Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данного исследования – выявить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования;
- изучение причин формирования агрессивности дошкольников;
-выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивности дошкольников…………………………………………………5
1.1. Основные направления изучения проблемы агрессии………………..5
1.2 Причины формирования агрессивности дошкольников………………………..................................................................11
1.3.Формы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников…………...17
2.1. Содержание и этапы исследования ……………………………………17
2.2. Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами музыкотерапии…………………………………………………..24
2.3. Оценка эффективности программы музыкотерапии в коррекции агрессивности старших дошкольников …………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая Даньшина1.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Отечественный исследователь Г. В. Залевский полагает, что детство, насыщенное фрустрирующим опытом, ведет к низкой толерантности в отношении фрустраций, и в дальнейшем ничтожный повод может привести к массивному агрессивному поведению. Автор указывает, что в последующем агрессивные реакции становятся чертой личности, с фиксацией агрессии в качестве основной формы поведения. В многочисленных исследованиях процессов социализации и онтогенетического развития также находятся подтверждения детерминации агрессивности. Согласно исследованиям для семей, из которых выходят высоко агрессивные дети, характерно особое взаимодействие по типу "расширяющейся спирали", поддерживающей и усиливающей агрессивные способы поведения. Указанными исследованиями установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к проявлению им агрессивного поведения по отношению к сверстникам, но и к развитию агрессивности в дальнейшем, склонности к жестокости и насилию, а также утверждению агрессии в качестве жизненного стиля личности [11, 178 стр].

Агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями ею его индивидуальною развития.

Большинство зарубежных теорий, касающихся проблемы агрессивного поведения, допускает, что оно определяется внешними ситуационными факторами, когнитивными переменными или системами, а также внутренними факторами, отражающими характерные черты и склонности агрессора [7, 86 стр].

Современные мотивационные теории агрессии рассматривают в качестве основополагающих личностных факторов агрессивного поведения наряду с агрессивными тенденциями (базовой агрессивностью индивида) также и тенденции торможения агрессивности, которые определяются как мотивы, оказывающее тормозящее влияние на открытое проявление агрессивности в поведении. Отечественный исследователь Ф. С. Сафуанов в начале 2000-х предложил модель трехмерной типологии агрессивных действий, в которых учитывается принцип взаимодействия личностных и ситуационных факторов, а также принцип системного анализа личностных структур, взаимодействие различных сторон организации личности:

1.Уровень  агрессивности как свойство личности (шкала "низкая агрессивность  поведения – высокая агрессивность");

  1. Уровень фрустрации, характеристика ситуации в которой совершаются агрессивные действия (шкала "нейтральные ситуации – психотравмирующие ситуации");

3. Личностные  структуры (шкала "выраженность тормозящих  агрессию личностных структур") [13, 64 стр].

1.2 Причины формирования агрессивности  дошкольников

Одни и те же ученые на разных этапах своих исследований меняли собственную точку зрения на причины агрессии.

Причины проявления агрессивности разнообразны. Это и стремление привлечь к себе внимание сверстников, и ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита, месть, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет. Проявление агрессивного поведения чаще всего можно наблюдать в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства.

У некоторых детей наблюдаются агрессивные действия, направленные исключительно на причинение вреда другому. Агрессия выступает в этом случае как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости [1, 55 стр].

Поиски причин повышенной агрессивности у детей ведутся в разных направлениях. Так, анализируя некоторые случаи из жизни усыновлённых детей, новые родители которых сталкиваются со вспышками агрессивного поведения ребёнка, М. И. Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной агрессии может быть проявление психического заболевания, т.е. агрессивность может иметь биологическую природу [6, 148 стр].

Об этом говорят и исследования, в которых выявлено, что при тех или иных нарушениях развития (низком интеллекте, психопатологии) наблюдается повышение вероятности физической агрессии [16, 258 стр].

Эмоциональная сфера ребёнка начинает формироваться в семье, которая располагает различными способами воздействия на неё.

Одной из главных является проблема дефицита общения ребёнка со взрослым, роста случаев вне семейного воспитания.

Проблема недостатка общения ребёнка с родителями усугубляется ростом разводов, увеличением числа неблагополучных, конфликтных семей, что является важным фактором возникновения различных эмоциональных расстройств у ребёнка [21, 44 стр].

В психологии первоначальное формирование личности ребёнка связывают со старшим дошкольным возрастом.

Ошибки в семейном воспитании – серьёзная причина возникновения трудновоспитуемости, в том числе и проявления агрессии у детей. Именно в семье начинается формирование личности ребёнка, и от того, является ли семья полноценным коллективом, от стиля семейной жизни, разумной родительской любви и родительского авторитета и будет зависеть успех воспитания.

Таким образом, неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведёт к неблагополучию психического развития ребёнка в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы.

Особого внимания заслуживает проблема запрета и наказания. Запрет и угроза наказания вызывают в ребёнке противоречивые переживания: страх неопределённости, непреодолимое желание нарушить запрет, агрессию, чувство унижения при физическом наказании.

Человек, неоднократно подвергавшийся наказанию, становится более агрессивным сам. Даже если дети не претворят сразу увиденные образы в действии, они их, как правило, усваивают.

Немаловажную роль в формировании отклонений в поведении и отрицательных черт характера играют взаимоотношения ребёнка с другими детьми вне семьи. Общаясь со сверстниками в детском коллективе, ребёнок усваивает как приемлемые, так и неприемлемые формы поведения.

Наиболее часто дети перенимают различные формы агрессивного поведения в шумных играх, "в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить какой-то вред" [1, 73 стр].

Сверстники могут давать пример как агрессивного, так и социально положительного поведения. Детская агрессивность больше проявляется по отношению к сверстникам, чем ко взрослым. Поведение, одобряемое обществом в таких его появлениях, как желание помочь друг другу, чем-то поделиться, проявить сочувствие, зачастую направляется другими детьми.

Отечественные исследования показали, что агрессия как показатель неблагополучия в общении часто возникает у неуравновешенных, возбудимых детей. При этом негативные эмоции у таких детей могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и незначительными неприятностями. Однако отрицательные аффективные переживания, быстро вспыхивая, тут же и угасают. Однако есть исследования, обнаруживающие, что часто проявления агрессии, злости, ревности, недовольства наблюдаются у пассивных детей, имеющих трудности в общении.

Неблагоприятные отношения со сверстниками. будучи доминирующими, могут способствовать появлению у ребёнка неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивного поведения [8, 147 стр].

Таким образом, на развитие агрессивности в дошкольном возрасте оказывают влияние факторы как биологического, так и социального порядка.

Биологическими предпосылками агрессивности у дошкольника могут стать особенности развития его нервной системы: возбудимость, импульсивность нервных процессов. Искажение психического развития на ранних этапах онтогенеза, обусловленное родовыми травмами, ослабленным соматическим здоровьем, повышает риск возникновения агрессивных проявлений в поведении ребёнка.

А также проявление агрессии у дошкольника является следствием неудовлетворённости ребёнка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; низким социальным статусом ребёнка в группе; неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, обусловленной как трудностями операционного характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; неудовлетворённостью потребности в признании [30].

Научные работы, основывающиеся на исследовании видеоигр, указывают на стойкую причинную связь между агрессивными играми и проявлениями агрессии у детей. Хотя в них признаётся и тот факт, что проведённых лабораторных исследований было недостаточно. Тем не менее они показывают, что существует некоторая тенденция к повышению агрессии после игры или наблюдения за агрессивной игрой. Однако в экспериментах, в которых пытались несколько иначе подойти к исследованию агрессии, эта тенденция не была выявлена.

 

1.3 Формы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

 

Общепринятым считается, что в основном у детей дошкольного возраста отмечается доброкачественная агрессия. Доброкачественная агрессия представлена псевдо агрессией и оборонительной агрессией. В свою очередь, псевдо агрессия бывает двух видов: непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение.

Ребёнок дошкольного возраста – человек, преимущественно эмоциональный, и именно по этой причине характеристики эмоциональной сферы, служат основными показателями его психического развития в норме и при различного рода отклонениях [20, 142 стр]. 

Непреднамеренная агрессия достаточно распространена в детском коллективе. Под непреднамеренной агрессией понимается случайное нанесение вреда человеку. Наличие непреднамеренной агрессии говорит о том, что ребёнок расторможен, чрезмерно возбудим.

Агрессия как попытка самоутвердиться проявляется у дошкольников и в игре, и в общении с окружающими. В игре ребёнок отрабатывает зарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуационным лидером. В общении с родными ребёнок проявляет замашки диктатора.

Очень типична для детей дошкольного возраста оборонительная агрессия. Специфической особенностью этого вида агрессии является то, что она сопровождается гневом. Гнев – это реакция ребёнка на нарушение значимой для него системы ценностей, в результате чего ребёнок начинает бурно протестовать. Существует чёткая связь между реакцией протеста и  типом высшей нервной деятельности: слабый, астеничный ребёнок заплачет, побежит жаловаться, сильный ребёнок даст сдачи. Из-за бедного набора имеющихся средств воздействия на "обидчика" дети нередко проявляют неадекватные реакции: кусаются, плюются, бросаются на "обидчика" с кулаками. При этом агрессивные действия ребёнка могут быть направлены не только на сверстников, но и на взрослых [30, 96 стр].

По мнению некоторых психологов, в первую очередь агрессивное поведение ребёнка связано с окружением, а не с его внутренними побуждениями.

Помимо названных видов детской агрессивности, выделяют ещё один – "инструментальная агрессия". Особенность инструментальной агрессии в том, она направлена на определённую цель: получить то, что необходимо или желательно [1, 255 стр].

В психолого-педагогической литературе указывается на специфические различия агрессии у детей трёх и пяти-шести лет. У трёхлетнего ребёнка агрессивность закрепляется, когда он не ощущает любви и нежности со стороны родителей и желает хоть каким-то способом привлечь к себе их внимание. Ребёнок этого возраста не может спрятать в себе своё недовольство – его поведение не регулируется социальными нормами и волевыми усилиями. Трёхлетний малыш всего лишь подражает близким взрослым, так что причиной драчливости ребёнка может быть подражание взрослым.

В возрасте пяти-шести лет агрессивное поведение – это особая форма взаимоотношения ребёнка с другими людьми, особенно со сверстниками. Агрессивность пятилетнего ребёнка говорит о нарушении социальных контактов с окружением.

Формы проявления агрессивного поведения у пяти - шестилетних детей многочисленны и разнообразны. Наиболее часто наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия: жалобы, агрессивные фантазии, прямые оскорбления. Некоторые дети прибегают к физической агрессии, как косвенной, так и прямой.

Необходимо выявить те ситуации, в которых наиболее часто ребёнок проявляет агрессивное поведение. Это необходимо для понимания направленности агрессивного поведения.

Глава 2. Экспериментальное исследования влияние музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения дошкольников

2.1. Содержание и этапы исследования

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ № 4 г. Балтийска.

В исследовании принимали участие дети старшей группы детского сада. Выборка испытуемых составляла 15 человек. Из них 6 девочек и 9 мальчиков. Возраст – 5-6 лет.

В детском саду воспитательные процессы осуществляются профессиональными воспитателями.

Цель экспериментального исследования: изучение личностных особенностей поведения у старших дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

    1. Выбрать методику, которая поможет определить уровень агрессивности у детей
    2. Используя выбранную методику, выявить детей с повышенным уровнем агрессивности
    3. По результатам исследования разработать программу коррекции агрессивного поведения

Для проведения опытно – экспериментальной работы были использованы следующие методы:

- наблюдение;

- беседа;

Этапы проведения исследования:

1. подготовительный этап эксперимента

2. констатирующий эксперимент 

Информация о работе Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников