Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — охарактеризовать наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой.
Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с природой.
Предмет исследования – ознакомление дошкольников с природой через организацию метода наблюдения.
Задачи исследования:
Рассмотреть вклад ученых в проблему ознакомления дошкольников с природой.
Выявить роль наблюдения как основного метода ознакомления дошкольников с природой.
Проанализировать программное содержание по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.
Охарактеризовать методические основы организации наблюдений за растениями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ………………………….……6
Ознакомление дошкольников с природой в психолого-педагогической литературе………………………………………………….. 6
Роль наблюдения в ознакомлении дошкольников с природой…….10
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ……………………………………………………………………16
Программное содержание по ознакомлению дошкольников с природой……………………………………………………………………….16
Методические приемы, используемые в ходе организации и проведения наблюдений за растениями……………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ Курсовая по познанию НА ПЕЧАТЬ.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

Итак, дошкольный возраст является самым лучшим периодом в жизни человека для освоения первоначальных представлений о природе, окружающем мире. У детей формируют определенные знания о предметах, явлениях живой и неживой природы, а также знания о растениях и животных и их характерные особенности.

 

    1. Роль наблюдения в ознакомлении дошкольников с природой

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Для успешного достижения  поставленной  цели воспитатель продумывает и  использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать и сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы [3].

Включение разнообразных  органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя  и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует  сосредоточенности произвольного  внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами [8].

Наблюдение позволяет  показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в  простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения  природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.

Познание связей и отношений  формирует элементы материалистического  миропонимания природы. Систематическое  использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач  умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия  на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой  природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о  природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений  о росте и развитии растений и  животных, сезонных изменениях в природе [4].

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое  явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.

Наблюдение может проводиться  как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это  зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед  воспитателем. Так, на занятии можно  наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в  этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами  и с отдельными воспитанниками. В  уголке природы целесообразно проводить  наблюдение с отдельными детьми или  с небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым  и фронтальным. В зависимости  от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем воспитатель выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия [9].

Важно, чтобы растение или  животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением  лучше не кормить. В этом случае они  более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему.

Воспитателю следует подготовить  все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и  организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден  всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать  с ним — покормить, поиграть. Следует  предусмотреть и хорошее освещение  объекта. Лучше, если свет падает слева  или из-за спины (не слепит глаза).

При наблюдении за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный пол или пол из линолеума  постелить коврик (половичок), чтобы  животное передвигалось без труда. Пространство, в котором будет  находиться животное, нужно огородить.

Общие требования к организации  наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства  со стороны воспитателя. Вместе с  тем есть общие требования для  проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения  должны быть поставлены четко  и конкретно. Во всех случаях  задача должна иметь познавательный  характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный  вопрос.

2. Для каждого наблюдения  воспитателю необходимо отбирать  небольшой круг знаний. Представления  об объектах природы формируются  у детей постепенно, в результате  многократных встреч с ними. Каждое  наблюдение должно давать детям  новые знания, постепенно расширяя  и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений  следует предусматривать системность,  что обеспечит их взаимосвязь.  В результате у детей сформируется  полное, глубокое представление  об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать  развитию умственной и речевой  активности детей. Активизация  умственной деятельности достигается  разнообразными приемами: постановка  конкретной и доступной задачи  наблюдения, использование обследовательских  действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание  результатов наблюдения, сравнение  одного объекта с другим, предъявление  вопросов разной степени сложности  (вопросы должны будить мысль  ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить  интерес детей к природе, желание  как можно больше узнать о  ней.

6. Знания, полученные детьми  в процессе наблюдений, должны  закрепляться, уточняться, обобщаться  и систематизироваться с помощью  других методов и форм работы. Такими способами могут быть  рассказ воспитателя, чтение книги  о природе, рисование и лепка,  ведение календарей природы, беседы  об увиденном.

7. В результате каждого  наблюдения у детей должно  быть сформировано представление  или элементарное понятие о  том или ином объекте природы [10].

 Руководство наблюдением  складывается из подготовки воспитателя  и детей, проведения самого  наблюдения и закрепления полученных  детьми представлений. Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.

Важно продумать, как будет  организовано наблюдение: со всеми  детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна  подготовка объектов наблюдения.

Нельзя проводить наблюдение за неспокойным животным, которое  боится детей. Вначале нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить  клетку с птицей или аквариум, чтобы  детям было хорошо видно, а воспитатель  мог бы свободно действовать с  объектом.

У детей должен быть интерес  к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель  может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес  у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет  принесено в группу, загадывания  загадок о нем.

Проводя наблюдение, воспитатель  строит свою деятельность, учитывая три  основных этапа. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее  представление об объекте. Детям  дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить  свое любопытство, узнать, что это  такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для  выявления свойств, качеств, признаков  объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи.

Воспитатель задает детям  вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также  стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также  становление все более осознанного  отношения к наблюдаемому.

Наблюдение является основным методом ознакомления дошкольников с природой. Оно направлено на определенную цель. Наблюдение обязательно должно сопровождаться речью воспитателя и детей, регулироваться по времени, объему и содержанию. Данный метод позволяет показать детям природу в естественных условиях, оказывает эстетическое и эмоциональное влияние на детей. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, так и с небольшими группами и со всей группой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ

 

2.1 Программное  содержание по ознакомлению дошкольников  с природой

Детские сады Казахстана работают по трем основным программам воспитания и обучения детей дошкольного  возраста, таким как: Программа воспитания и обучения детей раннего возраста «АЛҒАШҚЫ ҚАДАМ»(от 1 года до 3 лет), программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста  «ЗЕРЕК БАЛА»(от 3 до 5 лет), программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ»(от 5 до 6 лет).

Рассмотрим содержание по ознакомлению детей с природой в  каждой из программ:

  1. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) «Алғашқы қадам».

Она составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение» ГОСО РК 1.001- 2009 [12].

Базовое содержание программы  предусматривает личностно-ориентированный  подход к детям раннего возраста во всех видах и формах их деятельности в дошкольной организации.

Программа нацелена на создание условий для развития индивидуальности, укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей с учетом их возрастных возможностей при оптимальном сочетании индивидуальной и совместной деятельности детей.

В связи с этим задачи воспитания и развития детей в  программе «Алғашқы қадам» реализуются  через гармоничное единение пяти образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум», каждая из которых содержит самостоятельные разделы, имеющие свое целевое направление.

Одним из компонентов базового содержания области «Познание» является ознакомление детей с окружающим миром.

Целью по ознакомлению дошкольников с окружающим миром является раскрытие многообразия функций предметов окружающих ребенка, пополнение представлений о явлениях природы, жизни людей.

Формирование элементарных представлений о природе - один из пунктов содержания раздела по ознакомлению дошкольников с природой.

 Оно направлено:

Знакомить с животными, живущими рядом.

Проводить наблюдения за певчей птичкой, рыбками в аквариуме, птицами, прилетающими к кормушке, домашними птицами и мелкими животными (собака, кошка, кролик, попугай). К двум годам научить узнавать и показывать несколько животных в натуре, на картинках, в игрушках (птичка, курочка, кошка, собака), называть этих животных, подражая их голосам. Одновременно с этими обозначениями давать точные названия. Рассматривая с детьми животных, обращать внимание на некоторые отличительные признаки, части тела (голова, хвост), движения (бегает, летает).

Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой