Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:31, курсовая работа
Цель исследования: определить значение познавательного интереса у
старших дошкольников и условия его развития в процессе непосредственно-
образовательной деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической
литературе.
2) Выявить особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Психолого-педагогические основы развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста……6
1.1. Развитие познавательного интереса старших дошкольников
как психолого-педагогическая проблема………………………….6
1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста…………………………..9
Глава II Методика развития познавательного интереса у
старших дошкольников в процессе обучения……….…………………….15
2.1.Методика организации и проведения непосредственно-
образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного по развитию познавательного интереса……………15
2.2.Занимательный аспект формирования математических
представлений, как средство развития познавательного
интереса у старших дошкольников………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………….
Министерство образования и науки Хабаровского края
Николаевский – на – Амуре педагогический колледж КМНС –
филиал КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж»
Предметно-цикловая комиссия общепрофессиональных дисциплин
НЕПОСРЕДСТВЕННО-
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность 050144
« Дошкольное образование»
Курс 3, группа 431
очная форма обучения
Руководитель: Т.Г.Сальникова
Преподаватель методики развития речи с практикумом по логопедии
_________________
подпись
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Психолого-педагогические основы развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста……6
1.1. Развитие познавательного интереса старших
дошкольников
как психолого-педагогическая проблема………………………….6
1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста…………………………..9
Глава II Методика развития познавательного интереса у
старших дошкольников в процессе обучения……….…………………….15
2.1.Методика организации и проведения непосредственно-
образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного по развитию познавательного интереса……………15
2.2.Занимательный аспект формирования математических
представлений, как средство развития познавательного
интереса у старших дошкольников………………………………….17
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из
самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие
человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и
деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной
предпосылкой формирования умственных качеств личности, её
самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, когда
современные программы предусматривают формирование у дошкольников
не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне
достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах
и отношениях предметов и явлений, развитию познавательной активности в
развитии личности ребёнка отводится одно из ведущих мест .
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания
дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на
современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности,
а не стремиться к
традиционной системе умственного воспитания.
В Стандарте дошкольного образования говорится о том, что ребёнок
должен обладать познавательным интересом в собственном развитии,
владеть начальными формами исследований, экспериментирования,
элементарно изучать окружающий мир. Поэтому сформированный
в дошкольные годы познавательный интерес непременно станет основой
дальнейшего развития познавательной активности дошкольников.
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в
детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему
сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым
видам занятий. Проблема познавательной активности - одна из наиболее
трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической
характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия
психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Познавательная активность при правильной педагогической организации
деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной
воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой
личности дошкольника и оказать качественное влияние на его развитие.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было
выявлено противоречие между насущной необходимостью развития
познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием
возможности формирования познавательного интереса при организации
НОД в дошкольном учреждении.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему
исследования: обоснование наиболее эффективного средства развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования:
«Непосредственно-
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: развитие познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: непосредственно-
как средство развития познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста.
Цель исследования: определить значение познавательного интереса у
старших дошкольников и условия его развития в процессе непосредственно-
образовательной деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической
литературе.
2) Выявить особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста.
3) Обосновать значение
как средства развития познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста.
4) Изучить методики развития
познавательного интереса у
Для решения поставленных задач был использован теоретический анализ
психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
исследования.
.
Глава I. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Развитие познавательного
интереса у старших дошкольников как психолого-педагогическая
проблема
Невозможно
переоценить значение познавательной
деятельности для общего развития ребенка
и формирования его личности. Под влиянием
познавательной деятельности развиваются
все процессы сознания. Познание требует
активной работы мысли, и не только мыслительных
процессов, но и совокупности всех процессов
сознательной деятельности.
Процесс познавательной
деятельности требует значительной затраты
умственных сил и напряжения, это удается
далеко не каждому, поскольку подготовка
к осуществлению интеллектуальных операций
не всегда достаточна. Поэтому проблему
усвоения составляет не только овладение
знаниями, но и процесс длительного (усвоения)
устойчивого внимания, напряжения умственных
сил, волевых усилий.
Современные
исследования педагогов и психологов,
направленные на изучение различных аспектов
обучения детей дошкольного возраста,
показывают, что продуктивность интеллектуального
развития детей в целом зависит не только
от того, как организован процесс обучения,
передача им знаний, но и от обратной связи
в этом двухстороннем процессе - от позиции
самого ребенка, его активности.
Наша работа
посвящена изучению развития познавательного
интереса у старших дошкольников. При
разработке содержания и структуры развития
познавательного интереса у старших дошкольников
мы придерживались трактовки изучаемого
понятия, представленного в различных
источниках. Ученые педагоги и психологи
характеризуют познавательный интерес
как процесс, связанный с избирательной
направленностью внимания (Л.А. Венгер,
А.В. Запорожец), с побуждением к деятельности
(И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых
и интеллектуальных процессов, повышающих
активность сознания и деятельность (Л.А.
Гордон), с активно-познавательным (Н.В.
Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным
(М.Г. Морозова) отношением человека к миру,
с мотивированным состоянием познавательного
характера (Р.С. Немов, А.В.Петровский),
со специфическим отношением личности
к объекту, вызванным сознанием его личной
значимости и эмоциональной привлекательности
(А.Г.Ковалев). Очевидно, что указанные
характеристики познавательного интереса
выделены авторами на разных основаниях
и связаны с психологическими особенностями
развивающейся личности.
Однако перечисленные аспекты представлены
изолированно друг от друга и не отражают
целостного подхода к развитию познавательного
интереса в аспекте личностного развития
ребенка-дошкольника. Это свидетельствует,
с одной стороны, об актуальности проблемы
развития познавательного интереса у
старших дошкольников, а с другой стороны,
о недостаточной ее разработанности в
плане развития личности ребенка.
Мы
согласны с мнением Г.И.Щукиной, которая
рассматривает познавательный интерес
как целостное образование личности. Это
позволило нам выявить психологическую
основу познавательного интереса, состоящую
из взаимосвязанных компонентов. К ним
относятся:
- эмоциональный компонент, характеризуемый
положительным отношением к деятельности,
ее предметной стороне, к процессу деятельности
и наиболее ярко проявляющийся во время
взаимодействия с другим человеком (оказание
помощи, проявление заинтересованности,
эмпатии, положительных эмоций в ходе
совместной деятельности с взрослым и
со сверстниками). Заложенное в познавательном
интересе эмоциональное начало, как отмечает
Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические
ресурсы, которые подкрепляют его, делают
более устойчивым, обеспечивая тем самым
перерастание его в неотъемлемое свойство
личности;
- интеллектуальный компонент, связанный
с развитием операций мышления (анализа,
синтеза, обобщения, сравнения, классификации),
которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного
процесса», с направленностью детских
вопросов на существенные свойства и характеристики
исследуемого объекта, поиском новых способов
решения познавательных задач. Познание
невозможно без активной мысли, поэтому
операции мышления значимы для развития
интереса;
-регулятивный компонент. Устремления,
целенаправленность, преодоление трудностей,
принятие решений, сосредоточенность
внимания, отношение к результатам деятельности,
развитие рефлексивных способностей,
связанных с самооценкой и самоконтролем
в ходе деятельности – все это регулирует
и развивает познавательный интерес. В
исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого,
В.Н.Мясищева, Н.Г.Морозовой, А.И.Сорокиной
и др. доказано, что познавательный интерес
является стимулом для развития волевых
качеств; личности.
- творческий компонент, выраженный в самостоятельном
переносе ранее усвоенных способов деятельности
в новую ситуацию, комбинированием ранее
известных способов деятельности в новые
виды деятельности, проявлением способности
к оригинальной мыслительной деятельности.
Мы согласны с Л.А. Венгером, Н.С. Лейтесом и считаем, что познавательный интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.
1.2.Педагогические условия развития познавательного интереса у
детей старшего дошкольного
возраста
Познавательный
интерес – это есть познавательная потребность,
и побуждаемая ею познавательная деятельность.
Каждому ребенку присущ познавательный
интерес, но его мера и направленность
у детей неодинакова.
Развитие познавательного интереса предполагает
получение новых знаний и умений. На передачу
различных знаний и умений, в том числе
интеллектуальных направлены занятия
в детском саду.
По мнению Лисиной М.И., решающий фактор
развития и формирования познавательной
активности – это общение ребенка с взрослым
человеком - педагогом, родителями. В процессе
этого общения ребенок усваивает, с одной
стороны, активное и заинтересованное
отношение к явлениям, предметам; с другой
– способы управления своим поведением,
преодолевает трудности ориентировки
в новых ситуациях при решении новых задач.
Условие развития
познавательного интереса – это практические
и исследовательские действия ребенка.
Первостепенное значение имеет факт завершения
таких действий успехом. Так появляются
новые знания, окрашенные яркими эмоциями.
Организация познавательных
действий должна опираться на уже развитые
у ребенка потребности, прежде всего на
его потребность в общении с взрослыми
– одобрение действий, поступков, суждений,
мнений.
Воспитание любознательности и познавательных
интересов осуществляется в общей системе
умственного воспитания на занятиях, в
играх, труде, общении и не требует каких-либо
специальных занятий. Основное условие
развития любознательности – широкое
ознакомление детей с явлениями окружающей
жизни и воспитание активного, заинтересованного
отношения к ним.
Интересы и способности
ребенка не являются врожденными, а раскрываются
и формируются в деятельности – познавательной
и созидательно – продуктивной. Для того,
чтобы проявлялись задатки и развивались
способности, необходимо возможно раньше
поддержать интерес ребенка, его склонность
к чему – либо. Нужно создать такие условия,
при которых ребенок чаще соприкасается
с тем, что его интересует, что он может
отразить в деятельности. Например, мальчика
интересуют птицы: их внешний вид, повадки,
разнообразие. Нужно посоветовать родителям
прочитать ребенку книги, показать картинки,
наблюдать за птицами непосредственно
в природе.
Очень
важен индивидуальный подход к детям.