Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:31, курсовая работа
Целью исследования: изучить и выявить актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы. Объект исследования: педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Предмет исследования: народное воспитание в наследии Л.Н.Толстого. Задачи: 1. изучить проблему народного воспитания в истории отечественной педагогической мысли; 2. выявить основные особенности и средства народного воспитания; 3. рассмотреть и выявить актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого на народное воспитание на современном этапе развития образования;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем народного воспитания в педагогической литературе………………………………………………………5
1.1.Спецификация народного воспитания в России: историко – педагогический аспект …………………………... ………… …………… ..…..5
1.2.Особенности и средства народного воспитания на современном этапе развития педагогики …………………………………….. ……………………..10
1.3.Актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками………….......…..............23
Выводы по главе 1………………………………………………………………31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию средств народного воспитания в сельской школе……………………………..........…32
2.1. Особенности экспериментальной работы по использованию средств народной педагогики в начальной школе……………………………………...32
2.2. Анализ результатов проведенного исследования ………………………..34
2.3.Методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников……………...………………………………………………………40
Выводы по главе 2…………………………………………...………………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………………………………………………………….49
Приложение………………………………………………………………………52
На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор - народ.
Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Художественно народное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она не знала, школу, куда ее не допускали, книгу, которой она была лишена [9, с. 43].
Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.
Таким образом, самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народная педагогика - педагогика народа, созданная народом - для народа. Раньше во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.
1.2. Особенности
и средства народного
Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [15, с. 456].
Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе «О народности в общественном воспитании»: «Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. - это все из чего слагается историческая жизнь народа…» [19, с.110].
Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.
Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.
Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми [4, с.56].
Необходимо помнить, что
природа - источник прекрасного, и детям
нужно помочь понять и почувствовать
всю прелесть и красоту природы
родного края. Воспитание у юношей
и девушек эстетической чуткости
к природе, глубокого понимания
красоты - сложная задача воспитателей,
которая может быть решена разными
разнообразными методами, важнейшими
из которых являются те, которые
основаны на непосредственное общение
учащихся с природой (прогулки, туристические
походы, сбор гербариев и лекарственных
трав и т.п.). В целях более глубокого
понимания красоты природы
Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.
Давно установлено, что человек вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его от нее. Лучше всего, когда человек и природа находятся в тесном союзе.
Необходимо не только воспитать в ребенке любовно - созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное [21, с. 30]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.
Религия - одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории [17, с. 22].
Наиболее надежный путь приобретения знаний - обращение к источникам, документам, существующих с древних времен, на которых основываются религиозные учения.
Религиозное сознание как часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально - социально значимыми потребностями - высокой нравственностью, милосердием, состраданием [17, с.123].
Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.
Изучая педагогические труды отечественных ученых, особенно тех, кто жил и работал вдали от родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.
Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания», можно с помощью введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.
Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу.
В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.
На примере жизни и деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.
Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [17, с.217]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.
С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор - величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков [8, с.68].
Устное народное творчество
представляет большую педагогическую
ценность, состоящую в его
Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.
Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики [17, с.125].
Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.
Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке [17, с.126].
Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры.
Сегодня педагоги могут найти
достаточное количество научной
и популярной литературы, содержащей
исторические и этнографические
сведения о традиционной народной культуре.
Знания о старинных обрядах, умение
понимать и ценить фольклор, народное
искусство, мы считаем, нужны подрастающему
поколению. Но абсолютизация фольклора
и этнографические
Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи "вживания" детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.
Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа [21, с.31].
Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком [21, с.32].
Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.
Хотелось бы, чтобы при выборе произведений современных писателей для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так богато представлена в фольклоре, остерегая их от заполонивших прилавки магазинов книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ жизни.
Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей [21, с.143].
Благотворное влияние художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности.
Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов [17, с.35]
Сказки, являясь художественно - литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок [21, с.37].
Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа - усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [19, с.150]. Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир - историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.
Очень важно показать школьникам,
что слова русского языка - это
живое свидетельство нашей
Таким образом, мы постигаем премудрости русского языка не для того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.