Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:31, курсовая работа
Целью исследования: изучить и выявить актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы. Объект исследования: педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Предмет исследования: народное воспитание в наследии Л.Н.Толстого. Задачи: 1. изучить проблему народного воспитания в истории отечественной педагогической мысли; 2. выявить основные особенности и средства народного воспитания; 3. рассмотреть и выявить актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого на народное воспитание на современном этапе развития образования;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем народного воспитания в педагогической литературе………………………………………………………5
1.1.Спецификация народного воспитания в России: историко – педагогический аспект …………………………... ………… …………… ..…..5
1.2.Особенности и средства народного воспитания на современном этапе развития педагогики …………………………………….. ……………………..10
1.3.Актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками………….......…..............23
Выводы по главе 1………………………………………………………………31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию средств народного воспитания в сельской школе……………………………..........…32
2.1. Особенности экспериментальной работы по использованию средств народной педагогики в начальной школе……………………………………...32
2.2. Анализ результатов проведенного исследования ………………………..34
2.3.Методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников……………...………………………………………………………40
Выводы по главе 2…………………………………………...………………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………………………………………………………….49
Приложение………………………………………………………………………52
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены народные традиции в наследии Л.Н.Толстого, разработаны методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников
Материалы исследования могут быть использованы работниками учителями, педагогами - психологами, социальными педагогами. Кроме этого они могут быть использованы на спецкурсах курсах по выбору по подготовке учителей и педагогов. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в работе с учениками.
Литература
1.Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. , 2005. С. 95.
2.В.А.Вейкшан Л.Н.Толстой - народный учитель.М.,2009.
3. Виноградов, Г.С. Народная педагогика/Г.С. Виноградов. - Иркутск , 2006 г. 4.Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособ. для студентов высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия. 2001. - с. 324.
5.Зеньковский В.В. Психология детства.- М.: Академия, 2006.
6.Измайлов, А.Э. Народная педагогика / А.Э. Измайлов.- М.: Педагогика, 2001. - 234с.
7. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. сл. и примеч.: А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. - М.: Правда, 2001.
8.Макаренко, А.С. О воспитании в семье / А.С. Макаренко. - М., 2005.- 124 с.
9.Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. С.253.
10.Методы этнопсихологического исследования Текстпод ред. Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Епиколонов. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 124
11.Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
12.Найденова, Е.А. Детский коллектив и толерантность/ Е.А. Найденова //Межкультурный диалог: лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия /под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А. 13.Тишкова, Н.М. Лебедевой. - М.: Изд-во РУДН, 2003. - 406 с.
14. Найденова, Е.А. Школа миротворчества для самых маленьких /Е.А. Найденова //Толерантность и культурная традиция: сборник статей /под ред. М.Ю. Мартыновой. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - С.267-324.
15. Наше наследие: о проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Школьная библиотека, 2004. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»).
16. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов.- В III т. Том I Общие основы психологии. - М.: Владос, 2008. - 225с.
17. Общая психология: Учебное пособие для пед. ин-тов. / А.В. Петровского - М.: Просвещение, 2000. - 432с.
18. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2006. - 432 с.
19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Вузов / И.П. Подласый: В 2 кн - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. Кн.2. Процесс воспитания. - 256 с.
20. Развивающее обучение история, теория, практика: (Материалы зональной научно - практической конференции, октябрь, 1998г. / Под. ред. М.И. Волошкиной): Приложение к журналу «Начальная школа» 3 1. - М.: Начальная школа. - 2008.
21. Русские обычаи и обряды / Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2005.
22. Сепир, Э. Обычай// Сепир Э. Избр. Труды по языкознанию и культурологии. М., 2003.
23. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. [Текст] / А.П. Сорокин.- М., 2002.
24. Спиридонова, С.В. Методологические аспекты использования нетрадиционных народных праздников в воспитательном процессе начальной школы/ С.В. Спиридонова // Вестник МГОУ: Серия «Педагогика».- № 1 (41).- 2007.- С. 69-74.
25. Суханов, И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений/ И.В. Суханов. - М., 2006;
26.Толстой Л.Н.Сборник статей. Пособие для учителей. М.2005.
27.Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М.2005.
28.Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. - М., 2003.
29.Толстого Л.Н. в воспитании
молодежи Ф.М.Сокольникова 2003.
30. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Г.В. Бурменская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 656 с.
31. Н.Г.Чернышевский Ясная Поляна//Современник,2002.
32. Шадская А. В., Ремизов В. Б., Трофимова Н. А., Ежов И. В. Мир “Азбуки Льва Толстого”: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В. Б. Ремизова. - Тула, 2005.
33. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о национальных особенностях начального образования в России// Начальная школа.- 2006-№5.
Приложение 1.
Таблица 1.
Результаты итогового теста на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Элементы знаний и умений |
Частота правильных ответов |
Частота правильных ответов в % |
1. |
Нарисовать русский народный костюм |
8 |
72.73 |
2. |
Знание русских народных сказок |
7 |
63.7 |
3. |
Знание основных понятий о национальной культуре |
7 |
63.7 |
4. |
Знание русских народных песен |
6 |
54.56 |
5. |
Умение давать обоснованный ответ на вопросы по русским народным блюдам |
8 |
72.73 |
Среднее арифметическое |
7,2 |
65.45 |
Исходя из данных вышеприведенной
таблицы экспериментальной
Приложение 2.
Таблица 2.
Результаты итогового теста на контролирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Элементы знаний и умений |
Частота правильных ответов |
Частота правильных ответов в % |
1. |
Нарисовать русский народный костюм |
11 |
100 |
2. |
Знание русских народных сказок |
10 |
9.09 |
3. |
Знание основных понятий о национальной культуре |
9 |
81.81 |
4. |
Знание русских народных песен |
10 |
90.9 |
5. |
Умение давать обоснованный ответ на вопросы по русским народным блюдам |
7 |
63.63 |
Среднее арифметическое |
9,4 |
85.45 |
Приложение 3.
Таблица 3.
Результаты отклонений в качестве знаний по элементам
№ п/п |
Элементы знаний и умений |
Констатирующий этап эксперимента |
Контролирующий этап эксперимента Частота правильных ответов в % |
Отклонение в % |
11 |
Нарисовать русский народный костюм |
72.73 |
100 |
27.27 |
22 |
Знание русских народных сказок |
63.7 |
90.9 |
27.2 |
33 |
Знание основных понятий о национальной культуре |
63.7 |
81.81 |
18.11 |
44 |
Знание русских народных песен |
54.56 |
90.9 |
45.47 |
55 |
Умение давать обоснованный ответ на вопросы по русским народным блюдам |
72.73 |
63.63 |
-9.10 |
Среднее арифметическое |
72.73 |
85.45 |
12.72 |
Сравнение результатов качества и глубины усвоения учебного материала контрольного и экспериментального классов приведены в таблице.
Приложение 4.
Таблица 4.
Результаты основных качеств усвоения учебного материала
Констатирующий срез |
Контролирующий срез | ||
K % |
E |
K % |
E |
85.45 |
0,13 |
72,73 |
0,18 |
Где:
K – частота правильных ответов E – абсолютная ошибка