Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данного исследования – выявить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования;
- изучение причин формирования агрессивности дошкольников;
-выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивности дошкольников…………………………………………………5
1.1. Основные направления изучения проблемы агрессии………………..5
1.2 Причины формирования агрессивности дошкольников………………………..................................................................11
1.3.Формы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников…………...17
2.1. Содержание и этапы исследования ……………………………………17
2.2. Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами музыкотерапии…………………………………………………..24
2.3. Оценка эффективности программы музыкотерапии в коррекции агрессивности старших дошкольников …………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая Даньшина1.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

 

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами музыкотерапии

 

По результатам исследования была разработана программа коррекции агрессивного поведения детей средствами музыкотерапии. В качестве основного направления работы было выбрано развитие музыкально-ритмических движений. В движениях ребёнок может социально приемлемо выразить негативные эмоции, научиться расслабляться, снять мышечное напряжение.

В программе определены следующие задачи:

1. Отбор и систематизация народных  игр и потешек, способствующих  развитию музыкально-ритмического чувства.

2. Разработка комплекса последовательно усложняющихся заданий, стимулирующих развитие танцевально-игрового творчества.

3. Обогащение музыкально-двигательного опыта школьников на основе овладения ими танцевальными элементами к различным видам народного танца.

Таким образом, работа с детьми должна осуществляться по трём основным направлениям и включать два взаимосвязанных этапа:

  1. Музыкально-ритмическую подготовку детей, направленную на совершенствование ритмического восприятия.

2. Развитие танцевально-игрового творчества.

Каждый этап имеет определённую цель, задачи, содержание и методы работы с детьми. Весь процесс обучения включает три основополагающие ступени – ритмическую, хореографическую и творческую.

Как известно, успехи и достижения в музыкально-ритмической деятельности детей зависят от их общего физического развития, но в большей мере этому способствуют правильная организация этого вида деятельности в школьном учреждении, так как музыкально-ритмическое воспитание направлено на реализацию комплекса задач: оздоровительных, образовательных, эстетических и воспитательных. Поэтому при организации работы с детьми нужно в первую очередь руководствоваться обще дидактическими принципами:

  1. Принципом систематичности и последовательности прохождения материала. Этот принцип является обязательным для любого вида музыкально-ритмических занятий, так как под влиянием регулярных физических и психомоторных нагрузок происходит положительная перестройка различных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной, сенсорной).
  2. Принципом повторения вырабатываемых двигательных навыков важных для выработки двигательных динамических стереотипов.
  3. Принципом сознательности и активного отношения ребёнка к деятельности. Так как самостоятельная и активная деятельность детей находится в прямой зависимости от их интереса к предлагаемому заданию, понимании цели и способа выполнения, то активность детей дошкольного возраста на музыкально-ритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, музыкальными играми и игровыми правилами.
  4. Принципом наглядности осуществляемым путём безукоризненного практического показа движения педагогом для формирования у детей правильного мышечного ощущения. Большое значение здесь имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения.

5. Принципом доступности и индивидуализации предусматривающим учёт возрастных физических, психомоторных и эмоциональных изменений детей. Условием доступности предлагаемого детям материала является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий, когда они не превышают функциональных возможностей в эмоционально-двигательной сфере ребёнка и соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей определённого 
возраста. Индивидуальный подход предполагает учёт типа высшей нервной деятельности, пола, развития общей моторики, координация движений, двигательного и эмоционального статуса.

6. Принципом  постепенного повышения требований  определяющим постановку перед  детьми всё более трудных новых  задач: ритмических, образных, музыкальных. В процессе выполнения различных упражнений расширяется и обогащается объём двигательных умений и навыков, совершенствуется произвольная двигательная моторика. Переход к новым более сложным заданиям осуществляется постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.

В разработанной нами программе акцент делается на:

– сотворчестве педагога и ребенка;

– проживании детьми педагогических ситуаций;

– общении, помогающем взаимоотношениям детей друг с другом.

В наглядном методе считаем целесообразным использовать:

а) наглядно-зрительные приёмы – показ педагогом образца движения, его отдельных элементов, образные движения персонажей народных хороводных игр, песен: использование наглядных пособий (репродукций, иллюстраций, видеозаписи концертных номеров танцевальных коллективов, хореографических ансамблей народного танца (Приложение 1).

б) тактильно-мышечную наглядность – прикосновение к ребёнку, чтобы уточнить положение частей тела, выпрямить осанку: включение различных пособий и атрибутов в двигательную деятельность;

в) наглядно-слуховые приёмы – инструментальную музыку, народные мелодии, песни, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, заклички.

Игровой метод близок к ведущей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста – игре. Он наиболее специфичен и эмоционально-эффективен среди всей группы методов. Игровой метод учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он даёт возможность совершенствовать двигательные навыки детей, развивает самостоятельность движений, быстроту реакции и творческую инициативу. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием. Народные игры со словом тесно связаны с народной песней, благодаря чему очень музыкальны и ритмичны. А ритм помогает быстрее освоить различные движения, устраняет резкость и угловатость при их выполнении. Движение, сочетаемое с ритмическим словом, песней или музыкой, выполняется точнее и грациознее. Танцевальные элементы, разучиваемые с помощью потешек усваиваются детьми быстро и легко. Поэтому особое внимание следует уделять народным играм со словом. Нужно стремиться, чтобы небольшое короткое ритмическое упражнение – движение под скороговорку, присказку, потешку было элементом ежедневных занятий с детьми не только в школе, но и с родителями дома.

Кроме того, при использовании практического метода, особую роль следует придавать "отработке" в подводящих, подготовительных упражнениях различных видов бега, прыжков, поскоков, танцевальных элементов, действиям с предметами, атрибутикой танцев, затем эти движения включаются в игры, пляски, хороводы.

Начиная разучивать новое движение, нужно отталкиваться от уже освоенных детьми движений. Впервые увидев движение и узнав его значение, дети сразу получают установку на выразительность его исполнения. Обучение танцевальным движениям проводится по принципу постепенного усложнения и обязательно в сочетании со словом – народной потешкой, присказкой, поговоркой. Это улучшает эмоциональное настроение детей, способствовало более прочному усвоению того или иного движения. Такое построение занятий облегчает освоение навыка и дети могут сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче из выразительными движениями. Таким образом, нужно стремиться не превратить подготовительные упражнения в простой тренаж, а стараться облечь их в интересную, занимательную для детей форму, используя для этого не только игровой, но и соревновательный метод.

 

 

 

2.3. Оценка результативности программы

 

По окончании работы с детьми провели повторную диагностику, используя те же методы, которые применялись в констатирующем эксперименте. Результаты отражены в таблицах.

 

Таблица 5

 

Наблюдение в период игровой деятельности (после коррекционной работы)

 

№ п/п

 

Имя ребёнка

Показатели агрессивного поведения

I показатель

II показатель

1

2

3

4

5

6

1

2

3

1

Олеся Б.

2

Лена В.

3

Марина С.

4

Катя Н.

5

Вероника И.

6

Маша К.

7

Дима М.

8

Олег М.

9

Серёжа Ш.

10

Алёша А.

11

Богдан С.

+

+

12

Лёня П.

13

Серёжа А.

14

Миша К.

15

Саша Д.

+

+

+


 

Как видим, в конфликт с товарищами вступает всего один ребёнок (по данным констатирующего эксперимента – 4 ребёнка), постоянно пререкается один ребёнок (2 ребёнка на этапе констатирующего эксперимента), неадекватные эмоциональные реакции наблюдаются у 1 ребёнка (по данным констатирующего эксперимента – у 3 детей), на контрольном этапе эксперимента мы не заметили, чтобы кто-то из детей нарушал правила игры (3 ребёнка на констатирующем этапе эксперимента), 2 ребёнка допускают грубость по отношению к товарищам (4 ребёнка на этапе констатирующего эксперимента). Следует отметить, что Богдан С., после того, как нагрубит, в большинстве случаев просит прощения.

 

Таблица 5

 

Наблюдение в период занятий (после коррекционной работы)

 

 

№ п/п

 

Имя ребёнка

Показатели агрессивного поведения

I показатель

II показатель

1

2

3

4

5

6

1

2

3

1

Олеся Б.

+

2

Лена В.

+

3

Марина С.

+

4

Катя Н.

5

Вероника И.

6

Маша К.

+

+

7

Дима М.

8

Олег М.

9

Серёжа Ш.

+

10

Алёша А.

11

Богдан С.

+

+

+

+

12

Лёня П.

13

Серёжа А.

14

Миша К.

+

15

Саша Д.

+

+


 

На занятиях ссоры возникают у 2 детей (на этапе контрольного эксперимента – у 5). Конфликты с товарищами возникают у 2 детей (на этапе контрольного эксперимента – у 9, причины конфликтов те же). Часто пререкаются друг с другом 3 ребёнка (8 на этапе контрольного эксперимента). Негативные эмоциональные реакции мы могли наблюдать у 2 детей (на этапе констатирующего эксперимента – у 9 детей). Проявляют грубость во время занятий 3 ребёнка (на этапе констатирующего эксперимента 9 детей), злобности и несдержанности не отмечено (на этапе констатирующего эксперимента у 4 и 8 детей соответственно).

 

 

Таблица 7

 

Наблюдение на прогулке (после коррекционной работы)

 

 

№ п/п

 

Имя ребёнка

Показатели агрессивного поведения

I показатель

II показатель

1

2

3

4

5

6

1

2

3

1

Олеся Б.

2

Лена В.

3

Марина С.

4

Катя Н.

5

Вероника И.

6

Маша К.

+

7

Дима М.

8

Олег М.

9

Серёжа Ш.

+

10

Алёша А.

11

Богдан С.

+

+

12

Лёня П.

13

Серёжа А.

14

Миша К.

15

Саша Д.

+

+

+

Информация о работе Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников