Неблагополучная семья и ребенок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

Содержание работы

Глава I. Неблагополучная семья и ребёнок как предмет научного познания.
1.1. Семья как ведущий фактор воспитания. Воспитательный потенциал семьи
1.2. Понятие «неблагополучная семья». Виды неблагополучных семей.
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
1.4. Коррекционно – педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей
Глава II. Опытно - экспериментальная работа c неблагополучными семьями.
2.1. Работа по выявлению неблагополучных семей.
2.2. Описание форм и методов, применяемых в работе с неблагополучными семьями.
2.3. Анализ результативности проделанной работы.

Файлы: 1 файл

Неблагополучная семья и ребенок.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Безусловно, существует причинно-следственная связь между, например, алкоголизмом родителей и проблемным поведением и нарушением развития у детей. Однако работа должна строиться не только на поиске и устранении причин проблемы, но и на использовании ресурсов семьи. Их бывает трудно увидеть, не всегда сразу понятно, как можно использовать. Это могут быть незаметные на первый взгляд способности и интересы членов семьи, сохраненные отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями; ресурсами могут стать и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться. Часто бывает так, что внутренних ресурсов недостаточно для изменения ситуации. Тогда целесообразно подумать о внешних ресурсах, которые помогли бы семье преодолеть кризисную ситуацию.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

 В практике коррекционно-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с неблагополучными семьями. В настоящее время педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений. Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок.

Социальная  модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных  обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).

Психологическая модель используется, когда причины  трудностей ребенка лежат в области  общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

 Диагностическая  модель основывается на предположении  дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.

 Медицинская  модель предполагает, что в основе  семейных трудностей лежат болезни.  Помощь заключается в проведении  психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, педагог дошкольного учреждения использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

 — психолого-педагогические  консультации на темы: «Роль семьи  в развитии ребенка», «Семейная  атмосфера», «Супружеский конфликт  и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.;

 — педагогические  поручения, например: организация  труда в семье, семейного праздника,  режима дня ребенка, семейного  чтения или написание письма своему ребенку и т. д.;

 — педагогические  практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь  ребенку учиться», «Какой у вас  ребенок», «Претензии к моему  ребенку» и т. д.

 

Объектом воздействия  могут быть все взрослые члены  семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, педагог дошкольного учреждения призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области педагогики считают, что деятельность педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы.

1. Образовательное  направление. Включает помощь  родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

2. Психологическое  направление. Включает социально-психологическую  поддержку и коррекцию и основано  на психологической и диагностической  моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки воспитателя в союзе с психологом становится наиболее эффективной. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

3. Посредническое  направление. Данное направление  содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации  и информировании. Помощь в организации  заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников,  выставок, утренников и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей.

 Работая  с семьей, воспитатель выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

 В практике коррекционно-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы — краткосрочная и долгосрочная.

 Как строить индивидуальную работу с неблагополучной семьей?

Принцип индивидуального  подхода к проблеме неблагополучной  семьи предполагает следующий примерный  алгоритм действий:

    • подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;
    • установление контакта специалистов с членами семьи;
    • выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
    • определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;
    • реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
    • патронат семьи (в случаях тяжкого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).

В ходе первичной диагностики педагогу важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т. д.

Работая с семьей, воспитатель нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4—9 месяцев). Работа в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

1-й этап. Знакомство.

2-й этап. Вхождение  в семью, создание и поддержание  мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

3-й этап. Сбор  и анализ информации о семье.  Сопоставление информации, полученной  из различных источников. По мере  необходимости педагог дошкольного учреждения прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации воспитатель формирует отношения с семьей, определяет способы взаимодействия с ней и намечает планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4-й этап. Выведение  семьи из состояния кризиса,  разрешение проблем, устранение  причин их породивших. Содержание  работы с семьей определяется  имеющимися у нее проблемами. Педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.

 5-й этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы педагог составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года).

Педагог может использовать следующие формы надзора. Официальный надзор - это надзор, осуществляемый педагогом по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т. п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль - это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа.

Семейное консультирование представляет собой оказание педагогом  консультативной помощи при возникновении  проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом социально-педагогического  консультирования являются:

-   в сфере организации быта - организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т. д.;

- в сфере  семейного здоровья - диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т. д.;

-   в сфере духовного и морального здоровья - традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т. п.;

-   в сфере воспитания детей - решение проблем адаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи - восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений.

Таким образом, рассмотренные основные модели, формы  и этапы коррекционно-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта коррекционно -педагогической деятельности подчеркивает актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяет назвать основные направления работы в этой области как на государственном, так и на общественном уровнях:

- упрочение  положения семьи в условиях  развития современного общества  посредством разработки и внедрения  законодательных, правовых, нормативных актов. На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы: Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие другие;

-    расширение сети семейных социальных служб, организация центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т. д.; работа различных общественных движений, целью деятельности которых является защита детства и материнства;

- диагностика  семейного неблагополучия, его причин  и истоков, прогнозирование последствий;  на основе диагностических данных - разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение неблагополучных семей.

Информация о работе Неблагополучная семья и ребенок