Непосредственно-образовательная деятельность, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить значение познавательного интереса у
старших дошкольников и условия его развития в процессе непосредственно-
образовательной деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической
литературе.
2) Выявить особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Психолого-педагогические основы развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста……6
1.1. Развитие познавательного интереса старших дошкольников
как психолого-педагогическая проблема………………………….6
1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста…………………………..9
Глава II Методика развития познавательного интереса у
старших дошкольников в процессе обучения……….…………………….15
2.1.Методика организации и проведения непосредственно-
образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного по развитию познавательного интереса……………15
2.2.Занимательный аспект формирования математических
представлений, как средство развития познавательного
интереса у старших дошкольников………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КР Булычёва.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования  и науки  Хабаровского края

Николаевский – на – Амуре педагогический  колледж  КМНС –

филиал  КГБОУ СПО   «Хабаровский  педагогический  колледж»

 

Предметно-цикловая комиссия общепрофессиональных    дисциплин

 

 

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

                                                                                                         Выполнила:

 Булычёва Ксения  Игоревна  

 Специальность 050144

 « Дошкольное образование»

  Курс 3, группа 431

очная форма обучения

  

Руководитель: Т.Г.Сальникова                                                              

Преподаватель методики     развития речи с практикумом по логопедии

_________________                                                    

  подпись

                                                                 

                                                                  Курсовая работа защищена

                                                                   «____»__________ 2014 г

 

                                                                   Оценка______________

 

 

                                                  Николаевск-на-Амуре

2014 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Психолого-педагогические основы развития

познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста……6

           1.1. Развитие познавательного интереса старших дошкольников 
                  как психолого-педагогическая проблема………………………….6

           1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса

                  у детей старшего дошкольного возраста…………………………..9

Глава II Методика развития познавательного интереса у

старших дошкольников в процессе обучения……….…………………….15

            2.1.Методика  организации и проведения непосредственно-              

                 образовательной деятельности с детьми старшего

                 дошкольного  по развитию познавательного интереса……………15

           2.2.Занимательный аспект формирования математических            

                 представлений, как средство развития  познавательного

                 интереса у старших дошкольников………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………...20

Список литературы…………………………………………………………….22

Приложения……………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из

самых  актуальных    в    детской   психологии,    поскольку взаимодействие

человека с   окружающим миром   возможно благодаря   его активности    и

деятельности, а ещё и потому, что   активность   является    непременной

предпосылкой формирования  умственных   качеств   личности,              её

самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас,    когда  

современные программы предусматривают формирование у дошкольников

не   отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а                 вполне

достоверных элементарных систем   представлений о различных   свойствах

и отношениях предметов и явлений, развитию познавательной активности в

развитии личности ребёнка отводится одно из ведущих мест .

         Один из ведущих специалистов в области умственного        воспитания

 дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что    на

современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности,

 а не стремиться к исчерпывающей  сумме знаний, как это имело  место        в

традиционной системе умственного воспитания.

          В Стандарте дошкольного образования говорится о том, что   ребёнок

должен обладать   познавательным интересом в     собственном развитии,  

 владеть начальными формами  исследований, экспериментирования,

элементарно изучать окружающий мир. Поэтому сформированный

в дошкольные годы познавательный интерес непременно станет основой

дальнейшего развития познавательной активности дошкольников.

        По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в

детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему

сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым

видам занятий. Проблема познавательной активности - одна из наиболее

 трудных   в педагогике, так как,  являясь   индивидуально-психологической

характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия

психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

        Познавательная активность при правильной педагогической организации

деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной

воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой

личности дошкольника и оказать  качественное влияние на его развитие.

          Все это и обусловило актуальность темы исследования.

          При изучении психолого-педагогической литературы нами было

выявлено   противоречие между насущной необходимостью развития

познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием

возможности формирования познавательного интереса при организации

НОД в дошкольном учреждении.

            Выявленное противоречие позволило обозначить проблему

исследования: обоснование наиболее эффективного средства развития

познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

          Данная проблема позволила сформулировать тему исследования:

«Непосредственно-образовательная деятельность как средство развития

познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

          Объект исследования: развитие познавательного интереса у детей

старшего дошкольного возраста.

         Предмет исследования: непосредственно-образовательная деятельность

  как средство развития познавательного  интереса у детей старшего

дошкольного возраста.

           Цель исследования: определить значение познавательного интереса у

старших дошкольников и условия его развития в процессе непосредственно-

образовательной деятельности.

            В соответствии с целью исследования были определены следующие

задачи:

1) Рассмотреть понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической

 литературе.

2) Выявить особенности развития познавательного интереса у детей

старшего дошкольного возраста.

3) Обосновать значение непосредственно-образовательной  деятельности 

 как средства развития познавательного интереса у детей старшего

дошкольного возраста.

4) Изучить методики развития  познавательного интереса у старших  дошкольников.

Для решения поставленных задач был использован теоретический анализ

 психолого-педагогической и методической литературы по проблеме

исследования.

 


                        

 
           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

 

1.1.Развитие познавательного интереса у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 
          Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.  
         Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий. 
          Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. 
          Наша работа посвящена изучению развития познавательного интереса у старших дошкольников. При разработке содержания и структуры развития познавательного интереса у старших дошкольников мы придерживались трактовки изучаемого понятия, представленного в различных источниках. Ученые педагоги и психологи характеризуют познавательный интерес как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец), с побуждением к деятельности (И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельность (Л.А. Гордон), с активно-познавательным (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным (М.Г. Морозова) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С. Немов, А.В.Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А.Г.Ковалев). Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности.                 Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка. 
            Мы согласны с мнением Г.И.Щукиной, которая рассматривает познавательный интерес как целостное образование личности. Это позволило нам выявить психологическую основу познавательного интереса, состоящую из взаимосвязанных компонентов. К ним относятся: 
- эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, эмпатии, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности; 
- интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому операции мышления значимы для развития интереса; 
-регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н.Мясищева, Н.Г.Морозовой, А.И.Сорокиной и др. доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств; личности. 
- творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности.

            Мы согласны с  Л.А. Венгером, Н.С. Лейтесом  и считаем, что познавательный интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.

 

 

 

 

1.2.Педагогические   условия   развития   познавательного   интереса    у

детей старшего дошкольного возраста 
           Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова.  
             Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных направлены занятия в детском саду.  
По мнению Лисиной М.И., решающий фактор развития и формирования познавательной активности – это общение ребенка с взрослым человеком - педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.  
         Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями. 
       Организация познавательных действий должна опираться на уже развитые у ребенка потребности, прежде всего на его потребность в общении с взрослыми – одобрение действий, поступков, суждений, мнений. 
Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в играх, труде, общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.  
        Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности. Например, мальчика интересуют птицы: их внешний вид, повадки, разнообразие. Нужно посоветовать родителям прочитать ребенку книги, показать картинки, наблюдать за птицами непосредственно в природе.  
           Очень важен индивидуальный подход к детям.

Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников