Народное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: изучить и выявить актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы. Объект исследования: педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Предмет исследования: народное воспитание в наследии Л.Н.Толстого. Задачи: 1. изучить проблему народного воспитания в истории отечественной педагогической мысли; 2. выявить основные особенности и средства народного воспитания; 3. рассмотреть и выявить актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого на народное воспитание на современном этапе развития образования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем народного воспитания в педагогической литературе………………………………………………………5
1.1.Спецификация народного воспитания в России: историко – педагогический аспект …………………………... ………… …………… ..…..5
1.2.Особенности и средства народного воспитания на современном этапе развития педагогики …………………………………….. ……………………..10
1.3.Актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками………….......…..............23
Выводы по главе 1………………………………………………………………31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию средств народного воспитания в сельской школе……………………………..........…32
2.1. Особенности экспериментальной работы по использованию средств народной педагогики в начальной школе……………………………………...32
2.2. Анализ результатов проведенного исследования ………………………..34
2.3.Методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников……………...………………………………………………………40
Выводы по главе 2…………………………………………...………………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………………………………………………………….49
Приложение………………………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную литературу, необходимо пополнять наши обыденные приблизительные  знания научными, энциклопедическими сведениями о тех или иных фактах или явлениях русской культуры. Поэтому, мы считаем, что надо очень бережно  относиться к своему языку. Только при  бережном и любознательном подходе  к слову и тексту мы сможем действительно  обогатиться интеллектуально, эмоционально, нравственно.

Завершая разговор о русском  языке как об одном из важнейших  средств воспитания народной педагогики, вновь обратимся к словам К.Д. Ушинского, который, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: "Являясь полнейшей и сквернейшей  летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время  является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории" [19, с.14]. Мы абсолютно согласны с этим великим русским педагогом.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена  народная оценка жизни, наблюдения народного  ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как  средств воспитания. Их запоминание  облегчается игрой слов, разными  созвучиями, рифмами, ритмикой, порой  весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта  познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они  содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах  воспитательного влияния, соответствующих  представления народа, дают характерологические  оценки личности - положительные и  отрицательные, которые, определяя  так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями [17, с.47].

Музыка - один из видов искусства, который обращен к чувствам, так  как передает образы эмоциональных  различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства [17, с.56].

Дети чутко откликаются  на все, что затрагивает их чувства  и воображение. Они способны с  интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство  от примитивного не представляющего  эстетической ценности.

По радио, телевидению, дома и на улице можно услышать низкопробную музыку. От такой музыкальной продукции  сомнительного качества, по нашему мнению, нужно оберегать ребенка.

Музыка вызывает у ребенка  разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную  жизнь.

Бесспорно благотворное влияние  музыки на формирование не только эмоциональной  культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее  развитие ребенка, характер общения  его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света.

Музыка является одним  из средств воспитания и воздействия  на эмоциональную сферу ребенка. Музыка - это искусство, и любые  его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его  эмоции. Через чувство музыка оказывает  большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции - основной рычаг его действий и  поведения.

Очень близка миру ребенка  народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный  фольклор пронизан любовью к детям.

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли  различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали  слух, ритм, эмоциональную восприимчивость  ребенка, формировали его музыкальный  слух. Многие русские современные  композиторы пишут музыку на фольклорные  мотивы. Так, для С. Слонимского народное творчество явилось источником вдохновения, он создал в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных сказочных героев. ( Например, «Лягушка», «Кузнечик», «Горькие слезы», «Под дождем мы поем» и др.)

Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и  полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает  духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется  внутри и смотрит на мир чистыми  глазами, открытым сердцем, не способным  сотворить зло [21, с. 135].

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают  влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли  все эти функции. Но позднее в  них доминирующим началом стало  умственное воспитание.

Загадки призваны развивать  мышление детей, приучать их анализировать  предметы и явления из различных  областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении  позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.

Но значение загадок в  умственном воспитании далеко не исчерпывается  развитием мышления, они также  обогащают ум сведениями о природе  и знаниями из самых различных  областей человеческой жизни. Использование  загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческой обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [21, с.87].

Трудовое воспитание - сердцевина народной педагогики. Трудно переоценить  значение трудового воспитания в  общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей  обязанностью родителей, а затем  и учебных заведений и других общественных институтов. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к  матери - сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение  к хлебу как святыне, хлопку, всё  это воспитывало у детей чувство  любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы  человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд - всему отец».

Народ всегда заботился о  том, чтобы молодое поколение  овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для  нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми  умениями и навыками.

Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку  «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие  вещи, которые надо сделать что - бы выучиться ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка  гласит: «В дождливый день много  желающих кур поить». Особенно отрицательное  отношение вызывают люди, имеющие  «белые ручки», которые любят чужой  труд.

Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах  своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях  говорят: «Подрубив топором корни  дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение  народа к трудовому воспитанию в  современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический  и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются  лентяи, лодыри, бездельники. Сказки, как  известно идеализируют силу и возможности  героев, но в их основе - народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для  достижения намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много  внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью  ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что  правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое. Поясняя  смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в  виду ряд обстоятельств: - первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе; во - вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота». В - третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда; в - четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека; в - пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о  том, что родители должны воспитать  у ребёнка способность терпеливо  и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может  уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу: «чистая - грязная; интересная - неинтересная; тяжёлая - лёгкая; выгодная - невыгодная » и. т. д. [5, с. 107].

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту  народа по воспитанию молодого поколения  в духе любви и уважения к разнообразной  трудовой деятельности человека. В  современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Для осуществления  целей развивающего трудового образования  необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки  сферу социальной помощи, охрану природы  и памятников культуры и т.д. К  этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители. В  этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной  педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум  следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого  ребёнка с учётом возраста посильных  и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших  классах постепенно осуществлять переход  от простых форм труда к более  сложным. Важно приучать детей выполнять  нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать  качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Таким образом, мы остановились на наиболее продуктивных средствах  воспитания народной педагогики, выделив  среди них фольклор, религию, природу, литературу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки, трудовая деятельность. Важными средствами народного воспитания являются также, традиция, обряд, игра.

 

1.3. Актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого в контексте воспитательной работы  с младшими школьниками

 

            Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Л.Н. Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной постановкой вопросов и особенно предложением о способах их решения[12,с.107].

          Л. Н. Толстой отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования, и потому его следует принуждать учиться в даруемых царской властью и образованным обществом школах. Как и Н. Г. Чернышевский, Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма в области народного образования. 
            Л. Н. Толстой убежденно заявил, что народ, находящийся по воле господствующих классов в тягчайших условиях, тем не менее стремится к образованию и что такое его стремление, особенно заметное в 60-е годы, составляет естественную и вечную народную потребность. Доказывая это, Толстой обращался и к своему опыту по организации сельских школ в Крапивенском уезде: население уезда быстро преодолело недоверие и охотно помогало в открытии школ, которые быстро наполнились крестьянскими детьми.  
             Не может быть сомнений в том, что народ признает школы своим делом, если они будут отвечать его потребностям и интересам, а сам народ привлечен к организации школ  [12,с.118].

              Посетив в 1860 году Англию, Бельгию, Германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит к выводу о том, что, как в России, так и в Западной Европе народное образование не отвечает потребностям и запросам народа, а содержание и методы обучения находятся в полном несоответствии со стремлениями и интересами детей. Он писал, что «лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци» и расположенная недалеко от       Ясной Поляны русская сельская школа «совершенно одинаковы и равны»: обе они вызывают негодование по поводу деспотизма учителей, которые «согласны в отрицании права свободы человека на том основании, что этому человеку только 10 или 12 лет» [14, с. 10].

Информация о работе Народное воспитание