Неблагополучная семья и ребенок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

Содержание работы

Глава I. Неблагополучная семья и ребёнок как предмет научного познания.
1.1. Семья как ведущий фактор воспитания. Воспитательный потенциал семьи
1.2. Понятие «неблагополучная семья». Виды неблагополучных семей.
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
1.4. Коррекционно – педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей
Глава II. Опытно - экспериментальная работа c неблагополучными семьями.
2.1. Работа по выявлению неблагополучных семей.
2.2. Описание форм и методов, применяемых в работе с неблагополучными семьями.
2.3. Анализ результативности проделанной работы.

Файлы: 1 файл

Неблагополучная семья и ребенок.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все хорошее  и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в  этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем  ребенок подражает взрослым и  что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

Во все времена, во все эпохи были хорошие и плохие семьи, но неблагополучные семьи формируют неблагополучных детей. “На свете – бездна родителей, – писал В.Г.Белинский, – множество, но мало отцов и матерей”.

Совместная  работа воспитателей и родителей  в формировании личности ребенка  с первых лет его жизни имеет  не только педагогическое, но и глубоко  общественное, социально-педагогическое значение.

Чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. При внимательном изучении биографии родителей из неблагополучных семей выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: "не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя"; "не верь никому, даже родным"; "не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…". С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с "хроническим неблагополучием". Данную проблему решить очень сложно, только через несколько поколений успешной работы с семьёй можно сказать, что семья "выздоровела" и может стать условно-адаптированной.

 Проведение индивидуальных бесед и консультаций помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

       Таким образом, раннее выявление  семей "группы риска" и  своевременная помощь им, а также  целенаправленная работа с неблагополучием  из поколения в поколение, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988.
  2. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6
  3. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
  5. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
  6. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3
  7. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000.
  8. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д,  2004
  9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.
  10. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999.
  11. Семья на пороге третьего тысячелетия / А.И.Антонов, М.С. Мацковский, Дж. Мэддок, М. Хоган. – Москва. 1995.
  12. Феминология. Семьеведение. Под ред.Л.Т. Шинелевой. М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1997. - Т2.
  13.   Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.:Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  14. От личности родителей к личности ребенка // Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.:Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  15.   В. Дружинин Теоретическая типология моделей семьи// Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия "Психология семейных отношений") Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2002.
  16. Роль отца в социализации детей// Андреева Т.В. Семейная психология Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - С.
  17. Роль матери в социализации детей// Андреева Т.В. Семейная психология Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004.
  18. Родители и дети, семейные отношения// Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование).-СПб.: Наука, 2003.
  19. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков // Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.:Академический проект; Трикета, 2005.

 


Информация о работе Неблагополучная семья и ребенок