Народное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: изучить и выявить актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы. Объект исследования: педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Предмет исследования: народное воспитание в наследии Л.Н.Толстого. Задачи: 1. изучить проблему народного воспитания в истории отечественной педагогической мысли; 2. выявить основные особенности и средства народного воспитания; 3. рассмотреть и выявить актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого на народное воспитание на современном этапе развития образования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем народного воспитания в педагогической литературе………………………………………………………5
1.1.Спецификация народного воспитания в России: историко – педагогический аспект …………………………... ………… …………… ..…..5
1.2.Особенности и средства народного воспитания на современном этапе развития педагогики …………………………………….. ……………………..10
1.3.Актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками………….......…..............23
Выводы по главе 1………………………………………………………………31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию средств народного воспитания в сельской школе……………………………..........…32
2.1. Особенности экспериментальной работы по использованию средств народной педагогики в начальной школе……………………………………...32
2.2. Анализ результатов проведенного исследования ………………………..34
2.3.Методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников……………...………………………………………………………40
Выводы по главе 2…………………………………………...………………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………………………………………………………….49
Приложение………………………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

Практическая значимость исследования состоит в том, что  изучены   народные традиции в  наследии Л.Н.Толстого, разработаны  методические рекомендации по народному  воспитанию младших школьников

Материалы исследования могут  быть использованы работниками учителями, педагогами - психологами, социальными  педагогами. Кроме этого они могут  быть использованы  на спецкурсах курсах по выбору по подготовке учителей и  педагогов. Разработанные методические рекомендации  могут быть использованы в работе с учениками.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. , 2005. С. 95.

2.В.А.Вейкшан Л.Н.Толстой - народный учитель.М.,2009.

3. Виноградов, Г.С. Народная педагогика/Г.С. Виноградов. - Иркутск , 2006 г. 4.Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособ. для студентов высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия. 2001. - с. 324.

5.Зеньковский В.В. Психология детства.- М.: Академия, 2006.

6.Измайлов, А.Э. Народная педагогика  / А.Э. Измайлов.- М.: Педагогика, 2001. - 234с.

7. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. сл. и примеч.: А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. - М.: Правда, 2001.

8.Макаренко, А.С. О воспитании в семье  / А.С. Макаренко. - М., 2005.- 124 с.

9.Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. С.253.

10.Методы этнопсихологического исследования Текстпод ред. Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Епиколонов. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 124

11.Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.

12.Найденова, Е.А. Детский коллектив и толерантность/ Е.А. Найденова //Межкультурный диалог: лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия /под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А. 13.Тишкова, Н.М. Лебедевой. - М.: Изд-во РУДН, 2003. - 406 с.

14. Найденова, Е.А. Школа миротворчества для самых маленьких /Е.А. Найденова //Толерантность и культурная традиция: сборник статей /под ред. М.Ю. Мартыновой. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - С.267-324.

15. Наше наследие: о проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Школьная библиотека, 2004. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»).

16. Немов, Р.С. Психология  / Р.С. Немов.- В III т. Том I Общие основы психологии. - М.: Владос, 2008. - 225с.

17. Общая психология:  Учебное пособие для пед. ин-тов. / А.В. Петровского - М.: Просвещение, 2000. - 432с.

18. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2006. - 432 с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Вузов / И.П. Подласый: В 2 кн - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. Кн.2. Процесс воспитания. - 256 с.

20. Развивающее обучение история, теория, практика: (Материалы зональной научно - практической конференции, октябрь, 1998г. / Под. ред. М.И. Волошкиной): Приложение к журналу «Начальная школа» 3 1. - М.: Начальная школа. - 2008.

21. Русские обычаи и обряды / Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2005.

22. Сепир, Э. Обычай// Сепир Э. Избр. Труды по языкознанию и культурологии. М., 2003.

23. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. [Текст] / А.П. Сорокин.- М., 2002.

24. Спиридонова, С.В. Методологические аспекты использования нетрадиционных народных праздников в воспитательном процессе начальной школы/ С.В. Спиридонова // Вестник МГОУ: Серия «Педагогика».- № 1 (41).- 2007.- С. 69-74.

25. Суханов, И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений/ И.В. Суханов. - М., 2006;

26.Толстой Л.Н.Сборник статей. Пособие для учителей. М.2005.

27.Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М.2005.

28.Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. - М., 2003.

29.Толстого Л.Н. в воспитании молодежи Ф.М.Сокольникова 2003.  

30. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Г.В. Бурменская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 656 с.

31. Н.Г.Чернышевский Ясная Поляна//Современник,2002.

32. Шадская А. В., Ремизов В. Б., Трофимова Н. А., Ежов И. В. Мир “Азбуки Льва Толстого”: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В. Б. Ремизова. - Тула, 2005.

33. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о национальных особенностях начального образования в России// Начальная школа.- 2006-№5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица 1.

Результаты итогового  теста на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Элементы знаний и умений

Частота правильных ответов

Частота правильных ответов  в %

1.

Нарисовать русский  народный костюм 

8

72.73

2.

Знание  русских народных сказок

7

63.7

3.

Знание основных понятий  о национальной культуре

7

63.7

4.

Знание русских народных песен

6

54.56

5.

Умение давать обоснованный ответ на вопросы по русским народным блюдам

8

72.73

Среднее арифметическое

7,2

65.45


Исходя из данных вышеприведенной  таблицы экспериментальной группы мы видим, что у детей отсутствие повышения успеваемости по предметам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Таблица 2.

Результаты итогового  теста на контролирующем этапе эксперимента

№ п/п

Элементы знаний и умений

Частота правильных ответов

Частота правильных ответов  в %

1.

Нарисовать русский  народный костюм 

11

100

2.

Знание  русских народных сказок

10

9.09

3.

Знание основных понятий  о национальной культуре

9

81.81

4.

Знание русских народных песен

10

90.9

5.

Умение давать обоснованный ответ на вопросы по русским народным блюдам

7

63.63

Среднее арифметическое

9,4

85.45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Таблица 3.

Результаты отклонений в  качестве знаний по элементам

№ п/п

Элементы знаний и умений

Констатирующий этап

эксперимента 
Частота правильных ответов в %

Контролирующий этап эксперимента Частота правильных ответов в %

Отклонение в %

11

Нарисовать русский  народный костюм 

72.73

100

27.27

22

Знание  русских народных сказок

63.7

90.9

27.2

33

Знание основных понятий  о национальной культуре

63.7

81.81

18.11

44

Знание русских народных песен

54.56

90.9

45.47

55

Умение давать обоснованный ответ на вопросы по русским народным блюдам

72.73

63.63

-9.10

Среднее арифметическое

72.73

85.45

12.72


Сравнение результатов качества и глубины усвоения учебного материала  контрольного и экспериментального классов приведены в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Таблица 4.

Результаты основных качеств  усвоения учебного материала

Констатирующий срез

Контролирующий срез

K %

E

K %

E

85.45

0,13

72,73

0,18


 

Где:

K – частота правильных  ответов E – абсолютная ошибка

 


Информация о работе Народное воспитание