Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:57, курсовая работа
Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
Глава I. Неблагополучная семья и ребёнок как предмет научного познания.
1.1. Семья как ведущий фактор воспитания. Воспитательный потенциал семьи
1.2. Понятие «неблагополучная семья». Виды неблагополучных семей.
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
1.4. Коррекционно – педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей
Глава II. Опытно - экспериментальная работа c неблагополучными семьями.
2.1. Работа по выявлению неблагополучных семей.
2.2. Описание форм и методов, применяемых в работе с неблагополучными семьями.
2.3. Анализ результативности проделанной работы.
Дошкольное отделение
Курсовая работа по педагогике
«Неблагополучная семья и ребёнок»
Оглавление:
Введение
Глава I. Неблагополучная семья и ребёнок как предмет научного познания.
1.1. Семья как
ведущий фактор воспитания. Воспитательный
потенциал семьи
1.2. Понятие «неблагополучная семья». Виды неблагополучных семей. 9-16
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка 17-20
1.4. Коррекционно – педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей 21-26
Глава II. Опытно - экспериментальная работа c неблагополучными семьями.
2.1. Работа по выявлению неблагополучных семей. 27-28
2.2. Описание форм и методов, применяемых в работе с неблагополучными семьями. 29-31
2.3. Анализ результативности проделанной работы. 32-33
Заключение 34-35
Список использованной литературы 36-37
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
“Дети – это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание-это, будущее горе,
это наши слезы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной”.
А. С. Макаренко
Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Родителям самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Глубокие контакты
с родителями создают у детей
устойчивое жизненное состояние, ощущение
уверенности и надежности. А родителям
приносят радостное чувство
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.
Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.
Целью данной работы является изучение проблемы неблагополучных семей, а также методы коррекционно-педагогической работы.
Объект исследования – воспитание ребенка старшего дошкольного возраста в неблагополучной семье.
Предмет исследования – средства, формы и методы нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка дошкольного возраста в условиях учреждения образования.
Задачи:
1) Выявить причины неблагополучия в семье.
2) Раскрыть типы и виды неблагополучных семей.
3) Определить методы и формы коррекционно-педагогической работы.
4) Осуществить опытно - экспериментальную работу по нейтрализации последствий негативного семейного воспитания на детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Эффективные формы и методы коррекционно-педагогической работы, способствующие улучшению условий воспитания в неблагополучной семье.
Требует разъяснения
понятийно-терминологический
1. «Нейтрализация влияния неблагополучной семьи на ребенка», под которым мы понимаем комплекс психолого-педагогических и социально-педагогических воздействий, направленных, с одной стороны, на предупреждение, преодоление, изменение негативных или «безразличных» отношений в неблагополучной семье к проблемам жизни, образования и воспитания детей дошкольного возраста и, с другой стороны, ориентированных на педагогическое обеспечение позитивной социализации, инкультурации и социальной адаптации детей из таких семей и их личностного развития.
2. «Неблагополучная семья» - семья, в которой имеет место нарушение или распад нравственно-этических норм и традиций общества и семейного уклада; постоянно проявляются серьезные нарушения в межличностных, внутрисемейных отношениях, порождающие ошибки и просчеты в воспитании детей; где проявляется непедагогическое деструктивное отношение к детям.
3. «Трудный дошкольник» - ребенок с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах; с ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс.
Глава I. Неблагополучная семья и ребёнок как предмет научного познания.
1.1. Семья как ведущий фактор воспитания. Воспитательный потенциал семьи.
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семья - это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.
Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, обращаясь к ним, А.С. Макаренко говорил: "Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека".
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период "первоначального фактического складывания" личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.
Именно семья
закладывает фундамент
Из опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.
Семья в воспитании
ребёнка-дошкольника является первой
и часто единственной средой, которая
формирует его личность. Дошкольное
детство - период высокой чувствительности
ребёнка к воспитательному
Как известно, дошкольники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь.
Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет - это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства - это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.
Авторитет родителей
не является единственным фактором в
становлении нравственности личности,
наряду с ним можно выделить также
и общеобразовательную и
Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться детям чаще и скорее всего не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность воспитания была безупречна.
Воспитание в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена на то, чтобы способствовать самосовершенствованию ребёнка в его стремлении стать полноценной высоконравственной личностью.
Пристальное внимание в формировании нравственной основы ребёнка, должно быть обращено на содержание и идейную направленность дошкольника.
Руководя любимым видом деятельности, взрослые могут повлиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, формировать у него начало идейной направленности.
Каждый вид детской деятельности в силу своей специфики создаёт наиболее благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания, например, в игре формируются коллективные навыки, нравственные качества.
Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни.
Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования нравственной основы личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип "делай как я".