Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — охарактеризовать наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой.
Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с природой.
Предмет исследования – ознакомление дошкольников с природой через организацию метода наблюдения.
Задачи исследования:
Рассмотреть вклад ученых в проблему ознакомления дошкольников с природой.
Выявить роль наблюдения как основного метода ознакомления дошкольников с природой.
Проанализировать программное содержание по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.
Охарактеризовать методические основы организации наблюдений за растениями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ………………………….……6
Ознакомление дошкольников с природой в психолого-педагогической литературе………………………………………………….. 6
Роль наблюдения в ознакомлении дошкольников с природой…….10
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ……………………………………………………………………16
Программное содержание по ознакомлению дошкольников с природой……………………………………………………………………….16
Методические приемы, используемые в ходе организации и проведения наблюдений за растениями……………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ Курсовая по познанию НА ПЕЧАТЬ.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

Наблюдать с детьми старше полутора лет явления природы, побуждать  детей называть то, что они видят, чувствуют, обогащать активный словарь.

Во время прогулок учить  различать деревья, цветы, траву, приучать бережно к ним относиться. К двум годам учить находить цветок определенной окраски, с помощью взрослого показывать цветок, дерево, траву.

Развивать у детей интерес  к растениям и животным, воспитывать  заботливое отношение к ним. Привлекать внимание к тому, как воспитатель  ухаживает за растениями, животными  в уголке природы.

Обращать внимание детей  на красоту цветущих комнатных растений, учить поливать их.

Закреплять представления  детей о некоторых овощах и  фруктах, которые они часто видят, едят (с учетом местных условий), упражнять в узнавании их в натуральном виде и на картинках.

Закреплять представления  о свойствах воды: льется, теплая, холодная, водой умываются, в воде купаются.

Знакомить детей старше 1 года 6 месяцев со свойствами песка: сухой — сыплется, когда влажный  — хорошо сохраняет форму.

В результате освоения программного материала к концу года дети должны:

- иметь знания о самом себе — о своем имени, внешнем виде, о своих действиях, о желаниях, о близких людях, членах семьи;

- различать признаки предметов  (цвет, величину, форму), несложные действия;

- группировать предметы  по цвету, по форме, величине;

- узнавать предметы в  ближайшем окружении и на картинке;

- узнавать и показывать  несколько животных в натуре, на картинках, в игрушках, называть  этих животных, подражая их голосам;

- называть явления природы;

- различать деревья, цветы,  траву, бережно к ним относиться;

- находить цветок определенной  окраски, с помощью взрослого  показывать цветок, дерево, траву;

- различать некоторые овощи и фрукты, которые они часто видят, едят (с учетом местных условий), узнавать их в натуральном виде и на картинках;

- иметь представления  о свойствах воды: льется, теплая, холодная, водой умываются, в воде  купаются;

- знать свойства песка:  сухой - сыплется, влажный - сохраняет форму [12].

2.  Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) является частью комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения[13].

Содержание программы  направлено на целостное, физическое, познавательное, коммуникативное, творческое и социальное развитие младшего дошкольника.

В образовательной  области «Познание» определены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению представлений ребенка об окружающем мире; по развитию умения обследовать, сравнивать, анализировать, заниматься элементарной поисковой деятельностью; по овладению навыками работы с доступными источниками информации.

Основы экологии  является одним из составляющих области «Познание».

Его целью является формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных знаний и представлений в области экологии.

Одной из задач является расширение представлений о растительном и животном мире, сезонных изменениях в природе.

В содержание основы экологии входят:

- Сезонные  изменения в природе: Учить замечать простейшие сезонные изменения в природе, погоде, в животном и растительном мире, в одежде людей. Воспитывать интерес к явлениям природы.

