Неблагополучная семья и ребенок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

Содержание работы

Глава I. Неблагополучная семья и ребёнок как предмет научного познания.
1.1. Семья как ведущий фактор воспитания. Воспитательный потенциал семьи
1.2. Понятие «неблагополучная семья». Виды неблагополучных семей.
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
1.4. Коррекционно – педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей
Глава II. Опытно - экспериментальная работа c неблагополучными семьями.
2.1. Работа по выявлению неблагополучных семей.
2.2. Описание форм и методов, применяемых в работе с неблагополучными семьями.
2.3. Анализ результативности проделанной работы.

Файлы: 1 файл

Неблагополучная семья и ребенок.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 Актуальность  проблем современной семьи требует  от специалистов разных областей  и всего общества в целом  осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

Глава II. Опытно - экспериментальная работа  c неблагополучными семьями.

2.1. Работа по выявлению неблагополучных семей.

Анализ современной литературы свидетельствует о недостаточном внимании представителей различных наук к вопросам коррекции поведения и развития дошкольников из неблагополучных семей. В современных условиях возникло серьезное противоречие между необходимостью такой работы и невозможностью педагогами детского сада ее осуществлять. Как правило, в дошкольных учреждениях решением данной проблемы занимаются практические психологи, если таковые имеются, но их деятельность является координирующей и не позволяет решить ее полностью. Основная часть работы возлагается на воспитателя, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей, может использовать в этом процессе воспитательное воздействие социума - общества сверстников.

Опытно –  экспериментальная работа проводилась  в г. Речица на базе учреждения образования «Речицкий государственный районный центр детского творчества» в кружке «Школа развития». Были отобраны 12 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста.

Было проведено обследование семей методом анкетирования

(Приложение 1):

    • 4 – полные простые семьи (родители – дети);

 

    • 3 – семьи, включающие бабушек и дедушек;

 

    • 1 – семьи, где один родитель является не родным;

 

    • 3 – неблагополучные семьи;

 

    • 1– неблагополучная семья (с ярко выраженным алкоголизмом).

 

Учет структуры  семьи необходим при планировании работы с родителями.

Возрастной  диапазон наших родителей:

    • 25 – 30 лет 32 %
    • 31 – 35 лет 38 %
    • 36 – 40 лет 25 %
    • 40 лет и старше 5 %

 

 

Образовательный уровень:

    • С высшим образованием 17 %
    • Со средне-специальным 43 %
    • Со средним образованием 40 %
    • И только 5 % родителей имеют специальное педагогическое образование!

Более глубокому  изучению особенностей и условий  воспитания ребенка в семье помогла анкета (Приложение 2), в которой раскрываются основные взгляды родителей на семейное воспитание.

Для исследования психологического климата в семье  использовалась методика «Кинетический рисунок семьи» (Приложение 2-а), которая дает богатую информацию о субъективной ситуации ребенка в семье.

Тест состоит  из двух частей: рисования и беседы после него. Для выполнения теста  ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик; затем ему предлагается нарисовать свою семью так, чтобы ее члены семьи были чем - либо заняты. На все уточняющие вопросы давались ответы без каких - либо указаний.

Во время  рисования записывались все спонтанные высказывания ребенка, отмечалась его мимика, жесты, а так же фиксировалась последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводилась беседа по следующей схеме:

Кто изображен  на рисунке, что делает каждый член семьи;

Где работают или  учатся члены семьи;

Как в семье распределяются домашние обязанности;

Каковы взаимоотношения  ребенка с остальными членами  семьи.

Рисунок анализировался по параметрам позволяющие выявить уровень эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка в семье.

Вывод: Очень низкий показатель благоприятной психологической семейной ситуации, необходим дифференцированный подход в работе с родителями с учетом психологических особенностей родителей и детей в неблагополучных и неполных семьях.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Описание  форм  и методов, применяемых  в работе с неблагополучными семьями.

Под неблагополучной семьёй мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети.

Конечно же, нельзя за одну встречу или беседу изменить отношение и поведение родителей. Поэтому наблюдение за этими родителями велось в течение четырех месяцев.

Разработка  принципов воспитательной работы с неполными и неблагополучными семьями (Приложение 3), направленной на корректировку отношения к ребенку, происходила с учетом типа внутрисемейного воспитания.

Для вовлечения родителей в жизнь детей, для  повышения их педагогической культуры из многих форм работы с родителями мною использовались следующие активные формы:

1. Встреча с  родителями “Педагогический калейдоскоп” (Приложение 4)

2. Консультации на различные темы (Приложение 5)

3.“Вечер вопросов и ответов”;

3. Беседа-лекция на тему “О Вас и для Вас родители»;

4. «Стенд для родителей» (Приложение 6)

5.  Патронаж

6.   Организация  субботника;

7.   Организация  праздника: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»  (Приложение 7)

Встреча с родителями “Педагогический калейдоскоп” проходила по следующему плану:

1. Решение педагогических  ситуаций.

2. “Отгадай-ка”.

3. Игра со  зрителями.

4. Экспресс-опрос.

5. Узнай своего  ребенка.

Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение  которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии, также были предложены ситуации, которые можно было решить только совместно с детьми. Подобные занятия позволяют лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, обратить внимание на недостатки в воспитании, принять дополнительные коррекционные меры воздействия, направить действия родителей в нужное русло.

«Вечера вопросов и ответов»  представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Темой вечера в нашем случае было обсуждение вопросов, касающихся общения детей и взрослых. На мой взгляд, подобные вечера приносят большую пользу, разрешая конфликтные ситуации в семье между родителями и детьми, обучая родителей правильным путям решения проблем.

“Вечер вопросов и ответов” проведенный в “Школе развития ”, был построен следующим образом. Темой была выбрана актуальная проблема общения детей и взрослых в семье. Заранее, анонимно были собраны интересующие родителей вопросы. На “Вечере...” родители услышали развернутые ответы. Были также предложены «Памятки для родителей». (Приложение 8)

Были организованы совместные лектории на темы: «О Вас  и для Вас родители»: роль семьи  в формировании личности ребенка, семья  глазами ребенка, знают ли они  нас?»  В результате чего часть  родителей осознали нехватку ласки  и понимания к своим детям. Для устранения этой  проблемы во взаимоотношениях с их детьми, они обратились за помощью и консультацией.

В кабинете «Школы развития» я оформила «Стенд для родителей» (Приложение 9), где изложили основные положения, касающиеся воспитания детей, представила информацию о возможной помощи, а так же  описала  работу с семьей: основные направления, формы и методы.

Патронаж –  одна из форм работы с неблагополучной семьёй,  представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной целями. Патронаж проводился со следующими целями:

§ Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложившихся проблемных ситуаций.

§ Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка,  динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций).

Встречи с родителями происходили не только в будние дни, но и в выходные. По традиции были проведены субботники, в результате которых на участке нашей группы появился “Сказочный городок”, построенный из снега.

Завершающим этапом работы было проведение праздника  «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»  (Приложение 7). Мероприятие получились очень интересным и увлекательным. Семьи, принимавшие участие,  а также гости праздника получили много положительных эмоций. Дети с родителями исполняли песни, танцевали, рассказывали стихи о своей семье. Все участники показали свои таланты. Праздник получился не только развлекательными, но и познавательными. Дети высказывали свое мнение, как они понимают, что такое «мир семьи».

Это подвело  заключительную черту под четырехмесячным  наблюдением и исследованием  категорий родителей и их поведения  в зависимости от принадлежности к определенной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ  результативности проделанной работы.

 

После осуществления  коррекционной работы с неблагополучными семьями по плану коррекционно – педагогической работы я продиагностировала  динамику изменений социализации неблагополучных семей. Для исследования психологического климата в семье опять использовалась методика «Кинетический рисунок семьи» (Приложение 2-а), которая дает богатую информацию о субъективной ситуации ребенка в семье.

Определение результативности проделанной работы носит относительный характер, отслеживается тенденция изменений, которая может развиваться с подъемами и спадами. Из 4 неблагополучных семей:

• 1 семья осознала  и приняла факт неблагополучия своей семьи, готова к взаимодействию для ликвидации признаков неблагополучия в семье,

• 2 семьи прислушались к рекомендациям и советам, касающимся психологического климата в семье и стали периодически обращаться за помощью в виде индивидуальных консультаций,

• 1 осталась при своем мнении, считая, что в их семье нет неблагоприятных факторов для развития личности ребенка, утверждая при этом, что сами справятся с воспитательной функцией ребенка.

Итоговым результатом  явилось снижение показателей социального  неблагополучия в части семей, а  так же повышение родительского интереса  к взаимодействию с педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем. Что и подтвердило поставленную перед исследованием гипотезу. Эти данные подтверждают, что разработанный план коррекционно-педагогической работы действует и что при его реализации есть положительные результаты.

Семейное неблагополучие, как правило, отягощено ни одним, а несколькими факторами. Помощь, направленная лишь на один фрагмент не решает проблемы, а ведет к ее сдвигу в другую сторону. Следовательно, комплексный подход является одним из главных условий эффективности работы с неблагополучными семьями. Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на воспитание ребенка, я выделила следующие этапы работы педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через дошкольное учреждение и представила её в виде схемы


 




 


 

 



 

 

 



 


 


 



 

 



 



 

 

 

Следовательно, возможно организовать эффективную  помощь неблагополучным семья и детям  используя разработанный план коррекционно–педагогической работы. Самое главное - не останавливаться на достигнутом, а, совершенствуя и повышая квалификацию самих работников дошкольных учреждений, внедрять все новые и новые активные формы в работу с родителями в детские дошкольные учреждения.

Таким образом, в исследовании была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, реализована его цель, решены поставленные задачи.

Информация о работе Неблагополучная семья и ребенок