Непосредственно-образовательная деятельность, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить значение познавательного интереса у
старших дошкольников и условия его развития в процессе непосредственно-
образовательной деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической
литературе.
2) Выявить особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Психолого-педагогические основы развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста……6
1.1. Развитие познавательного интереса старших дошкольников
как психолого-педагогическая проблема………………………….6
1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста…………………………..9
Глава II Методика развития познавательного интереса у
старших дошкольников в процессе обучения……….…………………….15
2.1.Методика организации и проведения непосредственно-
образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного по развитию познавательного интереса……………15
2.2.Занимательный аспект формирования математических
представлений, как средство развития познавательного
интереса у старших дошкольников………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КР Булычёва.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Пристального внимания педагога требуют дети, которые не проявляют познавательного интереса к окружающему. Обычно они сами не задают вопросов и теряются, когда их о чем-либо спрашивает воспитатель. Чаще всего такие дети не нарушают порядок, не мешают другим и поэтому выпадают из поля зрения педагога. Общение воспитателя с такими детьми должно быть индивидуально-групповым, а не только общегрупповым.       Нужно направлять их внимание на окружающую действительность, учить всматриваться в явления жизни, помогать видеть в предметах отдельные признаки, не торопить, а постепенно формировать интерес.  
            У некоторых детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что возбуждает их непосредственный интерес, но у них не воспитана способность к сосредоточенности, иногда наблюдается стремление избежать активной умственной деятельности. Их любознательность остается на уровне общей ориентировки и может превратиться в пустое бездумное любопытство, которое не требует усилий. Эти дети тоже требуют особого внимания.          Неопытный педагог может их «всезнайство» принять за подлинное развитие любознательности. Неумение сосредоточиться, произвольно направлять внимание ясно обнаруживается при переходе в школу. 
Учебная деятельность требует внимания, способности управлять интересами, подчинять их определенным целям. К. Д. Ушинский называл внимание воротами, в которые входят в сознание все впечатления окружающей жизни.             

        Внимание всегда составляло основу процесса обучения и развития познавательных интересов. Сосредоточенность внимания связана с волевым усилием, при котором ребенок с одинаковым старанием выполняет и то, что возбуждает непосредственный интерес, и то, что малоинтересно, но необходимо. Развитие познавательного интереса требует усилия мысли, сосредоточенности на тех или иных явлениях или процессах, оно связано с непрестанным накоплением знаний, умений, навыков. Содержанием этого сложного процесса является систематическое, целенаправленное обучение и усвоение знаний, формирование на их основе любознательности и преобразование ее в познавательные интересы, в активную познавательную деятельность.

Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей. 
          Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.  
          К детям-флегматикам, холерикам, сангвиникам, меланхоликам требуются разные подходы, т.к. все они имеют разные индивидуальные особенности. С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффективная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и соответствующем подходе к ним учителей.  
Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укрепляет культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляют важное условие подготовки ребят к школьному коллективу.  
         Если воспитатель заботится об установлении в группе отношений дружеского доверия и симпатии, то он должен:

  • постоянно выражать ко всем детям заинтересованное, доброе отношение;
  • эмоционально-выразительно проявлять себя в общении с детьми, демонстрировать свое отношение к поступкам, чтобы дети научились «читать» эмоции, без чего невозможно взаимопонимания и контакт;
  • сделать свое общение с детьми, а также общение детей друг с другом предметом особого внимания.

Обязательным условием возникновения познавательного интереса являются дидактические продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что нужно сделать, увидеть, услышать, и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направление деятельности детей вызывают заинтересованность, практическую и умственную активность детей, содействуют повышению произвольности и осознанности восприятия, активно-действенного обследования предметов. 
            На ступенях дошкольного детства воспитатель организует «встречи» детей с предметами таким образом, чтобы ребенок обратил на них внимание, проявил к ним интерес. Педагог ставит предмет в условия, в которых он «рассказывает о себе», т.е. наиболее полно обнаруживает различные свои свойства.  
          Для опытного воспитателя вопрос ребенка свидетельствует об определенной направленности интересов, о зрелости мысли, о стремлении осмыслить явления жизни. Умение задавать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. В вопросе заложена потребность принять связь известного, знакомого с новым. Дети часто задают вопрос о том, что им уже известно, но в чем они хотят утвердиться. желание продлить общение, узнать мнение, суждение другого также побуждает задавать вопрос. Способность задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни следует всемерно развивать, использовать для воспитания познавательной активности. Однако ограничиться этим нельзя. Используя потребность в знании, воспитатель должен направлять пытливость ребенка, вооружить его способами самостоятельного поиска ответа.  
           Ответы на вопросы детей не должны носить категорического характера в форме утверждения или отрицания. Они должны сопровождаться краткой беседой, помогающей ребенку глубже присмотреться к предметам и явлениям, увидеть не только внешние признаки, но и связи. Ответ ребенку не всегда может быть дан в прямой форме: иногда его можно включить в содержание рассказа, раскрыть через художественный образ. Нужно уметь из потока вопросов ребенка извлечь главное и направить детскую мысль на правильный путь. Важно обращаться с вопросами к детям. Вопрос, поставленный ребенку, активизирует его мысль, побуждает к сравнению, иногда рассуждения, умозаключения. Это развивает познавательную активность, рождает потребность в новых знаниях.  
          Таким образом, при правильно организованном обучении дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием выполняют трудные задания, которые вызывают необходимость использовать известное и открывать новое. У детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Однако имеющиеся у детей возможности переработки, упорядочения информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Поэтому большое значение имеет общение с взрослым - педагогом, родителями. Основой развития познавательной активности детей в детском саду является творческая мысль педагога, направленная на поиски эффективных методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методика развития познавательного интереса у дошкольников

 

2.1.Развитие познавательного интереса в процессе организации и проведения непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

           Изучив научную и учебную литературу по проблеме развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, нами было принято решение представить в качестве образца НОД по развитию познавательного интереса обучающую игру «Великое путешествие».  
Данная игра включает в себя несколько игровых, занимательных занятий. (Приложение 1) 
          Посредством данного мероприятия воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в процессе непосредственно-образовательной деятельности , в играх. Основное условие развития познавательного интереса - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Из многообразия тем мы отобрали ряд занятий-путешествий (путешествия по Музыкальному, Спортивному и Цветочному городам, по Городу Веселого язычка и Городу Чувств), охватив все сферы обучения старших дошкольников. 
           Путешествие начинается с посещения Музыкального города, там дети закрепляют умения двигаться под музыку, развивают музыкально ритмическое воображение, укрепляется интерес к совместной деятельности, к совместному выполнению заданий.  
            В городе Веселого язычка дети закрепляют артикуляционные навыки, развивают чувство ритма, совершенствуют память, внимание, логическое мышление. Воспитатели активизируют познавательную деятельность детей через игры («Назови фрукты», «Испорченный телефон») и упражнения («Трубочка», «Лошадка», «Грибок», «Окошко», «Гармошка» и др.) 
Вопросы и задания вызывают у детей положительные эмоции — радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия игровых и познавательных ситуаций воспитатели пробуждают интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагоги закрепляют положительное отношение к отдельным явлениям и постепенно расширяют их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями. 
          В городе Чувств дети закрепляют знания об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Дети узнали много нового и интересного благодаря различным предметам и явлениям. Например, в гостях у Обоняния дети с завязанными глазами определяли запах  герани  и чеснока.  
         В Спортивном городе дети учатся действовать в командах. С помощью подвижных игр и упражнений (Эстафета «Хоккей», «Собери пять олимпийских колец», «Определи вид спорта и время года») закрепляют навыки физкультурных упражнений.  
           В Цветочном городе дети закрепляют знания о насекомых и цветах. Познавательный интерес формируется с помощью наблюдений и чтения произведений Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», М. Пришвина «Лягушонок».

           Таким образом, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо как можно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему-либо. Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности — познавательной и созидательно-продуктивной. Нужно создавать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности. На протяжении игровых путешествий у детей появится  возможность проявить  интерес к музыке, к физической культуре,  дети  примут участие в играх и упражнениях, что обязательно скажется на их эмоциональном настрое и познавательной активности.

 
2.2. Занимательный аспект формирования математических представлений, как средство развития познавательного интереса 
           Старшие дошкольники очень любят занимательные соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные НОД доставляют им эстетическую радость, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, развивают интерес к математической деятельности и желание заниматься ею. 
            Математические конкурсы проводятся один раз в квартал на основе разнообразного занимательного математического материала: дидактических и подвижных игр, упражнений с предметами и игрушками, словесных игр, загадок, считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, рассказов, фрагментов сказок, музыки, песен. (Приложение 2) 
         Материал подбирается с учетом уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных в процессе обучения на занятиях, а также интереса к различным видам математической деятельности. 
Необходимо продумать сочетание материала, последовательность его использования. Вначале проводится разминка (умственная гимнастика), цель которой — «собрать» внимание детей, настроить их на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложить несложные задачи, загадки, логические упражнения. 
          В ходе НОД рекомендуется использовать различные варианты доступного детям занимательного математического материала, предусматривается смена умственной и двигательной активности, коллективного и индивидуального выполнения заданий, работа с использованием наглядного материала и без него, различные виды детской активности. Трудный материал чередуется с более легким; при этом самый легкий, интересный, успокаивающий дается в конце конкурса. 
          Музыкальное сопровождение НОД придает ему положительную эмоциональную окраску, поднимает настроение участников. 
Дети особенно любят соревнования и конкурсы на определенную тему «Геометрический конкурс», «Догонялки» и др, Сохраняя тему, сюжет конкурса воспитатель может усложнять или упрощать задания в зависимости от уровня развития детей, их знаний и умений.  
         О том или ином математическом конкурсе воспитатель предупреждает детей за два-три дня. Дети готовятся к нему, помогают подобрать необходимые пособия, атрибуты. В начале конкурса, перед разминкой или еще раньше, дети делятся на две команды. Если детей в группе мало, можно не делить их на команды, а проводить соревнование между всеми детьми группы. Оценивая лучшие ответы, например, звездочками или флажками. 
Команды выбирают названия и капитанов. Если сами дети затрудняются, названия может предложить воспитатель. Хорошо, когда название команды связано с темой и содержанием конкурса. В конце конкурса подсчитывается количество звездочек, флажков, конфет ил других призов, полученных за выполнение заданий. Определяются команда-победитель или дети-победители, которые награждаются сувенирами, значками. Памятные подарки получают и проигравшие участники конкурса. Команду-победительницу дети приветствуют аплодисментами.  
Конкурсы можно проводить в группе вой комнате или в зале, оформленном математическим материалом.  
           В ходе конкурса воспитатель следит за состоянием детей, их настроением, желанием продолжать соревнование. В зависимости от этого оно может быть продлено или сокращено.  
Важно, чтобы дети ждали математических конкурсов и с удовольствием принимали и них участие 
           Таким образом, занимательный аспект как средство формирования познавательного интереса, очень важен в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он укрепляет интерес детей к новым знаниям, желание показать накопленный опыт в самостоятельном действии, а так же во взаимодействии со сверстниками.  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.

Идея активизации познания имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.  
Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.  
           В процессе обучения и учения,  окружающий ребенка мир раскрывается постепенно — от познания конкретных фактов и явлений к пониманию и установлению связей между ними, от простых локальных связей к обобщенным системным связям, от них к теории, объясняющей явления окружающей жизни и направляющей умственную и практическую деятельность человека.  Ребенок дошкольного возраста находится у истоков этой стройной системы, раскрывающей процесс движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному

Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников