Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель работы — охарактеризовать наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой.
Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с природой.
Предмет исследования – ознакомление дошкольников с природой через организацию метода наблюдения.
Задачи исследования:
Рассмотреть вклад ученых в проблему ознакомления дошкольников с природой.
Выявить роль наблюдения как основного метода ознакомления дошкольников с природой.
Проанализировать программное содержание по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.
Охарактеризовать методические основы организации наблюдений за растениями.
Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ………………………….……6
Ознакомление дошкольников с природой в психолого-педагогической литературе………………………………………………….. 6
Роль наблюдения в ознакомлении дошкольников с природой…….10
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ……………………………………………………………………16
Программное содержание по ознакомлению дошкольников с природой……………………………………………………………………….16
Методические приемы, используемые в ходе организации и проведения наблюдений за растениями……………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………
Наблюдать с детьми старше полутора лет явления природы, побуждать детей называть то, что они видят, чувствуют, обогащать активный словарь.
Во время прогулок учить различать деревья, цветы, траву, приучать бережно к ним относиться. К двум годам учить находить цветок определенной окраски, с помощью взрослого показывать цветок, дерево, траву.
Развивать у детей интерес к растениям и животным, воспитывать заботливое отношение к ним. Привлекать внимание к тому, как воспитатель ухаживает за растениями, животными в уголке природы.
Обращать внимание детей на красоту цветущих комнатных растений, учить поливать их.
Закреплять представления детей о некоторых овощах и фруктах, которые они часто видят, едят (с учетом местных условий), упражнять в узнавании их в натуральном виде и на картинках.
Закреплять представления о свойствах воды: льется, теплая, холодная, водой умываются, в воде купаются.
Знакомить детей старше 1 года 6 месяцев со свойствами песка: сухой — сыплется, когда влажный — хорошо сохраняет форму.
В результате освоения программного материала к концу года дети должны:
- иметь знания о самом себе — о своем имени, внешнем виде, о своих действиях, о желаниях, о близких людях, членах семьи;
- различать признаки предметов (цвет, величину, форму), несложные действия;
- группировать предметы по цвету, по форме, величине;
- узнавать предметы в
ближайшем окружении и на
- узнавать и показывать несколько животных в натуре, на картинках, в игрушках, называть этих животных, подражая их голосам;
- называть явления природы;
- различать деревья, цветы,
траву, бережно к ним
- находить цветок определенной окраски, с помощью взрослого показывать цветок, дерево, траву;
- различать некоторые овощи и фрукты, которые они часто видят, едят (с учетом местных условий), узнавать их в натуральном виде и на картинках;
- иметь представления о свойствах воды: льется, теплая, холодная, водой умываются, в воде купаются;
- знать свойства песка: сухой - сыплется, влажный - сохраняет форму [12].
2. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) является частью комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения[13].
Содержание программы направлено на целостное, физическое, познавательное, коммуникативное, творческое и социальное развитие младшего дошкольника.
В образовательной области «Познание» определены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению представлений ребенка об окружающем мире; по развитию умения обследовать, сравнивать, анализировать, заниматься элементарной поисковой деятельностью; по овладению навыками работы с доступными источниками информации.
Основы экологии является одним из составляющих области «Познание».
Его целью является формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных знаний и представлений в области экологии.
Одной из задач является расширение представлений о растительном и животном мире, сезонных изменениях в природе.
В содержание основы экологии входят:
- Сезонные изменения в природе: Учить замечать простейшие сезонные изменения в природе, погоде, в животном и растительном мире, в одежде людей. Воспитывать интерес к явлениям природы.
- Растительный мир: Расширять представления об овощах (морковь, огурец, помидор) и о фруктах (яблоко, груша, апельсин). Учить узнавать и называть деревья: берёза, тополь, ель. Развивать умение узнавать и называть цветы: ромашка, одуванчик; комнатные – фикус, герань, бальзамин. Учить находить и называть у дерева ствол, листья, ветки; у цветка стебель, листья, цветок. Познакомить с правилами ухода за растениями: полив, пересадка (наблюдение детей).
- Животный мир: Расширять представления о домашних животных (собака, кошка, верблюд, корова) и о диких животных, обитающих на территории Казахстана (волк, медведь, заяц, лиса). Расширять представления о птицах: петух, курица, цыплята, воробей, сорока. Учить наблюдать за обитателями уголка природы (птички, рыбки, черепаха), проявлять заботу об обитателях уголка природы, зимующих птицах.
В результате освоения содержания программы по основам экологии к концу года дети должны:
- узнавать и называть названия двух деревьев, комнатных растений;
- узнавать домашних животных (собака, кошка, верблюд, корова);
- узнавать диких животных (волк, медведь, заяц, лиса);
- находить у дерева ствол, листья, ветки; у цветка листья, цветок;
- различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи (морковь, огурец, помидор);
- различать по цвету, вкусу, величине и форме фрукты (яблоко, груша, апельсин);
- замечать простейшие изменения в природе и погоде [13].
3. Программа обучения и воспитания детей 5-6 летнего возраста определяет базисное содержание дошкольного образования в логике Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение» ГОСО РК 1.001- 2009., обеспечивающее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста и его готовность к последующему школьному обучению [14].
Предлагаемое содержание программы направлено на обеспечение благоприятной социализации и усвоение детьми ключевых компетентностей, а также на формирование творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме.
В образовательной области «Познание» выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировки ребенка в окружающем мире; по развитию способности сравнивать, анализировать, обобщать, экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной поисковой деятельностью; по овладению некоторыми способами природоохранной деятельности, навыками работы с различными источниками информации.
Основы экологии являются одним из составляющих компонентов содержания области «Познание». Его цель - формирование у старших дошкольников экологического сознания, системы ценностей, способствующей осознанию представления о человеке как части природы, о зависимости его жизни от её состояния, о необходимости жизни в гармонии с окружающим миром.
Одной из задач данного раздела является обучение навыкам наблюдения за природными объектами и явлениями.
В содержание основы экологии входят:
В результате освоения программного материала по основам экологии к концу года дети должны:
- различать понятия «живая» и «неживая» природа;
- называть и различать объекты живой и неживой природы, сезонные изменения в природе;
- называть и различать
несколько видов деревьев, кустарников,
травянистых растений, цветов, ягод,
грибов, овощей и фруктов,
- знать необходимые условия для произрастания растений, некоторые способы их размножения;
- осознавать значение растений для человека;
- называть и различать несколько видов домашних и диких животных, зимующих и перелетных птиц, насекомых, рыб; животных и птиц;
- иметь представление
о жизни животных в осенний,
зимний и весенне-летний
- знать элементарные правила поведения в природе;
- уметь оказывать посильную помощь в сохранении природы;
- владеть элементарными навыками ухода за растениями и животными живого уголка;
- осознавать взаимосвязь
всего живого на Земле,
Рассмотрев данные программы, можно сделать вывод о том, что в каждой из программ уделяется внимание ознакомлению детей с природой. Раздел по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (основы экологии) описывается в области «Познание». Требования к знаниям дошкольников по окончанию курса четко расписаны и увеличивается в зависимости от возраста.
2.2 Методические приемы, используемые в ходе организации и проведения наблюдений за растениями
Наблюдение - это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения [15].
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии.
В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1—2 мин, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом.
Если рассматривается растение, то наблюдение начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.
При повторных наблюдениях,
когда задачей является установление
состояния растения или животного
(например, рассматривание дерева с
расцвеченными листьями осенью или
цветущего весной, наблюдение за поведением
воробьев, купающихся в весенней луже),
можно начинать с решения основной
задачи. Во всех случаях воспитатель,
организуя наблюдение, должен соблюдать
последовательность в переходе от одной
конкретной задачи наблюдения к другой,
от фактов к связям, от накопления представлений
к их сопоставлению, а затем к
выводам. Каждое наблюдение решает небольшую,
конкретную задачу ознакомления детей
с природой. Поэтому, проводя наблюдение,
воспитатель всегда должен устанавливать
возможные связи настоящего наблюдения
с проводимыми ранее, учитывать
последующую работу.
Организуя длительное наблюдение объектов
природы, воспитатель заранее разбивает
его на ряд эпизодических наблюдений,
которые проводятся тогда, когда изменения,
скажем, в развитии животного выступят
достаточно ярко. Воспитатель предлагает
детям рассмотреть его, отметить признаки,
сопоставить состояние его с тем, что наблюдали
раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие
об изменении. Иногда дети сразу замечают,
что изменилось в животных, но и в этом
случае воспитатель обращается к сравнению,
для того чтобы отмеченные изменения были
ясны для всех. В заключительном наблюдении
следует восстановить всю картину развития,
наблюдаемую детьми [17].
Наблюдение также можно проводить с раздаточным материалом.
Организация такого наблюдения
более сложная, чем наблюдение одного
объекта. Здесь от воспитателя требуется
умение распределить внимание, организовать
действия всех детей, а они должны
точно следовать указаниям
Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой