Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:31, курсовая работа
Целью исследования: изучить и выявить актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы. Объект исследования: педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Предмет исследования: народное воспитание в наследии Л.Н.Толстого. Задачи: 1. изучить проблему народного воспитания в истории отечественной педагогической мысли; 2. выявить основные особенности и средства народного воспитания; 3. рассмотреть и выявить актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого на народное воспитание на современном этапе развития образования;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем народного воспитания в педагогической литературе………………………………………………………5
1.1.Спецификация народного воспитания в России: историко – педагогический аспект …………………………... ………… …………… ..…..5
1.2.Особенности и средства народного воспитания на современном этапе развития педагогики …………………………………….. ……………………..10
1.3.Актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками………….......…..............23
Выводы по главе 1………………………………………………………………31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию средств народного воспитания в сельской школе……………………………..........…32
2.1. Особенности экспериментальной работы по использованию средств народной педагогики в начальной школе……………………………………...32
2.2. Анализ результатов проведенного исследования ………………………..34
2.3.Методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников……………...………………………………………………………40
Выводы по главе 2…………………………………………...………………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………………………………………………………….49
Приложение………………………………………………………………………52
Занятие 1. «Доброе сердце да умелые руки – самое дорогое богатство»
Русская народная сказка «Морозко».
Программное содержание: вызвать эмоциональный отклик на происходящее в сказке; высмеивает не умелых лодырей , учат добру трудолюбию.
Кого было жалко в сказках? (Дедушку).
За кого вы рады? (Мы рады за Аленушку– она будет жить теперь счастливо).
За что она награждена? ( за доброту и ласку к окружающим)
Доброе сердце да умелые руки – самое дорогое богатство.
Занятие 2. «Смех – начало дружбы»
Русская народная сказка «Волк и теленок»
Программное содержание. Вызвать смех несоответствием рассказов, дать представление о том, что веселье, радость и смех объединяют людей, помогают им сдружиться.
Что такое «быть друзьями?» (Это значит вместе играть, никогда не обижать друг друга, делиться игрушками, помогать, защищать. Друзья никогда не дерутся. Не дразнятся).
Занятие 3. «Самое большое богатство»
Сказка «Репка».
Программное содержание. Дать понять, что труд дает человеку все необходимое, вызвать желание трудиться; учить уважать людей труда за их доброту; подчеркнуть благородство мышки.
Как вы думаете, кто помог вытащить репку? (семья, дружба всех членов семьи).
Занятие 4. «Что такое глупость?»
Былина «Лиса и ворона».
Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на короткие, но образные сказки; подвести детей к мысли о пользе общения с родителями, бабушками и со сверстниками.
Кого в этой сказке назовете глупым? (В этой сказке ворона глупая. Когда ее похвалили, она обрадовалась и гаркнула: «Да!», а лиса забрала сыр).
Что же такое глупость? (Это когда ничего не знаешь и не понимаешь).
А как можно умным стать? (Надо учиться, много читать, слушать радио, смотреть телевизор – там много о птицах и зверях рассказывают. А еще надо у старших ума набираться. Они очень умные, все знают. У друзей тоже можно учиться; рисовать, лепить, строить, играть).
Занятие 5. «Есть совесть, есть и стыд: а стыда нет, и совести нет».
Сказка «Золушка».
Программное содержание: учить детей понимать смысл слова «совесть»; пробудить в детях мотивы доброжелательных взаимоотношений.
Кого вы назовете несправедливым в этой сказке? Почему? (Старшие сестры поступили плохо, несправедливо. У них нет совести. Они обижали младшую сестру. Они были лентяйки, только наряжаться любили).
А если бы вы были в этой сказке, что бы вы сделали для младшей дочери? (Я бы ее пожалела. Погладила бы ее руки, дала бы красивое чистое платье. Злых сестер поругала бы).
Им стало бы стыдно. Да? (Да). Почему? (Потому что у них появится совесть).
Значит, когда стыдно – значит есть совесть? (Да).
А вам когда-нибудь бывает стыдно? (Да. Стыдно, когда я не слушаюсь. Когда обижают маленьких, тоже стыдно. Когда дерутся, стыдно. И когда еще говорят плохие слова).
Занятие 6. «Верному другу цены нету»
Сказка «Кто сказал мяу?»
Программное содержание: вызвать чувство осуждения неверности в дружбе; учить высказываться об обобщенном смысле сказок; побуждать к приветливому, доброму отношению друг к другу.
Как собака подружилась с котенком? (Собака была очень добрая ).
Почему собака стала верным другом? (Друг познается в беде).
У кого есть дома собака? Расскажите о ней. За что вы ее любите?
Занятие 7. «Добро и красота»
Сказка «Аленький цветочек».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с бытом и обычаями народов России; вызвать чувство восхищения красотой отношений между людьми.
С чего начались чудесные события ? (Путешествия отца за аленьким цветочком в далекие страны).
На уроках русского языка наряду с другими формами работы веду экспериментальные занятия по развитию речи с использованием краеведческого материала. Предлагаемый нами апробированный план работы с включением национально – регионального компонента, может быть использован учителями во внеклассной работе. Предлагаем примерный план.
Примерный план работы на уроках русского языка с использованием народных традиций
Занятие 1. Составление сказки о растениях, птицах, животных России.
Занятие 2. Изложение по рассказу писателя (на выбор). Художественный текст. Повествование с элементом описания птиц леса.
Занятие 3. Устная работа по картине (на выбор). Обстановка уюта и покоя. Составление рабочих материалов.
Занятие 4. Сочинение-миниатюра
«Мой любимый полевой цветок». Описание цветка.
Занятие 5. Изложение. Образ .Из русской народной сказки «Василиса Премудрая» Повествование с элементами описания.
Занятие 6. Изложение «Любимое время года». Повествование. Элемент описания.
Занятие 7. Сжатое изложение. «История музыкального театра».
Занятие 8. Сочинение по картине «Моя малая Родина». Описание мягких сумерек.
Занятие 9. Изложение «Представление одежды народа России».
Занятие 10. Сочинение «Моя дорога в школу». Повествование с элементом описания.
Также использовали народные традиции на уроках. На основе этих занятий возникла идея открыть кружок «Народный фольклор»
Мы разработали систему кружковых занятий по ознакомлению с устным народным творчеством, в частности, национальным танцем. Наша система включает в себя следующие этапы:
1. Начальный этап. На этом этапе даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре как одного из вида фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилось традиция проведения национального праздника «Масленица». В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как гадание, коледование. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают об устном народном творчестве.
2. I этап. Знакомство детей
с устным народным творчеством.
1 занятие –тема «Жизнь наших предков»
цели: познакомить детей с бытом наших предков.
дыхательная гимнастика для носа и горла.
слушание магнитофонной записи.
2 занятие – тема «Жизнь наших предков»
цели:
Расширить знания детей о жизни наших предков.
Слушание магнитофонной записи.
Различать темп.
3 занятие – тема «Посуда наших предков»
цели:
Познакомить детей с посудами наших предков
Разучивание танца.
Разучивание народной песни
4 занятие – тема «Посуда наших предков»
цели:
Расширить знания детей о посудах наших предков.
Дальнейшее разучивание народной песни
Разучивание танца
5. занятие-тема «Национальные блюда»
цели:
Познакомить детей с национальными блюдами.
Разучивание народной песни
Разучивание мотива ; поются гласные. При пении следить за дыханием.
На практике мы убедились в том, что через фольклор дети учатся уважать родную культуру и эстетически преображаются
3. II этап. Интегрированное занятие по теме Святки
Цель: побудить детей нарисовать по теме, на основе полученных знаний из предыдущего этапа. Дальнейшее закрепление народных песен «Ой,блины,блины,блины». На этом этапе мы сначала с детьми воспоминаем то, о чем говорили на предыдущих занятиях. Затем детям предлагалось нарисовать сюжет по замыслу. После рисования привелись закрепление песен.
4. III этап. 10 занятие – развлечение “пришла к нам в гости Весна”.
На этом этапе мы повторили знания об устном народном творчестве. Затем прошло соревнование «перетягивание каната».
11 занятие – развлечение повелось в конце недели «Русского фольклера». На данном этапе прошел конкурс запевал, в котором приняли участие 10 человек. Итак, формирующий этап показал, что использование системы занятий с использованием народных традиций влияет на эстетическое, нравственное воспитание младших школьников, а также на закрепление знаний.
Таким образом, не только на уроках, но и во внеурочное время обучающимся даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида русский фольклора, беседа о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.
Во второй главе исследование показывает эффективность использования народных традиций в учебной и внеучебной работе библиотекаря сельской школы. Учащиеся, для которых проводились подобные мероприятия, относительно глубоко разбираются в вопросах и заданиях. Использование средств народных традиций народа России обогащает содержание учебно-воспитательной работы в начальных классах Ризоватоской средней школы.
Установлено, что до проведения эксперимента ребенок не осознает, что занятия с использованием народных традиций развивали бы его. После проведенного эксперимента дети уже понимают, что у них развился интерес к занятиям. Они научились думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития. Основу умственного воспитания, развития мышления составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. Мы выявили возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школ
На мероприятии, ученикам давались общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида русский фольклора, беседа о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества. Данная система мероприятий, с использованием народных традиций по своему содержанию достаточно доступна для детей.
В курсовой работе на основе анализа литературы и проведенного эмпирического исследования сформулированы следующие выводы: в традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Обрядовая педагогика народа России ориентирована на воспитание целостной личности. В народной педагогике средства материальной культуры связаны с развитием практической деятельности ребенка а средством духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, пословицы и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.
Целью опытно-экспериментальной работы являлось разработка и использования народной педагогики в систематическом научном образовании в начальной школе. Мы пришли к выводу, что занятия с использованием народных традиций могут выступать дополнительным средством активного развития детей.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза разработка методических рекомендаций по изучению и внедрению содержания и средств народного воспитания с учетом возрастных особенностей младших школьников.
В ходе выполнения курсовой работы нами были достигнуты все поставленные задачи раскрыта проблема народного воспитания в истории педагогической науки, рассмотреть взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школе в 60—70-е годы, опытно-экспериментальная работа по использованию народного воспитания в сельских школах, разработаны методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыта проблема народного воспитания в психолого-педагогической и методической литературе, охарактеризованы средства народного воспитания в педагогике, рассмотрены взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школе в 60—70-е годы.