- Растительный мир: Расширять представления об овощах (морковь, огурец, помидор) и о фруктах (яблоко, груша, апельсин). Учить узнавать и называть деревья: берёза, тополь, ель. Развивать умение узнавать и называть цветы: ромашка, одуванчик; комнатные – фикус, герань, бальзамин. Учить находить и называть у дерева ствол, листья, ветки; у цветка стебель, листья, цветок. Познакомить с правилами ухода за растениями: полив, пересадка (наблюдение детей).

- Животный мир: Расширять представления о домашних животных (собака, кошка, верблюд, корова) и о диких животных, обитающих на территории Казахстана (волк, медведь, заяц, лиса). Расширять представления о птицах: петух, курица, цыплята, воробей, сорока. Учить наблюдать за обитателями уголка природы (птички, рыбки, черепаха), проявлять заботу об обитателях уголка природы, зимующих птицах.

В результате освоения содержания программы по основам экологии к концу года дети должны:

- узнавать и называть названия двух деревьев, комнатных растений;

- узнавать домашних животных (собака, кошка, верблюд, корова);

- узнавать диких животных (волк, медведь, заяц, лиса);

- находить у дерева ствол, листья, ветки; у цветка листья, цветок;

- различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи (морковь, огурец, помидор);

- различать по цвету, вкусу, величине и форме фрукты (яблоко, груша, апельсин);

- замечать простейшие изменения в природе и погоде [13].

3.  Программа обучения и воспитания детей 5-6 летнего возраста определяет базисное содержание дошкольного образования в логике Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение» ГОСО РК 1.001- 2009., обеспечивающее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста и его готовность к последующему школьному обучению [14].

Предлагаемое содержание программы направлено на обеспечение  благоприятной социализации и усвоение детьми ключевых компетентностей, а  также на формирование творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме.

В образовательной области  «Познание» выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировки ребенка в окружающем мире; по развитию способности сравнивать, анализировать, обобщать, экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной поисковой  деятельностью; по овладению некоторыми способами природоохранной деятельности, навыками работы с различными источниками информации.

Основы экологии являются одним из составляющих компонентов  содержания области «Познание».  Его цель - формирование у старших дошкольников экологического сознания, системы ценностей, способствующей осознанию представления о человеке как части природы, о зависимости его жизни от её состояния, о необходимости жизни в гармонии с окружающим миром.

Одной из задач данного  раздела является обучение навыкам наблюдения за природными объектами и явлениями.

В содержание основы экологии входят:

  • Сезонные изменения в природе: Обучать умению наблюдать, различать и называть сезонные изменения в природе осенью: дни стали короче, а ночи длиннее; листопад, туман, изморозь, дожди, ветер; постепенное исчезновение насекомых; отлет перелетных птиц в теплые края, впадение в спячку некоторых животных; уборка урожая, заготовка овощей и фруктов на зиму.
  • Растительный мир:  Закреплять представления о деревьях, кустарниках, травах, растущих на близлежащей территории. Знакомить с жизнью растений в зимнее время года. Обучать умению называть и различать несколько видов деревьев, кустарников по характерным признакам (листья, плоды, стволы). Расширять представления об овощах и фруктах. Упражнять в умении обобщать, различать и называть их. Подвести к осознанию того, что все растения живые и им, как и всему живому, необходимы определенные условия для роста (почва, свет, тепло, вода). Показать важность растений для жизни человека. Расширять знания о комнатных растениях, обучение умению называть и различать их по характерным признакам. Познакомить с некоторыми растениями Красной книги, местом их произрастания. Дать представления о некоторых съедобных грибах (шампиньон, опята, белый гриб, подберезовик, подосиновик, вешенка) и ядовитых (мухомор, поганка).
  • Животный мир: Расширить представления о жизни диких животных. Обучать умению выделять и характеризовать особенности внешнего облика животных и образа жизни в осенне-зимний, весенне-летний сезонные периоды (место обитания, жилище, окрас, питание, подготовка к зиме, пробуждение от зимней спячки некоторых животных, линька, сооружение жилищ, выведение потомства). Познакомить с дикими животными  Казахстана (ушастый еж, суслик, корсак, степная черепаха, тушканчик, кулан), их внешним видом, местом обитания; с животными, занесенными в Красную книгу Казахстана (селевиния, азиатский муфлон, каракал, джейран, сайгак, бархатный кот). Обучать умению различать этих животных по внешнему виду, называть их. Знакомить с жизнью животных живого уголка, с необходимым оборудованием для ухода за живыми объектами в нем. Закреплять знания об особенностях и условиях жизни основных видов домашних животных и птиц (верблюд, баран, лошадь, корова, коза, курица, утка, гусь, индюк и т.д.) Подводить к пониманию важности заботливого ухода за домашними животными, их значения для жизни человека.Дать представления о некоторых рыбах озер и рек Казахстана (сом, лещ, окунь, судак, сазан, плотва), их характерных признаках.  Формировать представления о некоторых видах насекомых, их образе жизни и среде обитания.
  • Правила поведения в природе:  Подвести к пониманию необходимости сохранения всех видов животных и растений. Познакомить с правилами ухода за животными и растениями живого уголка. Прививать бережное и заботливое отношение к ним. Дать знания о правилах сбора грибов и некоторых видов ягод. Обучить элементарным правилам поведения в природе (не обрывать листья с деревьев, не рвать цветы, не вытаптывать газоны, не разорять гнезда, не бросать мусор и т.п.).

В результате освоения программного материала по основам экологии к концу года дети должны:

- различать понятия «живая» и «неживая» природа;

- называть и различать  объекты живой и неживой природы, сезонные изменения в природе;

- называть и различать  несколько видов деревьев, кустарников,  травянистых растений, цветов, ягод, грибов, овощей и фруктов, лекарственных  трав;

- знать необходимые условия  для произрастания растений, некоторые  способы их размножения;

- осознавать значение  растений для человека;

- называть и различать  несколько видов домашних и  диких животных, зимующих и перелетных  птиц, насекомых, рыб; животных  и птиц;

- иметь представление  о жизни животных в осенний,  зимний и весенне-летний периоды;

- знать элементарные правила  поведения в природе;

- уметь оказывать посильную  помощь в сохранении природы;

- владеть элементарными  навыками ухода за растениями  и животными живого уголка;

- осознавать взаимосвязь  всего живого на Земле, предвидеть элементарные последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [14].

Рассмотрев данные программы, можно сделать вывод о том, что в каждой из программ уделяется  внимание ознакомлению детей с природой. Раздел по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (основы экологии) описывается в области «Познание». Требования к знаниям дошкольников по окончанию курса четко расписаны и увеличивается в зависимости от возраста.

 

 

 

2.2 Методические приемы, используемые в ходе организации и проведения наблюдений за растениями

Наблюдение - это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе  ряд задач: формирует у детей  знания о природе, учит наблюдать, развивает  наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные  виды наблюдения [15].

Подготовка воспитателя  к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии.

В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит  спешить с постановкой перед  детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1—2 мин, удовлетворили естественно  возникшее любопытство, составили  первое впечатление о наблюдаемом.

Если рассматривается  растение, то наблюдение начинается с  обозначения и выделения самого яркого, броского признака — будет  ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует  упорядочить представления, сложившиеся  в ходе наблюдения. Используя различные  приемы для подачи задания, воспитатель  приучает детей к последовательному  рассказу о наблюдаемом: величина, форма  предмета, покров, цвет, периферийные части  и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.

При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с  расцвеченными листьями осенью или  цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать  последовательность в переходе от одной  конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений  к их сопоставлению, а затем к  выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей  с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать  возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать  последующую работу. 
Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми [17].

Наблюдение также можно  проводить с раздаточным материалом.

Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется  умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с  собственными. Этот способ организации  наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных. обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. По ходу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению.

Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой