Непосредственно-образовательная деятельность, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить значение познавательного интереса у
старших дошкольников и условия его развития в процессе непосредственно-
образовательной деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической
литературе.
2) Выявить особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Психолого-педагогические основы развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста……6
1.1. Развитие познавательного интереса старших дошкольников
как психолого-педагогическая проблема………………………….6
1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста…………………………..9
Глава II Методика развития познавательного интереса у
старших дошкольников в процессе обучения……….…………………….15
2.1.Методика организации и проведения непосредственно-
образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного по развитию познавательного интереса……………15
2.2.Занимательный аспект формирования математических
представлений, как средство развития познавательного
интереса у старших дошкольников………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КР Булычёва.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Итак, садитесь на ковер и в путь! (Звучит спокойная музыка, дети передают друг другу зажженную свечу.) Вот мы и в городе Чувств, а перед нами дом, в котором живет Зрение.

Видишь - солнечное лето,

На цветочке стрекоза...

А рассматривать предметы

Помогают нам... глаза.

(Показывает картину  с летним пейзажем.) Посмотрите на картину и найдите предметы, похожие на круг (треугольник, квадрат, овал). Молодцы! Летим в гости к Слуху.

Не гремите, тише-тише.

Пожалейте ушки!

И тогда в тиши услышим

Моря шум в ракушке.

(Дети по  очереди прикладывают к уху большую морскую раковину.) Что вы услышали? (Море, шум прибоя.) Расскажите, что вы представляли, слушая морскую раковину? (Ответы.)

А теперь давайте отправимся в гости к Обонянию.

Запах супа из кастрюли

Так щекочет нос!

Аромат цветов в июле

Ветер нам принес.

(Дети с завязанными  глазами угадывают запахи - чеснока, ландыша.) Молодцы! Теперь поспешим к Осязанию.

Правда, мишка очень милый?

Мягкий-мягкий, вот погладь!

Не такой, как это мыло,

Что из рук скользит опять!

(Дети на  ощупь угадывают предметы.)

Следующая остановка - у дома, в котором живет Вкус.

Лимон кислее, чем арбуз, -

Ты это понял вмиг.

И сладкий вкус, и кислый вкус

Распробует язык.

(Дети с закрытыми  глазами пробуют кусочки фруктов и овощей, определяют их. В случае затруднения психолог дает подсказки - загадки.)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

Летом в огороде - свежие, зеленые, а зимою в бочке - крепкие, соленые. (Огурцы.)

Очень любят обезьянки

Съесть на завтрак по утрам

Очень вкусный, очень сладкий -

Ну, конечно же... банан.

Молодцы! Давайте вспомним, какие чувства живут в волшебной стране? (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.) Пора возвращаться.

Возьмемся за руки и скажем: «До скорой встречи!». Вручаю капитану букву Н чтобы в конце путешествия вы смогли составить слово.

Спортивный город

Цель. Закреплять умение владеть клюшкой, вести мяч змейкой, упражнять в беге, развивать быстроту и координацию движений, закреплять знания детей об олимпийской символике, развивать внимание, умение сосредоточиться на задании, закрепить знания о сезонных видах спорта, упражнять в перебрасывании мяча через сетку из-за головы и от груди одной и двумя руками.

Материал. Ворота, шесть конусов, две клюшки, два мяча для хоккея, обручи цвета олимпийских колец, набор карточек «Зимние и летние виды спорта», сетка для пионербола, шесть мячей, буква А.

Ход путешествия

Дети приходят в Спортивный город. Звучит веселая музыка. Входит мэр юрода.

Мэр. Здравствуйте, дети! (Здравствуйте!) Рада приветствовать вас в самом спортивном городе мира. В Спортивном городе мы будем играть в спортивные игры. А сейчас разминка, как у настоящих спортсменов. (Дети под музыку выполняют движения вместе с инструктором по физической культуре.) Разминка окончена. В одну шеренгу становись! На первый -второй рассчитайсь! (Дети выполняют команду.) Теперь у нас две команды: «Звездочка» и «Ракета». Команды, поприветствуйте друг друга. (Физ-культпривет!)

Эстафета «Хоккей». Дети с помощью клюшки ведут мяч между конусами змейкой и забивают его в ворота, которые стоят на расстоянии 2 м от последнего конуса. Затем, держа мяч и клюшку в руках, возвращаются к команде.

Эстафета «Собери пять олимпийских колец». Команды выстраиваются в две колонны, у каждого участника в руке обруч. Дети по очереди бегут до специальной мишени и выкладывают из обручей олимпийскую символику. Последний собирает кольца и возвращается к команде,

Игра «Определи вид спорта и время года». На расстоянии 10 м от команд лежат карточки, на которых изображены летние и зимние виды спорта. Одна команда собирает карточки с зимними видами спорта, другая - с летними.

Мэр. Молодцы, быстро и правильно выполнили все задания. Вижу, много видов спорта знаете, А сейчас поиграем в любимую игру всех детей - пионербол. (Команды встают по обе стороны сетки. У каждой команды по три мяча. По сигналу дети перебрасывают мячи на другую сторону площадки. Игра останавливается через две минуты. На чьей стороне окажется больше мячей, та команда проиграла.) Дети, вы сильные, ловкие и умелые - настоящие спортсмены! Вручаю вам букву А. До свидания, до новых встреч!

Цветочный город

Цель. Формировать интерес к миру растений, желание делать окружающее красивым, закреплять знания о цветах, умение узнавать растения по внешним признакам, складывать поделки из бумаги по словесному указанию, развивать точность движений, аккуратность в работе, глазомер, внимание, умение доводить начатое дело до конца, наблюдательность, любознательность, память, внимание, моторику, ритмичность движений, закреплять знания о повадках лягушки, развивать слуховое восприятие, умение подражать звукам лягушки.

Материал. Лягушонок Ква-ки, искусственные цветы (по количеству детей), буква И, бумага для оригами (по количеству детей).

Предварительная работа. Занятия по ознакомлению с окружающим (знакомство с цветами, насекомыми), наблюдение за лягушками на участке, чтение произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и М. Пришвина «Лягушонок».

Ход путешествия

Дети приходят в Цветочный город (экологический кабинет). Звучит веселая музыка. Входит мэр Цветочного города.

Мэр. Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать в самом красивом в мире Цветочном городе. Как вы думаете, почему он так называется? (В этом городе много цветов. Здесь очень красиво.) Да, действительно, в Цветочном городе много красивых цветов и растений. Какие цветы вы знаете? (Роза, тюльпан, колокольчик, ромашка и др.) А в каком литературном произведении для детей рассказывается о Цветочном городе? («Приключения Незнайки и его друзей».) Из этого произведения мы узнали, что жители Цветочного города очень любят играть. Сейчас и мы поиграем. Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите любой цветок. (Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Дети, двигаясь в ритме музыкального произведения, находят пару - ребенка с таким же цветком. Как только музыка останавливается, пары берутся за руки. Игра повторяется два-три раза.)

В Цветочном городе должно быть много насекомых. Сейчас поиграем в игру «Паучки и комары». Все дети - комарики, а Сережа и Кирилл будут паучками.

Игра «Паучки и комары». Все комарики ходят, свободно бегают по залу под музыку. Паучки берутся за руки и пытаются заманить комаров в паутину. Когда все комары будут пойманы, дети берутся за руки и выполняют танцевальные движения под музыку.

Мэр. В нашем городе живет лягушонок. Он любит играть в прятки. Давайте его найдем! Вы будете искать, а я - подсказывать если вы далеко от него, я буду говорить «холодно», а если близко - «горячо». (Дети с помощью воспитателя находят лягушонка.)

Лягушонок. Привет! Меня зовут Кваки,  я рад, что вы меня нашли. Я тоже люблю  играть, Давайте поиграем! (Читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.)

Две лягушки-хохотушки (складывают большой, указательный и средний пальцы в щепотку, делая хватательные движения пальцами)

Прыгали, скакали (изображают прыжки пальцами, приподнимая и опуская руки)., Лапкой - хлоп, другою - хлоп (хлопают ладонями по коленям),

Щеки раздували (надувают щеки).

Увидали комара (сложив пальцы в щепотку, изображают траекторию полети комара, прослеживая ее глазами).

Закричали; «Ква-ква-ква!». (Делают хватательные движения большим, указательным и средним пальцами.)

Улетел комар, как ветер (машут рукой, прощаясь с комаром),

Хорошо пожить на свете! (Поглаживают себя ладонью по груди.)

Но больше всего я люблю петь. Вот так «Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!». (Дети смеются.)

А хотите мне подпевать? Давайте все! вместе: «Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!». (Квакают.)

Молодцы, хорошо у вас получается!' Сейчас устроим лягушачий хор.

Дидактическое   упражнение  «Лягушачий хор».  

Лягушонок указывает на того, кто начнет пение, затем песню подхватывает следующий ребенок и так далее по кругу. Заканчивается упражнение совместными,, протяжным: «Ква-ква-ква! Ква-ква-| ква!».

Лягушонок. Как вы меня порадовали!

Мэр. Дети, лягушонок очень любит плавать по Цветочной реке на лодочке. Давайте смастерим ему лодку.  Дети вместе с воспитателем изготавливают лодочки из бумаги в технике оригами.

Лягушонок. Спасибо! У меня никогда не было столько красивых, аккуратных лодочек. Давайте устроим соревнование: посмотрим, чья лодочка быстрее доплывет до середины Цветочной реки.

Дети кладут лодочки на край стола, руки за спиной. По сигналу каждый ребенок начинает дуть на свою лодочку, сдувая ее на середину реки - стола. Выигрывает тот, чья лодочка первой окажется у цели.

Лягушонок. Как весело я провел с вами время! Пойду отдыхать. До свидания! Дети. До свидания, лягушонок Кваки!

Мэр. Да, наше путешествие по Цветочному городу закончилось. На прощание я вручаю вам букву И. До встречи, друзья!

В конце игры все группы в физкультурном зале делятся впечатлениями.

Ведущий. Сегодня вы узнали много интересного, посетили много городов. В каждом городе вы получили по одной букве. Вручаю вам последнюю букву И. По моей команде составьте из собранных букв слово. Готовы? Начали!

Звучит песня В. Шаинского «От улыбки...», дети вместе с воспитателями групп собирают слово.

Ведущий. Быстро вы справились с заданием! Прочитайте слово хором! (Знайки.) Всегда оставайтесь знайками, стремитесь узнавать новое каждый день, и тогда ваша жизнь будет веселой и интересной. На этом наше путешествие окончено.

Дети под музыку выходят из зала.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

«Конкурс продавцов»

 
Задачи.

  1. Упражнять в сравнении чисел, установлении их последовательности, счете предметов, решении задач-иллюстраций и устных задач;
  2. Учить различать по картинкам времена года, сравнивать предметы по высоте;
  3. Развивать сообразительность, внимание.

     Демонстрационный  материал. Две полочки-лесенки для оформления витрин, двенадцать елок, четырнадцать зайцев, шестнадцать грибов, семь белок; карточка, на которой нарисовано восемь кругов, стулья разной высоты, красочные игрушки-призы, рисунки с изображением радуги и солнца, рисунки к игре «На что похоже?», картинки «Времена года», четыре морковки, четыре яблока. 
Раздаточный материал. Рули - круги двух цветов с изображенными на них кружками - от одного до десяти (по количеству играющих). 
 
Предварительная работа. Разделить детей на две команды, дать им названия, например «Радуга» и «Солнышко».

    Ход конкурса: 
В группе два «магазина» (составленные вместе столы) – «Солнышко» и «Радуга». Каждая команда садится за свой стол (находит изображение солнышка или радуги). 
Разминка.

     Воспитатель: Сегодня  у нас конкурс продавцов - узнаем, кто лучше работает в магазине. За хорошую работу я буду  награждать продавцов призом (игрушкой). Потом посчитаем у кого их больше.  
Итак, первое задание: отгадайте загадку и узнайте какой товар привезли в магазин: « Два кольца, два конца, посредине гвоздик.» (Ножницы.) «Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.» (Очки.)  
Задание 1 «Оформи витрину» (участвуют по три ребенка от каждой команды).

     У каждой команды - шесть елок, семь зайцев, семь  грибов. Нужно разложить их на  полках витрины по группам, так  чтобы было хорошо видно, каких  игрушек больше, а каких меньше. Воспитатель оценивает результаты, мотивирует свои оценки, спрашивает: «Сколько елок? грибов? зайцев? Чего больше - елок или зайцев? Чего меньше - грибов или елок?».  
Задание 2 «Распродажа».

     Воспитатель (по очереди  дает задания командам). В магазине  четыре картины (выставляет картины «Времена года»). Пришел медведь и захотел купить картину о весне. Какую картину вы емy предложите? Почему? (Ответы.) В магазин пришли три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Они хотят купить стулья (выставляет несколько стульев разной высоты). Какие стулья вы им предложите? Почему? Как проверить, что вы не ошиблись в подборе стульев? (Поставить стулья рядом и сравнить их самый высокий стул - для Михаила Ивановича, стул пониже - для Настасьи Петровны, а последний, самый маленький, для Мишутки.) 
В магазин прискакали белочки (выставляет на наборном полотне семь белок) хотят купить на одну шишку меньше, их самих. Сколько шишек вы им предложите? (Шесть.) Как проверить, что вы не ошиблись? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель показывает и объясняет: «Смотрите, белок (считает) семь. Положим шишки на наборном полотне под белками. Посчитаем. Мы видим, что одна белка лишняя, значит белок на одну больше чем шишек. А шишек на одну меньше, чем белок. Шесть меньше семи на один. Ваш ответ правильный. 
В магазин пришла собачка Жучка. Она просит продать ей на одну косточку больше, чем кружков на карточке (показывает карточку, на которой восемь кружков). Сколько косточек вы ей продадите? Почему? (Ответы.) 
 
Задание 3 «Машины, в магазин!»

Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников