Народное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: изучить и выявить актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы. Объект исследования: педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Предмет исследования: народное воспитание в наследии Л.Н.Толстого. Задачи: 1. изучить проблему народного воспитания в истории отечественной педагогической мысли; 2. выявить основные особенности и средства народного воспитания; 3. рассмотреть и выявить актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого на народное воспитание на современном этапе развития образования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем народного воспитания в педагогической литературе………………………………………………………5
1.1.Спецификация народного воспитания в России: историко – педагогический аспект …………………………... ………… …………… ..…..5
1.2.Особенности и средства народного воспитания на современном этапе развития педагогики …………………………………….. ……………………..10
1.3.Актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками………….......…..............23
Выводы по главе 1………………………………………………………………31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию средств народного воспитания в сельской школе……………………………..........…32
2.1. Особенности экспериментальной работы по использованию средств народной педагогики в начальной школе……………………………………...32
2.2. Анализ результатов проведенного исследования ………………………..34
2.3.Методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников……………...………………………………………………………40
Выводы по главе 2…………………………………………...………………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………………………………………………………….49
Приложение………………………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

Экспериментального исследование проводилось в 3 классе. В эксперименте принимало участие 8 детей.

На внеклассном мероприятии  мы использовали элементы народной традиции, такие как русские народные сказки, игры. Особенно эффективным использование народных традиций стало на уроках нижегородоведения, чтения, музыки, ИЗО, физкультуры. Также проводили интегрированные занятия по рисованию и народному фольклору. В планировании контроля и отслеживания качества знаний по рисованию и народному есть свои особенности. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом.

Также на внеурочных занятиях мы ввели элементы традиционной национальной культуры.

Методика исследования состоит  в проведении контроля знаний и умений, отслеживании качества фактического усвоения материала учащимися экспериментальной  группы до проведения педагогического  эксперимента – констатирующий этап. И соответственно такого же контроля после педагогического эксперимента, когда в учебный процесс внедрена народные традиции народа России.

Формирующий эксперимент  представляет собой констатацию  изменений после проведения в  экспериментальном классе работы. Здесь  производится анализ соответствия полученных результатов ожидаемым (проверяется  гипотеза), выявляются факторы, влияющие на результат.

Для выявления эффективности  интегрированных уроков были проведены  итоговые тесты. Итоговые тесты проводились  со следующей целью: во-первых, выявить  качество усвоенных знаний, их глубину  и системность, во-вторых выявить  баланс между научностью и доступностью проводимого кружка и интегрированных  уроков. Это все требует определенной системы контроля.

Результаты выполнения итогового  теста экспериментальной и контрольной  групп по элементам знаний, подлежащих проверке, сведены в таблицы (см. приложение 1).

        Таким образом, использование средств народных традиций народа России обогащает содержание учебно-воспитательной работы в начальных классах Ризоватоской средней общеобразовательной  школы.

         Наблюдая  за творческими способностями детей, за их поведениям во время мероприятия. Они принимают активное участие в познавательной деятельности, при поручении различных заданий (например, подобрать и прочитать художественную литературу, пословицы, загадки и т. д.).  Активно участвуют в мероприятиях, проявляют интерес к старинным русским традициям, расширяя свой кругозор.

                    

                              2.2. Анализ результатов исследования

 

В ходе опытно-экспериментальной  работы мы пришли к выводу, что занятия  с использованием народных традиций могут выступать дополнительным средством активного развития детей.

Обучающиеся 3 класса Ризоватовской школы научились хорошо думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития.

Вышеуказанные занятия помогают развитию ребенка, нами отмечено, что  дети становятся взрослее, ответственнее, дети всегда заняты творчеством. Интерес  к народным традициям у детей  большой, так как им дают возможность  самореализоваться, что ведет к  тому, что дети стараются не пропускать занятия.

Воспитание личности ребенка  через фольклор, традиции и обычаи народа ведет к тому, что у школьников развиваются такие качества как  уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Поведение детей меняется в лучшую сторону: они стараются  сами обслуживать себя, они придерживаются правил поведения. Все это приводит к тому, что дети младшего школьного  возраста начинают сознательно относиться к своему физическому и моральному здоровью.

Традиционное мировоззрение народов России ориентировано на духовное, эстетическое воспитание. Природа мифологического познания заключается в поиске, размышлении о духовном мире человека, его практики, морали, чувствах, воли, нравственности, гуманности. Возросший интерес к проблемам национальной культуры побуждает работников народного образования обращаться к положительным примерам народной культуры, в которых нашли отражение духовный опыт народа, общечеловеческие ценности и достижения. Одним из основных факторов воспитания и развития младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой.

По итогам эксперимента мы видим, что дети значительно расширили  свои знания и представления о  родной культуре.

В экспериментальном классе, после проведения учебной и внеучебной работы с применением народных традиций, отмечено повышение уровня развития, так и повышение интереса к  обучению и родной культуре. Эти данные представлены в таблице (см. приложение )

Сравнение результатов качества и глубины усвоения учебного материала  контрольного и экспериментального классов приведены в таблице (см.приложение ).

Результаты  теста,  проведенного в  3 классе показывают, что качество и глубина усвоения знаний по итогам проведенной работы повышены в экспериментальной группе и составляют 85,45%. Исходя из данных таблицы, можно заключить, что хотя средний процент правильных ответов составляет 65.2%, 67.2 % в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Отклонения по видам ответов, хотя в большинстве случаев значимы, но составляют десятые доли процентов.

Систематическая работа на кружковых занятиях убеждает нас  в том что, дети усвоили, полюбили народное творчество, обогатился словарный запас детей.

Таким образом, приходим к  выводу, что занятия с использованием народных традиций в школе приносят положительные результаты.

В настоящее время в  связи с большими изменениями  в общественно – политической жизни идет переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются  задачи развития личности школьника. В  практику внедряются более эффективные  методы и приемы работы, полнее учитывающие  психологические закономерности познавательной деятельности. В «Концепции обновления и развития национальных школ» предусматривается коренное изменение образовательных и воспитательных приоритетов. Усвоение культуры народа происходит на фоне более естественного развития интеллектуальных сил ребенка средствами его родного языка и на основе приобщения его к культуре своего народа. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.

В работе с детьми младшего школьного возраста были поставлены следующие задачи: систематически работать над развитием речи ребенка, над  правильным выражением мыслей при пересказе  сказки, опираясь на общие представления  детей, расширить знания обычаев  и традиций народа Саха, используя  различные дидактические игры обогащать  словарь детей.

Доказано, что младший  школьный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Считается, что его  мышление становится похожим на мышление взрослого. В этом возрасте школьник может формировать различные  понятия, в том числе и абстрактные. Обучение становится развивающим в  том случае, когда проводится систематическая  работа по формированию логических приемов  и форм мышления. Для этого проводим и различные викторины.

В условиях демократизации школы большое значение приобретает  использование активных методов  обучения и воспитания в преподавании общеобразовательных дисциплин. Игра является одним из таких методов, так как она выполняет мотивационно-побудительную, образовательно-обучающую, воспитательную функции. Игра является одним из таких  методов, так как она выполняет  мотивационно- побудительную, образовательно-обучающую, воспитательную функции. Игра является действенным фактором повышения  качества учебно-воспитательного процесса. Во время игры учащиеся проявляют  заинтересованность, способны концентрировать  свое внимание, работоспособны. Использование  игры показывает, что у детей стала  лучше речь, они самостоятельно делают выводы, стал шире круг их интересов, они  задают больше вопросов. У детей  появляется желание еще лучше  учиться и больше узнавать нового.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы: установлено, что  до проведения эксперимента ребенок  не осознает, что занятия с использованием народных традиций развивали бы его. После проведенного эксперимента дети уже понимают, что у них развился интерес к занятиям. Они научились  думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании  вникнуть в их сущность, найти имеющиеся  между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного  развития. Основу умственного воспитания, развития мышления составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.

Занятия способствуют развитию мышления, который наиболее отчетливо  проявляется при установлении связей, существующих между предметами и  явлениями. Более сложными для детей  оказываются связи, которые как  бы не лежат на поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту: пространственные, временные, причинно-следственные. Учить ребенка мыслить – это  первая задача занятий. Следует учить  ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить  его к классификации; побуждать  к высказыванию собственных предположений.

В связи с возрастными  особенностями детей младшего школьного  возраста эту работу лучше всего  проводить через использование  устного народного творчества.

Работу вести лучше  всего в учебной и повседневной жизни в форме кружковых занятий. Безусловно; успешность овладения знаниями и навыками детей зависит от целенаправленного  обучения и воспитания.

Практическим работникам мы хотели бы порекомендовать использовать при формировании первоначальных представлений  о национальной культуре и красоте  родной речи – устное народное творчество.

На занятиях физической культурой  рекомендуется применять два вида национальных танцев.

Также в работе можно использовать сказки народов мира, интегрированные  занятия с использованием федеральных материалов.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек –  это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий родину). Идеал для ребенка  – далекая перспектива, к которой  он будет стремиться, сверяя с ним  свои дела и поступки. Идеал, приобретенный  в детстве, во многом определит его  как личность. Работа со сказкой  имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения  сказочных героев и причин их успехов  и неудач, театрализованное исполнение сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок, проведение игр и  многое другое.

Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого  отношения в деятельности.

Целенаправленная работа по внедрению этнопедагогических традиций в воспитании и обучении детей  положительно влияет на результативность работы. В настоящее время в  связи с большими изменениями  в общественно – политической жизни идет переориентация на общечеловеческие духовные ценности.

На первый план выдвигаются  задачи развития личности школьника. В  практику внедряются более эффективные  методы и приемы работы, полнее учитывающие  психологические закономерности познавательной деятельности.

Таким образом, методические рекомендации дадут  эффективность формирования нравственности посредством народного воспитания. Установлено, что до проведения эксперимента ребенок не осознает, что занятия с использованием народных традиций развивали бы его. После проведенного эксперимента дети уже понимают, что у них развился интерес к занятиям. Они научились думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития. Основу умственного воспитания, развития мышления составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. Мы выявили возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школ

 

2.3. Методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников

 

В ходе  экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением народных традиций. Федеральный компонент задействовали во всех занятиях 3 класса Ризоватовской школы.

На внеурочном мероприятии  даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида русский фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.

Приведем пример использования  сказки на уроках чтения.

I этап. Знакомство детей с устным народным творчеством народов России. На этом этапе нами была проведена система занятий.

Информация о работе Народное воспитание