников
Как мы видим, количество дошкольников с высоким уровнем агрессивности значительно уменьшилось. Увеличилось количество детей с низким уровнем агрессивности. Таким образом, мы можем считать свою работу успешной.
Заключение
Агрессия достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. В основе агрессивного поведения лежат инстинктивные побуждения, однако способы их реализации определяются социальными факторами. Фрустрация значимых потребностей также может служить источником агрессивных побуждений, но далеко не всегда приводит к агрессивному поведению. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивида в ходе борьбы за выживание, многие формы агрессивного поведения осваиваются людьми в процессе социального научения.
Анализ научно-методической литературы показал, что изучение проблемы агрессивности по существу только начинается, несмотря на то, что отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения нашли отражение в ряде работ.
Повышенный интерес к проблеме агрессивности вызван тем, что в последние десятилетия значительно возросли случаи преступлений, совершаемых детьми и подростками. Всё больше детей и подростков демонстрируют асоциальное поведение, агрессивность и жестокость. Особую тревогу вызывает то, что всё больше и больше детей дошкольного и младшего школьного возраста проявляют те или иные признаки агрессивного поведения. Жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей.
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Работу с такими детьми следует начинать как можно раньше, чтобы не допустить грубых нарушений развития ребёнка.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребёнка.
Агрессивные реакции могут быть ослаблены или направлены в социальные рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации ребёнка на позитивную модель поведения, изменения условий, способствующих проявлению агрессии.
Музыкотерапия является эффективным средством преодоления агрессивности ребёнка. Танцевальные движения помогают снять стресс, мышечные зажимы, повысить настроение. Исследование проведённое нами подтвердило, что развивая в детях музыкальность, обучая их музыкально-ритмическим движениям, умению двигаться под музыку можно решить проблемы агрессивности дошкольников.
Список литературы
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н. М. Платоновой – СПб.: Речь, 2005.
2. Алешкин И.И. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста // Материалы VI Ежегодной Всерос. науч.-практич. конф. "Психология в школе: практический психолог профессия нового века". – СПб, 2001.
3. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Патологическая агрессия подростков. - М: ИД Медирактика - М., 2005.
4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – М., 2007.
5. Бреслав Г. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2004.
6. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. – М., 2001.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2001.
8. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. – М., 2001.
9. Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии] // Клуб. – 2001. – №6. – С.39.
10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. – 190 с.
11. Залевский B.C. и др. Экспериментально-
12. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н /Д: Феникс, 2005.
13. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 2. – С. 60-72.
14. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. Изд-во Сфера, 2004.
15. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования- М., 1998.
16. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2003.
18. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). - М.: Республика, 1994.
19. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: МЕДпресс, 1999.
20. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребёнка. – СПб.: Питер, 2002.
21. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Питер, 2000.
22. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.
23. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
24. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
25. Семенака С.И.Телевидение и детская агрессия / С.И. Семенака – М.: АМК и ПРО, 1999.
26. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
27. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
28. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М., 1999.
29. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. Владос, 2004.
30. Чижова С.Ю. Детская агрессивность. – Ярославль, 2001.
31. Чижова С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское «почему?» / С.Ю. Чижова – Ярославль, 2003.
32. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1995.
33. Шипицына Л.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2003.
Информация о работе Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников