Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:50, курсовая работа
Таким образом, цель данного исследования – выявить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования;
- изучение причин формирования агрессивности дошкольников;
-выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности;
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивности дошкольников…………………………………………………5
1.1. Основные направления изучения проблемы агрессии………………..5
1.2 Причины формирования агрессивности дошкольников………………………..................................................................11
1.3.Формы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников…………...17
2.1. Содержание и этапы исследования ……………………………………17
2.2. Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами музыкотерапии…………………………………………………..24
2.3. Оценка эффективности программы музыкотерапии в коррекции агрессивности старших дошкольников …………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
2.2. Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами музыкотерапии
По результатам исследования была разработана программа коррекции агрессивного поведения детей средствами музыкотерапии. В качестве основного направления работы было выбрано развитие музыкально-ритмических движений. В движениях ребёнок может социально приемлемо выразить негативные эмоции, научиться расслабляться, снять мышечное напряжение.
В программе определены следующие задачи:
1. Отбор и систематизация
2. Разработка комплекса последовательно усложняющихся заданий, стимулирующих развитие танцевально-игрового творчества.
3. Обогащение музыкально-двигательного опыта школьников на основе овладения ими танцевальными элементами к различным видам народного танца.
Таким образом, работа с детьми должна осуществляться по трём основным направлениям и включать два взаимосвязанных этапа:
2. Развитие танцевально-игрового творчества.
Каждый этап имеет определённую цель, задачи, содержание и методы работы с детьми. Весь процесс обучения включает три основополагающие ступени – ритмическую, хореографическую и творческую.
Как известно, успехи и достижения в музыкально-ритмической деятельности детей зависят от их общего физического развития, но в большей мере этому способствуют правильная организация этого вида деятельности в школьном учреждении, так как музыкально-ритмическое воспитание направлено на реализацию комплекса задач: оздоровительных, образовательных, эстетических и воспитательных. Поэтому при организации работы с детьми нужно в первую очередь руководствоваться обще дидактическими принципами:
5. Принципом
доступности и индивидуализации предусматривающим
учёт возрастных физических, психомоторных
и эмоциональных изменений детей. Условием
доступности предлагаемого детям материала
является преемственность и постепенность
в усложнении двигательных, речевых и
музыкальных заданий, когда они не превышают
функциональных возможностей в эмоционально-двигательной
сфере ребёнка и соответствуют возрастным
и индивидуальным особенностям развития
детей определённого
возраста. Индивидуальный подход предполагает
учёт типа высшей нервной деятельности,
пола, развития общей моторики, координация
движений, двигательного и эмоционального
статуса.
6. Принципом
постепенного повышения
В разработанной нами программе акцент делается на:
– сотворчестве педагога и ребенка;
– проживании детьми педагогических ситуаций;
– общении, помогающем взаимоотношениям детей друг с другом.
В наглядном методе считаем целесообразным использовать:
а) наглядно-зрительные приёмы – показ педагогом образца движения, его отдельных элементов, образные движения персонажей народных хороводных игр, песен: использование наглядных пособий (репродукций, иллюстраций, видеозаписи концертных номеров танцевальных коллективов, хореографических ансамблей народного танца (Приложение 1).
б) тактильно-мышечную наглядность – прикосновение к ребёнку, чтобы уточнить положение частей тела, выпрямить осанку: включение различных пособий и атрибутов в двигательную деятельность;
в) наглядно-слуховые приёмы – инструментальную музыку, народные мелодии, песни, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, заклички.
Игровой метод близок к ведущей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста – игре. Он наиболее специфичен и эмоционально-эффективен среди всей группы методов. Игровой метод учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он даёт возможность совершенствовать двигательные навыки детей, развивает самостоятельность движений, быстроту реакции и творческую инициативу. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием. Народные игры со словом тесно связаны с народной песней, благодаря чему очень музыкальны и ритмичны. А ритм помогает быстрее освоить различные движения, устраняет резкость и угловатость при их выполнении. Движение, сочетаемое с ритмическим словом, песней или музыкой, выполняется точнее и грациознее. Танцевальные элементы, разучиваемые с помощью потешек усваиваются детьми быстро и легко. Поэтому особое внимание следует уделять народным играм со словом. Нужно стремиться, чтобы небольшое короткое ритмическое упражнение – движение под скороговорку, присказку, потешку было элементом ежедневных занятий с детьми не только в школе, но и с родителями дома.
Кроме того, при использовании практического метода, особую роль следует придавать "отработке" в подводящих, подготовительных упражнениях различных видов бега, прыжков, поскоков, танцевальных элементов, действиям с предметами, атрибутикой танцев, затем эти движения включаются в игры, пляски, хороводы.
Начиная разучивать новое движение, нужно отталкиваться от уже освоенных детьми движений. Впервые увидев движение и узнав его значение, дети сразу получают установку на выразительность его исполнения. Обучение танцевальным движениям проводится по принципу постепенного усложнения и обязательно в сочетании со словом – народной потешкой, присказкой, поговоркой. Это улучшает эмоциональное настроение детей, способствовало более прочному усвоению того или иного движения. Такое построение занятий облегчает освоение навыка и дети могут сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче из выразительными движениями. Таким образом, нужно стремиться не превратить подготовительные упражнения в простой тренаж, а стараться облечь их в интересную, занимательную для детей форму, используя для этого не только игровой, но и соревновательный метод.
2.3. Оценка результативности программы
По окончании работы с детьми провели повторную диагностику, используя те же методы, которые применялись в констатирующем эксперименте. Результаты отражены в таблицах.
Таблица 5
Наблюдение в период игровой деятельности (после коррекционной работы)
№ п/п |
Имя ребёнка |
Показатели агрессивного поведения | ||||||||
I показатель |
II показатель | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Олеся Б. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
Лена В. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
3 |
Марина С. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
4 |
Катя Н. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5 |
Вероника И. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
6 |
Маша К. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
7 |
Дима М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
8 |
Олег М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
9 |
Серёжа Ш. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
10 |
Алёша А. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
11 |
Богдан С. |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
12 |
Лёня П. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
13 |
Серёжа А. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
14 |
Миша К. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
15 |
Саша Д. |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
Как видим, в конфликт с товарищами вступает всего один ребёнок (по данным констатирующего эксперимента – 4 ребёнка), постоянно пререкается один ребёнок (2 ребёнка на этапе констатирующего эксперимента), неадекватные эмоциональные реакции наблюдаются у 1 ребёнка (по данным констатирующего эксперимента – у 3 детей), на контрольном этапе эксперимента мы не заметили, чтобы кто-то из детей нарушал правила игры (3 ребёнка на констатирующем этапе эксперимента), 2 ребёнка допускают грубость по отношению к товарищам (4 ребёнка на этапе констатирующего эксперимента). Следует отметить, что Богдан С., после того, как нагрубит, в большинстве случаев просит прощения.
Таблица 5
Наблюдение в период занятий (после коррекционной работы)
№ п/п |
Имя ребёнка |
Показатели агрессивного поведения | ||||||||
I показатель |
II показатель | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Олеся Б. |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
Лена В. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
3 |
Марина С. |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
4 |
Катя Н. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5 |
Вероника И. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
6 |
Маша К. |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
7 |
Дима М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
8 |
Олег М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
9 |
Серёжа Ш. |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
10 |
Алёша А. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
11 |
Богдан С. |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
12 |
Лёня П. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
13 |
Серёжа А. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
14 |
Миша К. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
15 |
Саша Д. |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
На занятиях ссоры возникают у 2 детей (на этапе контрольного эксперимента – у 5). Конфликты с товарищами возникают у 2 детей (на этапе контрольного эксперимента – у 9, причины конфликтов те же). Часто пререкаются друг с другом 3 ребёнка (8 на этапе контрольного эксперимента). Негативные эмоциональные реакции мы могли наблюдать у 2 детей (на этапе констатирующего эксперимента – у 9 детей). Проявляют грубость во время занятий 3 ребёнка (на этапе констатирующего эксперимента 9 детей), злобности и несдержанности не отмечено (на этапе констатирующего эксперимента у 4 и 8 детей соответственно).
Таблица 7
Наблюдение на прогулке (после коррекционной работы)
№ п/п |
Имя ребёнка |
Показатели агрессивного поведения | ||||||||
I показатель |
II показатель | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Олеся Б. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
Лена В. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
3 |
Марина С. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
4 |
Катя Н. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5 |
Вероника И. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
6 |
Маша К. |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
7 |
Дима М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
8 |
Олег М. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
9 |
Серёжа Ш. |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
10 |
Алёша А. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
11 |
Богдан С. |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
12 |
Лёня П. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
13 |
Серёжа А. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
14 |
Миша К. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
15 |
Саша Д. |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
Информация о работе Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников