Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель работы — охарактеризовать наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой.
Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с природой.
Предмет исследования – ознакомление дошкольников с природой через организацию метода наблюдения.
Задачи исследования:
Рассмотреть вклад ученых в проблему ознакомления дошкольников с природой.
Выявить роль наблюдения как основного метода ознакомления дошкольников с природой.
Проанализировать программное содержание по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.
Охарактеризовать методические основы организации наблюдений за растениями.
Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ………………………….……6
Ознакомление дошкольников с природой в психолого-педагогической литературе………………………………………………….. 6
Роль наблюдения в ознакомлении дошкольников с природой…….10
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ……………………………………………………………………16
Программное содержание по ознакомлению дошкольников с природой……………………………………………………………………….16
Методические приемы, используемые в ходе организации и проведения наблюдений за растениями……………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Окраска, форма и запах
цветов и плодов, пение птиц, журчание
ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание
сухих листьев, скрип снега под
ногами — все это позволяет
детям почувствовать природу
и может служить богатым
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней [1].
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно
воспринимали явления природы, необходимо
направлять процесс восприятия ими
природы. Без приближения детей
к природе и широкого использования
ее в воспитательно-
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию Шлегер JI., Шмидт В., Лазуткина Д., Тихеева Е., Орлова Р., Суровцева А. и деятели общей психологии, педагогики, физиологии Шацкий С., Блонский П., Архин Е., Корнилов К. и др. Исследования некоторых аспектов формирования эстетического воспитания принадлежат казахстанским ученым: Болдыреву Н. И., Матвеевой Л. А., Калюжному А. А. и др.
Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми Рошаль Г., Шацкая В., Рушель М., Долманова Н. и др. [2].
На основе анализа научной,
специальной и психолого-
- между теорией и практикой;
- между практикой и проблемой исследования.
Для устранения противоречий необходимо решить проблему, которая заключается в действенном применении метода наблюдения для ознакомления дошкольников с природой.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности наблюдать за изменениями в природе, различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. На занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности через метод наблюдения.
Цель работы — охарактеризовать наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой.
Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с природой.
Предмет исследования – ознакомление дошкольников с природой через организацию метода наблюдения.
Задачи исследования:
Метод исследования: анализ научной, специальной и психолого-педагогической литературы.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Дошкольное детство - чрезвычайно
важный период развития человека. Его
существование обусловлено
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно [1].
В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом
возрасте становиться чувственное
познание – восприятие и наглядное
мышление. От того, как сформировано
у ребёнка-дошкольника
Появляются новые виды деятельности:
Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе.
В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое [6].
Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе.
В каждой возрастной группе
осуществляются определенные программные,
задачи ознакомления детей с природой.
Они предусматривают
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.
Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений [5].
К пяти годам у детей
формируется высшая форма наглядно-образного
мышления. Они могут усваивать
обобщенные знания, что способствует
возникновению у них
К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.).
Детей подводят к выводу,
что явления природы
Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой