Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — охарактеризовать наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой.
Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с природой.
Предмет исследования – ознакомление дошкольников с природой через организацию метода наблюдения.
Задачи исследования:
Рассмотреть вклад ученых в проблему ознакомления дошкольников с природой.
Выявить роль наблюдения как основного метода ознакомления дошкольников с природой.
Проанализировать программное содержание по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.
Охарактеризовать методические основы организации наблюдений за растениями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ………………………….……6
Ознакомление дошкольников с природой в психолого-педагогической литературе………………………………………………….. 6
Роль наблюдения в ознакомлении дошкольников с природой…….10
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ……………………………………………………………………16
Программное содержание по ознакомлению дошкольников с природой……………………………………………………………………….16
Методические приемы, используемые в ходе организации и проведения наблюдений за растениями……………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ Курсовая по познанию НА ПЕЧАТЬ.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

В качестве раздаточного материала  могут быть использованы растения и  их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой  же есть у воспитателя). Использование  раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей [18].

Приведем пример такого наблюдения. Рассматривание листьев, плодов и семян деревьев и кустарников в период золотой осени (проводится в подготовительной к школе группе):

Цель. Упражнять детей  в различении деревьев и кустарников  по плодам (семенам) и листьям (3—4 дерева, 2 кустарника). Обобщать представления  об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников: у одних — листья только желтые (береза, липа), у других — красные и желтые (клен и  др.). Закрепить умение сравнивать объекты  по ярким признакам.

Организация наблюдения. К  занятию необходимо подготовить  таблицы с изображением знакомых детям деревьев (в зеленом наряде), конверты с листьями, коробочки с  плодами и семенами для каждого  из детей. На столе у воспитателя  — коробки для листьев.

Ход наблюдения. Воспитатель  предлагает детям вспомнить, какая  была погода, когда они ходили на экскурсию, рассказать о красоте  парка (леса), о том, какие деревья  они там видели. Затем вывешивает поочередно на подставку таблицы  с изображением знакомых деревьев и  кустарников. В каждом случае просит детей назвать дерево (куст), найти  в конверте и коробочке листья, плод, семена, показать и отложить в  сторону. Далее воспитатель предлагает положить листья рядом, определить, чем они отличаются друг от друга. То же можно проделать с плодами и семенами. Если кто-либо из детей затрудняется в сравнении, он напоминает об использовании приемов обследования, соответствующими вопросами побуждает детей вспомнить, какие листья были на деревьях летом: «Какого они цвета сейчас? Какого цвета листья разных деревьев?» В заключение предлагает детям разложить листья по коробочкам, стоящим у него на столе. Дети выполняют задание поочередно.

В зависимости от возрастных возможностей детей наблюдение в  разных группах проводится по-разному. Рассмотрим способы проведения наблюдений для каждой возрастной группы.

Младшие группы. Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя — сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2—3). Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.

При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному  рассматриванию животного. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает животное к движению (например, кладет пищу на некотором  расстоянии), привлекает детей к  кормлению, останавливает их внимание на том, как животное ест (хрустит, держит еду лапами), называет действия словами. Дети вслед за воспитателем повторяют  слова. При последующих наблюдениях  воспитатель ставит вопрос о том  или другом действии животного, побуждая детей к использованию известных  им слов. Например, щегол клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птичка? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием животного. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе.

Наблюдения, проводимые с  маленькими детьми, кратковременны. Однако для того чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым  из них поручения: насыпать зерно  в кормушку или дать морковку, налить воду в поилку. Для того чтобы  помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). Используются и игровые приемы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Птичка поет песенку  для детей»; «Рыбка плывет к Коле, а теперь к Маше».

При коллективных повторных  наблюдениях, для того чтобы вызвать  у детей внимание и интерес, можно  использовать своеобразные сюрпризные моменты: раздается стук в дверь, заходит... котенок; или: вносят корзину, покрытую тканью, ее снимают — в  корзине кролик. В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть  песенку. Требовать от малышей рассказа о наблюдаемом нецелесообразно.

Средняя группа. Наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях. Вместе с тем воспитатель организует с детьми длительные наблюдения за ростом и развитием растений, яркими сезонными изменениями в жизни природы. Вначале эти наблюдения ведутся за единичными объектами (например, расцвечивание листьев одного из деревьев осенью, рост фасоли, гороха, посаженных в уголке природы, и т. д.). Затем длительное наблюдение может быть проведено за совокупностью объектов. Например, в парке или саду весной наблюдения одновременно ведутся за распусканием листьев, цветением трав, погодой, птицами.

В ходе наблюдения за изменениями  в природе дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах  характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления  у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Воспитатель  приучает детей следовать плану, который он предлагает в форме  последовательной постановки вопросов и заданий.

Цель наблюдения часто  связывается с трудом («Рассмотрим  птичку и поучимся ухаживать за ней  — она будет жить в нашем  уголке природы») или изобразительной  деятельностью. Но все чаще используются познавательные цели, например пойти  в сад и посмотреть, какие деревья  расцвели, рассмотреть, чтобы научиться  их узнавать, и т. д.

Старшая группа. В процессе наблюдений детей старшей группы знакомят с характерными и существенными признаками объектов. Проводятся и длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями природы. Воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности или являющиеся общими признаками целой группы объектов, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим. В наблюдениях за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями у детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.

В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение. В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, парк весной и зимой). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на те, в которых отражены существенные их стороны. Например, наблюдая за разными насекомыми, дети обнаруживают у каждого по 6 ножек. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в рисунках, поделках [19].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наблюдение является основным методом ознакомления дошкольников с животными и растениями, с окружающей их природой. Подготовка и организация наблюдения как  метода - сложный процесс в деятельности воспитателя. Он направлен на решение  определенных целей. Также как и  для проведения другой деятельности в процессе наблюдения следует учитывать  возрастные особенности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

«Природа - источник творческого  вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение  к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать  система образовательных учреждений у детей.

Основным методом ознакомления дошкольником с природой является наблюдение.

В ходе исследования была достигнута цель и решены все поставленные задачи. Рассмотрев вклад ученых в проблему ознакомления дошкольников с природой, мы выяснили, что именно дошкольный возраст будет являться наилучшем периодом в жизни человека, как при освоении первоначальных представлений о природе и окружающем мире, так и при формировании у детей знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, знаний о растениях и животных, их характерных особенностей.

 Ролью наблюдения как  основного метода является ознакомление  дошкольников с природой именно  в естественных условия, что  оказывает влияние на эстетическое  развитие и эмоциональное состояние  дошкольников.

Проанализировав программы  воспитания и обучения детей дошкольного  возраста в Казахстане, можно сказать, что ознакомлению дошкольников с  природой отводится особое внимание. В каждой из программ прописано содержание по ознакомлению дошкольников с природой, обязательно учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста.

В данной работе была рассмотрены методические приемы организации наблюдения за растениями для каждой возрастной группы. Подготовка и организация наблюдения были вынесены в отдельном пункте, так как метод наблюдение – это сложный процесс в деятельности воспитателя. Также как и для проведения другой деятельности в процессе наблюдения следует учитывать возрастные особенности детей.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями через метод наблюдение. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 258 с.
  3. Л.А.Каменева Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1983. - 320 с. 
  4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Нар. асвета, 1972. – 280 с.
  5. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - С. 31-34.
  6. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1973. – 256 с.
  7. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Наука, 1978. - 154 с.
  8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
  9. Саморукова П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. - М.: Просвещение, 1992. - 250 с.
  10. Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб.пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание». - М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
  11. Лучинин М.В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989. - 115 с.
  12. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста «Алғашқы қадам» (от 1 года до 3 лет). – Астана, 2010. – 134 с.
  13. Программа воспитания и обучения «Зерек бала» детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 80 с.
  14. Программа Воспитания и обучения «Біз мектепке барамыз» детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). – Астана, 2009. – 101 с.
  15. Осипов Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой. - М.: Просвещение, 1981. - 86 с.
  16. Хайдурова И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей. - М.: Владос, 1981. - 275 с.
  17. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1993. – 256 с.
  18. Быстров А.А. Природоведение в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 1985. - 96 с.
  19. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. - М.: Наука, 1996. - 146 с.
  20. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – М.: Пермь, 1992. – 214 с.
  21. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2000. - 315 с.
  22. Кудрявцев В. Природа глазами детей // Дошкольное воспитание. - 2004. – N 5. – 43 с.
  23. Степанова К. Наблюдаем за природой // Дошкольное воспитание. – 2006. – N 3. – 37 с.

Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой