Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:57, курсовая работа
Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
Глава I. Неблагополучная семья и ребёнок как предмет научного познания.
1.1. Семья как ведущий фактор воспитания. Воспитательный потенциал семьи
1.2. Понятие «неблагополучная семья». Виды неблагополучных семей.
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
1.4. Коррекционно – педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей
Глава II. Опытно - экспериментальная работа c неблагополучными семьями.
2.1. Работа по выявлению неблагополучных семей.
2.2. Описание форм и методов, применяемых в работе с неблагополучными семьями.
2.3. Анализ результативности проделанной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.
Во все времена, во все эпохи были хорошие и плохие семьи, но неблагополучные семьи формируют неблагополучных детей. “На свете – бездна родителей, – писал В.Г.Белинский, – множество, но мало отцов и матерей”.
Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.
Чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. При внимательном изучении биографии родителей из неблагополучных семей выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: "не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя"; "не верь никому, даже родным"; "не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…". С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с "хроническим неблагополучием". Данную проблему решить очень сложно, только через несколько поколений успешной работы с семьёй можно сказать, что семья "выздоровела" и может стать условно-адаптированной.
Проведение индивидуальных бесед и консультаций помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.
Таким образом, раннее
Список используемой литературы: