Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — охарактеризовать наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой.
Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с природой.
Предмет исследования – ознакомление дошкольников с природой через организацию метода наблюдения.
Задачи исследования:
Рассмотреть вклад ученых в проблему ознакомления дошкольников с природой.
Выявить роль наблюдения как основного метода ознакомления дошкольников с природой.
Проанализировать программное содержание по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.
Охарактеризовать методические основы организации наблюдений за растениями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ………………………….……6
Ознакомление дошкольников с природой в психолого-педагогической литературе………………………………………………….. 6
Роль наблюдения в ознакомлении дошкольников с природой…….10
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ……………………………………………………………………16
Программное содержание по ознакомлению дошкольников с природой……………………………………………………………………….16
Методические приемы, используемые в ходе организации и проведения наблюдений за растениями……………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ Курсовая по познанию НА ПЕЧАТЬ.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ………………………….……6
    1. Ознакомление дошкольников с природой в психолого-педагогической литературе………………………………………………….. 6
    2. Роль наблюдения в ознакомлении дошкольников с природой…….10
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ……………………………………………………………………16
    1. Программное содержание по ознакомлению дошкольников с природой……………………………………………………………………….16
    2. Методические приемы, используемые в ходе организации и проведения наблюдений за растениями……………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованной литературы……………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

Введение

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей  степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных  переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде  в той или иной форме соприкасаются  с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего  дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую  пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными  и растениями дают детям много  радостных переживаний. Всю жизнь  хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских  игр возникает и развивается  любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство  патриотизма.

Окраска, форма и запах  цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под  ногами — все это позволяет  детям почувствовать природу  и может служить богатым материалом для развития у них эстетического  чувства, сенсорного воспитания.

Приобретенное в детстве  умение видеть и слышать природу  такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес  к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования  в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней [1].

Отсутствие у детей  знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию  у них различных предрассудков  и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Для того чтобы дети правильно  воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими  природы. Без приближения детей  к природе и широкого использования  ее в воспитательно-образовательной  работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Особенностями эстетического  восприятия детьми прекрасного, в частности  природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию Шлегер JI., Шмидт В., Лазуткина Д., Тихеева Е., Орлова Р., Суровцева А. и деятели общей психологии, педагогики, физиологии Шацкий С., Блонский П., Архин Е., Корнилов К. и др. Исследования некоторых аспектов формирования эстетического воспитания принадлежат казахстанским ученым: Болдыреву Н. И., Матвеевой Л. А., Калюжному А. А. и др.

Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых  не ограничивалась узко-методическими  исканиями, они прекрасно знали  теорию и имели опыт работы с детьми  Рошаль Г., Шацкая В., Рушель М., Долманова Н. и др. [2].

На основе анализа научной, специальной и психолого-педагогической литературы были выявлены противоречия:

- между теорией и практикой;

- между практикой и  проблемой исследования.

Для устранения противоречий необходимо решить проблему, которая заключается в действенном применении метода наблюдения для ознакомления дошкольников с природой.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности наблюдать за изменениями в природе, различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. На занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности через метод наблюдения.

Цель  работы — охарактеризовать наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой.

Объект  исследования – процесс ознакомления дошкольников с природой.

Предмет исследования – ознакомление дошкольников с природой через организацию метода наблюдения.

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть вклад ученых в проблему ознакомления дошкольников с природой.
  2. Выявить роль наблюдения как основного метода ознакомления дошкольников с природой.
  3. Проанализировать программное содержание по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.
  4. Охарактеризовать методические основы организации наблюдений за растениями.

Метод исследования: анализ научной, специальной и психолого-педагогической литературы.

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ

 

    1. Ознакомление дошкольников с природой в психолого-педагогической литературе

Дошкольный возраст - особо  ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального  становления личности ребенка. В  это время в общении ребенка  со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его  личности. В дошкольном возрасте мир  ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем  старше становится ребенок, тем большее  значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Дошкольное детство - чрезвычайно  важный период развития человека. Его  существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием  общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности  развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной  ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного  обучения.

Дошкольный период детства  сензитивен для формирования у ребенка  основ коллективистских качеств, а  также гуманного отношения к  другим людям. Если основы этих качеств  не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка  может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно  трудно [1].

В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются  восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту  познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного  внимания.

Возрастает роль речи как  в познании ребёнком окружающего  мира, так и в развитии общения  и разных видов деятельности. Дошкольники  начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.

Основой познания в этом возрасте становиться чувственное  познание – восприятие и наглядное  мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления [6].

Появляются новые виды деятельности:

  • Игра – первый и основной вид деятельности.
  • Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность.
  • Элементы трудовой деятельности.

Так же происходит интенсивное  развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного  возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе.

В процессе воспитания в  дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и  эстетическое [6].

Основу содержания любой  деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного  возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с  которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда  вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в  процессе усвоения которых формируются  познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение  к природе.

В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные, задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное  усвоение ребенком природоведческих знаний.

Детей 2-го и 3-го года жизни  знакомят с растениями, животными, явлениями  неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно  называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к  первичным наглядным связям и  обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и  др.), развиваются внимание и интерес  к наблюдаемым объектам, формируется  доброжелательное отношение к ним.

У детей 4-го года жизни формируют  представления о предметах и  явлениях природы, с которыми они  постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких  связей, которые дети могут познать  в процессе предметно-чувственной  деятельности на занятиях, в игре и  отразить их в форме конкретных представлений.

Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним  признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие  формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам  способны подойти к установлению причинно-следственных отношений [5].

К пяти годам у детей  формируется высшая форма наглядно-образного  мышления. Они могут усваивать  обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные  особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость  от условий существования.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность  к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и  т.д.).

Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены  естественными причинами (например, изменения в жизни растений и  животных зависят от солнца, света  и тепла). К переходу в школу  у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность  находить в ней красивое.

Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой